Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
«Жестокий водевиль» Товарищества артистов МХАТ. Новый взгляд на Островского
«Жестокий водевиль» Товарищества артистов МХАТ. Новый взгляд на Островского
08.03.2021
/
Редакция
Товарищество артистов МХАТ с боевым настроением вернулось на сцену после пандемии.
Их история началась 32 года назад на стыке раздела МХАТа СССР на 2 самостоятельных театра. Исходя из общедоступной информации, у Товарищества на данный момент несколько спектаклей в репертуаре — это «Четки судьбы» по произведениям Анны Ахматовой, «Незнакомый Господин Чехов», “Зеркала Времени” по мотивам пьесы Алексея Арбузова “Мой бедный Марат”, “Юбилей” по произведению Чехова, “Ретро” по пьесе Александра Галина. И вот теперь — премьерный спектакль «Жестокий водевиль» по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Серьезные классические произведения для частного, негосударственного театра на большой сцене — редкая вещь. Но Товарищество артистов МХАТ не ищут лёгких путей.
Постановка по Островскому должна была состояться весной 2020 года, но из-за пандемии, спектакль пришлось отложить на неопределённый срок. И вот, 24 января 2021 года «Жестокий водевиль» развернулся перед нами на сцене Москонцерт-Холла.
Режиссёр-постановщик данного спектакля, а также художественный руководитель Товарищества артистов МХАТ — Пётр Викторович Гилёв. Он окончил ГИТИС и осуществил более 40 театральных постановок, примеры которых, помимо «Жестокого водевиля», указаны выше.
Спектакль с большой точностью передаёт сюжет пьесы Островского «Без вины виноватые». В постановке можно заметить 3 любопытные интриги.
Во-первых: Шелавина подстраивает грязную игру для Отрадиной, чтобы увести у неё Мурова и тем самым решить свои проблемы и поквитаться со школьной товаркой, которая всегда так раздражала своим примерным поведением.
Во-вторых — Коринкина — звезда провинциального театра хочет убрать со своего пути Кручинину — известную провинциальную актрису и гастролершу. Коринкиной не понятен секрет воздействия главной героини на публику и она планирует большой скандал, целью которого является опорочить Елену Ивановну.
Третья интрига — Нил Стратоныч Дудукин содержит клуб для знати и привлекает артистов для всеобщего увеселения. Кроме того, он ведёт выборную компанию Мурова, который баллотируется на «видную должность». Мурову мешает Кручинина. Он придумывает решить эту проблему двумя способами: либо взять Елену в любовницы, либо подкупить, или решить историю с помощью Дудукина. Нил Стратоныч изначально заинтересован привлечь Кручинину в свой клуб для привлечения богатых меценатов, но, когда понимает, что его патрону — Мурову она мешает, думает как бы спровадить знаменитую актрису из города вон.
Все персонажи каноничные, каждый из которых рассказывает свою собственную историю. Даже второстепенные герои не теряются в вихре сменяющихся событий, а грамотно дополняют его, имея собственный характер и поведение. Например, мальчик на побегушках Иван, в исполнении актёра Савелия Наумова, не теряется на фоне ярких центральных персонажей, а уместно и легко разбавляет драматизм всей истории, очаровывает своей искренностью и весельем.А актриса Анна Лазарева, в роли мещанки Галчихи, удивила резкой сменой образа. Вначале спектакля, она предстаёт перед нами богатой дамой в ярком фиолетовом наряде, чтобы сообщить молодой Отрадиной о смерти ее ребенка. А намного позже состоятельная мещанка превращается в старуху-нищенку, одетую в тряпье и ведёт себя совершенно иначе.
Главная героиня истории — Елена Кручинина, в исполнении актрисы Марины Колесниченко, также полностью соответствует своему характеру в пьесе. Глядя на неё на сцене, хочется воскликнуть:
«Именно такую Кручинину я и представляю, читая пьесу!»
В образе присутствует очарование известной провинциальной актрисы, любимицы публики. При этом есть добросердечие, мягкость нереализованного материнства, желание спасти всех и каждого. Даже незнакомца и хулигана Незнамова.
Один из любимцев публики, который получил большое количество аплодисментов, это, безусловно, Шмага в исполнении Алексея Бушуева. Он и удачно шутил, и довольно эффектно менял образы. Кстати, наряда «маленькой балерины», в котором предстал Шмага перед Кручининой во время первой встречи, в пьесе Островского не было. Тем не менее этот комичный танец в пачке танцовщицы неплохо взбодрил зрительный зал.
Творческий замысел режиссёра, заключался в желании рассказать не только историю любви, но и показать театр с, так называемой, «изнанки». Мы видим кулисы театра, смотрим на репетиции актёров, наблюдаем за ними в гримёрных. Жизнь «за кулисами» показана совершенно естественным образом. Занавес несколько раз закрывался во время спектакля и это были не антракты, как думали зрители, а часть представления. В такие моменты актёры никуда не уходили, они свободно разгуливали по залу, проходили между рядами кресел. Например, в явлении, когда в провинциальный театр приехал Муров и его с восторгом встретили герои нашей истории в надежде на щедрое покровительство.
Зрителей держали в напряжении. Когда зал начинал расслабляться, его тут же «включали» актёры, выбегающие из темноты.
Жанр постановки — драма с элементами комедии и мюзикла. Отсюда и название спектакля — «Жестокий водевиль». Мы видим неплохую хореографию, некоторые актёры сами исполняют отрывки из романсов. Таинственная сцена, где Шелавина танцует в черной вуали в окружении людей в тёмных мантиях, как посланников смерти, похожа не просто на траурную церемонию, а на некий сакральный ритуал. Отрадина теряет своего ребёнка и отпускает в небо, словно ангела, маленький белый шарик.
Привлекают внимание яркие костюмы актёров. Особенно оранжевое платье Шелавиной со шляпкой в форме корабля в стиле Марии Антуанетты, а также ярко-красный наряд Коринкиной, который замечательно помог актрисе раскрыть образ непростого персонажа.
А вот декорации в процессе спектакля не обновлялись, только меняли своё расположение.
Также из минусов можно отметить неудачное расположение небольшого помоста из трёх ступеней, который стоял не по середине сцены, а сбоку. Из-за этого, зрителям, которые сидели с краю, было почти не видно происходящие на этом помосте.
В итоге мы с вами имеем любопытную интерпретацию пьесы Александра Островского «Без вины виноватые», где одну из главных ролей исполняет сам театр.
Спектакль действительно показывает, что без вины виноватых нет. Каждый персонаж получает именно то, чего больше всего заслуживает. «Жестокий водевиль» преподносит нам мысль, что справедливость, хоть и не сразу, но торжествует. Судьба порой готовит неожиданные сюрпризы.
Посмотрев спектакль видно, что Товарищество артистов МХАТ следует классическим заповедям просветительского театра и школе К. С. Станиславского. Ребята, приверженцы старых традиций, действительно заморочились над постановкой и, учитывая отсутствие спонсоров, сделали яркий, интересный и запоминающийся спектакль. Но Товариществу, ещё есть над чем поработать. Хотя, как независимый самостоятельный театр, они заслуживают больших похвал и за то, что выбирают для своих постановок классику, а не легкие сюжеты, свойственные антрепризным театрам.
Марта Агальцова
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ