Сейчас ему 65. Стихи сочиняет шестой год. Да-да, я не оговорился. Писать он начал в 60 лет. Как говорится, невероятно – но факт. Имея за плечами высшее филологическое образование, он (по его выражению) «проснулся» в том возрасте, когда большинство пишущих стихи уже «зачехляют свои перья».
Выйдя на пенсию в 2013 году, он, спустя два года, стал работать дворником и обслуживает 8 (восемь!) домов, тем самым «приравняв перо к лопате».
Что из этого получилось, судить тебе, читатель:
—
Четвертый год хожу с метлой.
Зимой – в руках моих лопата.
Хоть человек я пожилой,
Я коммунальным стал солдатом.
Теперь я – дворник, и горжусь –
Что приравнял перо к лопате.
Я грязной робы не стыжусь,
И рад начисленной зарплате.
Моих ровесников нытье
Отныне я не понимаю –
Когда они свое житье
И государство проклинают.
Хочу им дать простой совет:
Вы не стары еще, ребята!
Чем проклинать весь белый свет, —
Метлу купите. И лопату.
Александр Мохначёв
Особенности стихотворных форм, к которым чаще всего обращается Александр Мохначёв своим «пером, приравненным к лопате», но от этого не переставшим выполнять задачи поэтического пера – это краткие афористичные мысли в рифму.
В каком-то экзистенциальном (метафизическом? трансцендентном?) смысле стихотворения Александра Мохначёва выражают не просто идеи, но страхи, а с ними и повседневные разговоры целого поколения русских людей. Моё данное заключение не есть аксиома, но и лукавства в нём нет, ибо фундаментальные человеческие вопросы бытия и к бытию неизбежно соседствуют с не менее человеческими и фундаментальными страхами, а может даже из вторых и вырастают. Вот по этой причине мне кажется важным сказать о «выраженном в стихах сборника поколении», так как подобный взгляд с моей стороны есть попытка не оценить творчество, но, прежде всего, понять человека, друга.
ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР
Сужу себя сурово, беспристрастно:
Всё то, чем в своей жизни дорожил,
В итоге оказалось пошлым фарсом,
Где я играл статистом — но не жил.
А жизнь иная — промелькнула рядом:
Любовь и радость… Верные друзья…
Непрожитая мною жизнь моя
Мелькнула мимо двадцать пятым кадром.
Я видел эту жизнь в коротких снах,
И женщину, обещанную Богом, —
С точёным профилем — и в платье строгом…
И утром просыпался весь в слезах.
Быть может, это блажь, но верю я:
В том кадре всё, что ждёт меня за гробом —
И верные надёжные друзья,
И женщина, обещанная Богом.
На сегодняшний день автор издал две книги стихотворений. И это не просто количественный показатель — это следующий шаг, который предполагает более глубокое погружение в поэтический мир автора.
«Забег» и «65+» — это точки отсчета поэтического марш-броска, начатого в зрелом возрасте. Названия сборников задают смысловую многослойность, которой наполнены все стихотворения. И если «Забег» – это начало, пускай и позднее, но, тем не менее, являющееся первым публичным опытом автора, то вторая книга «65+» стоит отдельных нескольких комментариев о её названии.
65+ — что это?
С одной стороны знакомое всем сегодня цензурирование всего подряд. В этом смысле сборник предполагает чтение взрослыми людьми, но не по причине табуированной лексики, а по причине серьёзности смыслов и важности наличия у читателя жизненного опыта.
65+ — это и указание на бессмысленность и формальность подобной маркировки, окружающей нас сегодня со всех сторон: от кинофильма до книжки для детского чтения. Сатира на бюрократизмы современности, но сатира серьезная, продолжающая традиции того самого: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь».
Мой организм опять томится
От нестыковки двух желаний:
Душа влечет его напиться,
А разум – тупо ждет познаний.
И многое, многое другое, о чём предлагают читателю проникнуться самому.
Скажем лишь главное – перед нами поэт, и стихотворения становятся не просто смыслообразующей силой, но тем изначальным ядром, что заставляет человека говорить с другим человеком о главном, о важном, о чём-то общечеловеческом.
ТАКИЕ НУЖНЫЕ СЛОВА…
Ирина, ангел мой земной!
Чем ты меня околдовала?
Я ведь беседую с тобой
так, словно ты не умирала.
Вот и сейчас — мне облик твой
с потусторонними глазами —
рисует в ярких красках память –
такой реальный и живой.
О, если б я сумел забыть
тот черный день – то воскресенье!
Но мы у памяти – рабы,
и я, увы – не исключенье.
…Уже смертельная болезнь
свои ростки в тебя пустила…
«Скажи, а ТАМ…ТАМ что-то есть?»
взглянув на небо, ты спросила
и посмотрела мне в глаза –
как смотрят маленькие дети…
Я усмехнулся и сказал:
«Забудь, Ирина, бредни эти!
«Тот свет» придумали попы,
Чтоб нас дурачить, понимаешь?
Все это – сказки для толпы…»
«А ты ОТКУДА это знаешь?»
Ее вопрос был слишком тих –
но покачнулась вдруг планета,
и мир вокруг меня затих –
как будто тоже ждал ответа.
Ах, мне бы, дураку, понять,
что я – последняя надежда!
Найти б слова, тебя обнять –
как я обычно делал прежде.
И ты поверила бы мне –
что я спасу, что все устрою —
так верят золушки герою
на белом сказочном коне…
Но не нашлись в тот миг слова –
слова, которые спасают –
ведь их хранит не голова,
они лишь в сердце обитают.
И прозвучала злая ложь:
Я – бодрым голосом кретина –
тебя заверил: «Ты, Ирина,
еще лет сорок проживешь!»
…Потом был онкодиспансер –
врачи, свиданья, запах смерти…
Мир стал туманен, зыбок, сер,
а по ночам – мне снились черти.
Я проклял свой агностицизм,
которым смолоду гордился,
забыл свой гонор, скептицизм,
и за тебя одну молился
неканонично и – убого…
Забросив все свои дела,
я – как умел –просил у Бога,
чтоб ты назло всему жила!
…И только у твоей могилы,
где летом выросла трава,
ко мне пришли под дождь унылый
те сокровенные слова:
«Иринка, ангел мой картавый!
Прости меня – он есть «ТОТ СВЕТ»,
где заживем с тобой на славу –
ведь смерти ТАМ – в помине нет!»
ЖИТЬ — ДЛЯ СЕБЯ?
Если я – не для себя, то кто же для меня?
Но если я – только для себя, то зачем я нужен?
Гиллель
Прожить ли для себя остаток лет?
(Бог знает, сколько мне осталось…)
Я – как Гиллель – впотьмах ищу ответ,
А тут еще моя подруга Старость
Назойливо жужжит мне прямо в уши:
«Наплюй на всех, мой друг, меня послушай.
Оставь другим заботу о других.
Зачем тебе решать за них проблемы,
Они – зерно на жерновах Системы,
Что методично перемелет их
В муку…
И ты прекрасно знаешь,
Что будет так.
Зачем же ты страдаешь,
И старческое сердце рвешь на части,
И полагаешь это – своим счастьем.
То жертвоприношение себя
В угоду тем, кого (пускай – любя)
Ты ставишь выше собственного блага.
Возьмись за ум, подумай бедолага!
Ведь вслед за мной к тебе нагрянут муки
Болезней тяжких… немощи несчастье…
Помогут ли тебе твой сын и внуки?
Скорей всего, — забудут в одночасье».
Да – доводы у Старости резонны,
И у природы есть свои законы:
«Пусть бедствует старик. Должно быть, жизнь права:
И львята никогда кормить не станут льва».*
…В конце стиха – согрев лапши на ужин
И притушив у лампы яркий свет,
Я написал для Старости ответ:
КОЛЬ ДЛЯ СЕБЯ Я, ТО ЗАЧЕМ Я НУЖЕН.
*Процитировано двустишье сирийского мудреца и поэта X-XI веков
Абу-ль-Аля аль-Маарри.
1 комментарий
Алексей Курганов
13.04.2021Вот именно: возраст для Поэта ( и поэзии) никакого принципиального значения не имеет. А может,и имеет, если стихотворец- человек изначально мудрый, то есть, ему есть ЧТО сказать.