Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

«Жестокий водевиль» Товарищества артистов МХАТ. Новый взгляд на Островского

Товарищество артистов МХАТ с боевым настроением вернулось на сцену после пандемии.

Их история  началась 32 года назад на стыке раздела МХАТа СССР на 2 самостоятельных театра. Исходя из общедоступной информации, у Товарищества на данный момент несколько спектаклей в репертуаре — это «Четки судьбы» по произведениям Анны Ахматовой, «Незнакомый Господин Чехов», “Зеркала Времени” по мотивам пьесы Алексея Арбузова “Мой бедный Марат”, “Юбилей” по произведению Чехова, “Ретро” по пьесе Александра Галина. И вот теперь — премьерный спектакль «Жестокий водевиль» по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Серьезные классические произведения для частного, негосударственного театра на большой сцене — редкая вещь. Но Товарищество артистов МХАТ не ищут лёгких путей.

Постановка по Островскому должна была состояться весной 2020 года, но из-за пандемии, спектакль пришлось отложить на неопределённый срок. И вот, 24 января 2021 года «Жестокий водевиль» развернулся перед нами на сцене Москонцерт-Холла.

Режиссёр-постановщик данного спектакля, а также художественный руководитель Товарищества артистов МХАТ — Пётр Викторович Гилёв. Он окончил ГИТИС и осуществил более 40 театральных постановок, примеры которых, помимо «Жестокого водевиля», указаны выше.

Спектакль с большой точностью передаёт сюжет пьесы Островского «Без вины виноватые». В постановке можно заметить 3 любопытные интриги.

Во-первых: Шелавина подстраивает грязную игру для Отрадиной, чтобы увести у неё Мурова и тем самым решить свои проблемы и поквитаться со школьной товаркой, которая всегда так раздражала своим примерным поведением.

Во-вторых — Коринкина — звезда провинциального театра хочет убрать со своего пути Кручинину — известную провинциальную актрису и гастролершу. Коринкиной не понятен секрет воздействия главной героини на публику и она планирует большой скандал, целью которого является опорочить Елену Ивановну.

Третья интрига — Нил Стратоныч Дудукин содержит клуб для знати и привлекает артистов для всеобщего увеселения. Кроме того, он ведёт выборную компанию Мурова, который баллотируется на «видную должность». Мурову мешает Кручинина. Он придумывает решить эту проблему двумя способами: либо взять Елену в любовницы, либо подкупить, или решить историю с помощью Дудукина. Нил Стратоныч изначально заинтересован привлечь Кручинину в свой клуб для привлечения богатых меценатов, но, когда понимает, что его патрону — Мурову она мешает, думает как бы спровадить знаменитую актрису из города вон.

Все персонажи каноничные, каждый из которых рассказывает свою собственную историю. Даже второстепенные герои не теряются в вихре сменяющихся событий, а грамотно дополняют его, имея собственный характер и поведение. Например, мальчик на побегушках Иван, в исполнении актёра Савелия Наумова, не теряется на фоне ярких центральных персонажей, а уместно и легко разбавляет драматизм всей истории, очаровывает своей искренностью и весельем.А актриса Анна Лазарева, в роли мещанки Галчихи, удивила резкой сменой образа. Вначале спектакля, она предстаёт перед нами богатой дамой в ярком фиолетовом наряде, чтобы сообщить молодой Отрадиной о смерти ее ребенка. А намного позже состоятельная мещанка превращается в старуху-нищенку, одетую в тряпье и ведёт себя совершенно иначе.

Главная героиня истории — Елена Кручинина, в исполнении актрисы Марины Колесниченко, также полностью соответствует своему характеру в пьесе. Глядя на неё на сцене, хочется воскликнуть:

«Именно такую Кручинину я и представляю, читая пьесу!»

В образе присутствует очарование известной провинциальной актрисы, любимицы публики. При этом есть добросердечие, мягкость нереализованного материнства, желание спасти всех и каждого. Даже незнакомца и хулигана Незнамова.

Один из любимцев публики, который получил большое количество аплодисментов, это, безусловно, Шмага в исполнении Алексея Бушуева. Он и удачно шутил, и довольно эффектно менял образы. Кстати, наряда «маленькой балерины», в котором предстал Шмага перед Кручининой во время первой встречи, в пьесе Островского не было. Тем не менее этот комичный танец в пачке танцовщицы неплохо взбодрил зрительный зал.

Творческий замысел режиссёра, заключался в желании рассказать не только историю любви, но и показать театр с, так называемой, «изнанки». Мы видим кулисы театра, смотрим на репетиции актёров, наблюдаем за ними в гримёрных. Жизнь «за кулисами» показана совершенно естественным образом. Занавес несколько раз закрывался во время спектакля и это были не антракты, как думали зрители, а часть представления. В такие моменты актёры никуда не уходили, они свободно разгуливали по залу, проходили между рядами кресел. Например, в явлении, когда в провинциальный театр приехал Муров и его с восторгом встретили герои нашей истории в надежде на щедрое покровительство.

Зрителей держали в напряжении. Когда зал начинал расслабляться, его тут же «включали» актёры, выбегающие из темноты.

Жанр постановки — драма с элементами комедии и мюзикла. Отсюда и название спектакля — «Жестокий водевиль». Мы видим неплохую хореографию, некоторые актёры сами исполняют отрывки из романсов. Таинственная сцена, где Шелавина танцует в черной вуали в окружении людей в тёмных мантиях, как посланников смерти, похожа не просто на траурную церемонию, а на некий сакральный ритуал. Отрадина теряет своего ребёнка и отпускает в небо, словно ангела, маленький белый шарик.

Привлекают внимание яркие костюмы актёров. Особенно оранжевое платье Шелавиной со шляпкой в форме корабля в стиле Марии Антуанетты, а также ярко-красный наряд Коринкиной, который замечательно помог актрисе раскрыть образ непростого персонажа.

А вот декорации в процессе спектакля не обновлялись, только меняли своё расположение.

Также из минусов можно отметить неудачное расположение небольшого помоста из трёх ступеней, который стоял не по середине сцены, а сбоку. Из-за этого, зрителям, которые сидели с краю, было почти не видно происходящие на этом помосте.

В итоге мы с вами имеем любопытную интерпретацию пьесы Александра Островского «Без вины виноватые», где одну из главных ролей исполняет сам театр.

«Жестокий водевиль» — это дань искусству драмы!

Спектакль действительно показывает, что без вины виноватых нет. Каждый персонаж получает именно то, чего больше всего заслуживает. «Жестокий водевиль» преподносит нам мысль, что справедливость, хоть и не сразу, но торжествует. Судьба порой готовит неожиданные сюрпризы.

Посмотрев спектакль видно, что Товарищество артистов МХАТ следует классическим заповедям просветительского театра и школе К. С. Станиславского. Ребята, приверженцы старых традиций, действительно заморочились над постановкой и, учитывая отсутствие спонсоров, сделали яркий, интересный и запоминающийся спектакль. Но Товариществу, ещё есть над чем поработать. Хотя, как независимый самостоятельный театр, они заслуживают больших похвал и за то, что выбирают для своих постановок классику, а не легкие сюжеты, свойственные антрепризным театрам.

Марта Агальцова


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика