«Поколение 21»: молодая драматургия для молодых — лаборатория в Великих Луках
12.05.2021Как уже не раз отмечалось, на российской сцене укрепились две тенденции. Или два направления. Они Тесно связаны друг с другом. Одно направление – это читки новых российских пьес маститых и молодых авторов. Порой это читки-показы на уровне эскиза возможного будущего спектакля. Нередко – по билетам для «обычного» зрителя. Эти читки и показы делаются как независимыми группами и командами профессиональных актеров и режиссеров, так и силами профессиональных и полулюбительских стационарных театров. Другое направление – все чаще театры самостоятельно (при поддержке местных властей и учредителей), а порой и в сотрудничестве с объединениями драматургов проводят конкурсы новых пьес и инсценировок. Иногда это тематические конкурсы. Но порой тема не задается. А лучшие конкурсные пьесы затем театром-организатором показываются в читках – силами актеров, режиссеров и сценографов этого театра. То есть, эти читки становятся заявками на возможное включение какой-то из этих пьес в репертуар театра.
Вот на этом рубеже оба направления смыкаются. Правда, как ни грустно для драматургов, очень редко эти читки-показы редко приводят показанную пьесу на сцену. И даже читки пьес, отобранных театром в его же проведенном конкурсе, точно так же редко приводят их на сцену – даже в том театре, который показал их в читках, как лучшие, в организованном им драмконкурсе. Но об этом чуть дальше…
Еще года два с лишним назад Гильдия драматургов России активно включилась в этот процесс – не просто проведение читок по новым пьесам, но именно в сотрудничестве с театрами. В том числе – в проведении совместных с театрами конкурсов новой российской драматургии. Причем, Гильдия все чаще выступает инициатором таких совместных программ и совместных конкурсов новой пьесы. И таких «точек на сценической карте» нашей огромной страны — на юге, востоке, севере и в центре: как в Москве и в Санкт-Петербурге, так и в других городах России, от Томска и до Великих Лук и Туапсе.
Недавно такой проект – конкурс новых российских пьес для подростков и молодежи «ПОКОЛЕНИЕ 21» и читки лучших произведений конкурса Гильдия драматургов России провела – и с огромным успехом! — совместно с Великолукским драмтеатром.
С 8 по 11 апреля с. г. Великолукский драматический театр жил, можно сказать, в ритме текстов нескольких пьес современных российских авторов. Здесь прошли шесть читок новых пьес – в рамках творческой лаборатории-семинара по драматургии для подростков и молодежи «ПОКОЛЕНИЕ 21». (Понятно, что речь не только о 2021 годе, но и о 21-м веке.) Лаборатория стала своеобразным завершением масштабного совместного проекта Гильдии драматургов России и Великолукского драмтеатра — Всероссийского конкурса пьес для подростковой и молодежной аудитории «ПОКОЛЕНИЕ 21».
В «Положении» о конкурсе его задачи (и лаборатории) определены так: «…формирование мотивации к созданию новых драматургических произведений для подростковой и молодежной аудитории; выявление новых имен в драматургии, пишущих для подростков и молодежи; расширение круга репертуарных предложений для театральных коллективов; укрепление профессиональных связей между драматургами и практиками театра; стимулирование театров к постановке новых пьес для подростковой и молодежной аудитории».
За этими сухими и несколько официозно-канцелярскими формулировками – отражение сложившейся реальности. Наши театры не очень-то жалуют современную российскую драматурги. И совсем уж косо смотрят на пьесы, адресованные не самым маленьким зрителям (фактически – их бабушкам и дедушкам), а подросткам, тинэйджерам, юношеству и молодежи. Поэтому Гильдия драматургов России старается активно сотрудничать с теми региональными российскими театрами, которые проявляют заинтересованность в работе с новыми пьесам, особенно для подростков и молодежи.
Совместный проект с Великолукским драмтеатром – один из опытов такого сотрудничества Гильдии. Опыт, который показывает, каким многогранным может быть такое сотрудничество. Сколько важных мероприятий и направлений может (и должно) включать – конкурс, читки-показы, общения с молодыми драматургами, творческие встречи, лаборатории и мастер-классы, обсуждения (которые тоже становятся своеобразными уроками мастерства и для драматургов, и для театра – в постижении современных пьес и налаживании сотрудничества с авторами), ибо это способствует не только продвижению на сцену и к зрителям новых современных российских пьес и авторских имен, но и служит развитию всего театрального дела, всего сценического искусства, подъему мастерства самых разных театральных специалистов.
По итогам конкурса жюри и театр из 49 присланных в конкурс произведений отобрали для читок шесть пьес авторов из разных городов России: «Одуванчик» Елизаветы Мартыновой, «Таинственное происшествие у бассейна» Ивы Казанцевой, дуэтную пьесу «Зебры не ржут» Михаила Батурина, еще одна дуэтная пьеса «Сережа дурачок, а Вовка – жадина» Елены Щетининой и Натальи Волочаевской, «Про «умные» линзы, Леху с Аленой и кинжал из дамасской стали» Юлии Бочаровой, и монопьесу «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять» Натальи Шор.
Основные персонажи всех пьес – подростки, старшеклассники, молодые люди. И с огромным энтузиазмом и увлечением в читках пьес приняли участие молодые актеры Великолукского театра. Режиссером всех читок стал художественный руководитель театра Юрий Печенежский, он же был и модератором обсуждений после каждой читки. А в этих обсуждениях горячо дискутировали и те, кто участвовал в читках, и другие актеры театра, и зрители. Причем, как вполне взрослые и матерые, так и школьники – ровесники персонажей. А также специалисты от Гильдии, проводившие беседы и мастер-классы на Лаборатории и приехавшие в Великие Луки драматурги — Юлия Бочарова, Елизавета Мартынова, Наталья Шор,. И молодой драматург из Беларуси Алексей Кулаков.
И тут прежде всего надо сказать, с какой заинтересованностью отнеслись ко всему проекту и к самой лаборатории председатель комитета по культуре г. Великие Луки Анжелика Романюк и руководители театра – его директор Николай Андросович, художественный руководитель Юрий Печенежский, главный режиссер Павел Сергеев. На вступительной пресс-конференции они говорили о важности такой лаборатории для театра и для города. В пресс-конференции участвовали также специалисты-эксперты от Гильдии драматургов России, приехавшие работать в Лаборатории — генеральный директор Гильдии, драматург и режиссер Юрий Бутунин, председатель Гильдии, драматург Юрий Ломовцев, член Правления Гильдии, театральный критик, драматург Валерий Бегунов, член Гильдии, заслуженный деятель искусств РФ режиссер, актриса и педагог Ника Косенкова, первый секретарь Гильдии драматург Наталья Шор – куратор проекта «Поколение 21».
Теперь о пьесах, читках и обсуждениях. Пьесы эти не бесспорны, неоднозначны. Но именно они отобраны жюри и театром. В жюри конкурса, кстати, входили и режиссеры – то есть они смотрели на пьесы с точки зрения того, как примет их сцена, насколько они потенциально сценичны. Сюжеты всех пьес так или иначе основаны на очень узнаваемых, актуальных, острых современных ситуациях – в школе, в семье, на во дворах и молодежных компаниях. Ситуации подчас болезненные, трагические. Однозначного решения не имеющие. Те ситуации, в которых «общего правила» ответа на проблему нет – каждый участник выбирает свой путь. Но лишь обратившиеся к такому материалу, к такой проблематике и привлекательны и интересны произведения искусства (в том числе – драматургического и сценического). И вот здесь надо сделать замечание общего порядка. Как и те пьесы, которые отобраны были в проекте «ПОКОЛЕНИЕ-21» в читки, так и другие пьесы конкурса, и в общей массе современные пьесы маститых и молодых российских драматургов для подростков, юношества и молодежи несут несколько примет. Основанные на реальных событиях и ситуациях школы, вузов, семьи, первых трудовых опытов, дворового общения вживую и онлайн-общения, эти пьесы грешат повтором типовых положений и перипетий. И реальная жизнь, и документальные материалы печатных и электронных СМИ, ТВ и интернет-сообщений предлагают гораздо более широкий и многообразный спектр того, что происходит в среде школьников и молодежи – в их общении между собой и со взрослыми.
Причем, вот что любопытно: сами по себе ситуации в этих пьесах острые, конфликтные, порой приводящие к катастрофам и гибели. – случайным или преднамеренным убийствам, суициду и пр. Но при этом глубина и сила переживаний персонажей, силы чувств, захлестывающая участников событий, как бы сглажены. Не столько сильно прописаны и поданы авторами, чтоб приводить к катастрофическим финалам и поступкам. Ведь суть драматургии и сценических действ, как художественного творчества – не хроника бытописательства, не социология и тому подобное в форме театральных произведений, не перечисление житейских проблем, не социологическое их исследование (даже если перед нами образцы доку-драмы) и т. п., а раскрытие бездн и глубин духовной, душевной жизни юных существ, вступающих в эту бурную, непростую, противоречивую нашу общую жизнь.
Еще одно свойство, присущее многим и многим пьесам о современных юных (особенно, написанных молодыми авторами) – явная «литературность» текста. Вроде бы живая, «разговорная» речь, насыщенная сленгом… но ощущение, что как-то очень уж знакомы словечки и выражения; и не «дворовому» или уличному говору – а по другим литературным творениям. Литературность проступает и в чрезмерном увлечении описательными длинными ремарками – они словно подсказка автором театру, как ставить его пьесу. Но режиссер, его команда и театр – коллективный самостоятельный художник, и постановочный принцип, режиссерская трактовка одного и того же сюжета могут быть самыми разными.
Вот это, как и «типовой набор» похожих ситуаций и персонажей, указывает еще на одну общую черту – «насмотренность» авторами бесконечных наших и зарубежных сериалов (включая те, в которые превращены комиксы или «сериальные многоуровневые компьютерные игры). И сама «литературность» текста, характер ремарок, больше похожих на описательные элементы текста, предназначаемого для экранного воплощения, тоже говорят о том, что авторы новых пьес подспудно ориентируются именно на экран, а не на сцену… и не очень хорошо представляют себя, что это такое – сценического пространственное действо.
Эти общие черты особенно хорошо заметны в массиве пьес, присланных на тот или иной конкурс. Так что же, не проводить их? Нет! Непременно проводить. И именно с театрами. И читки, как бы к ним не относиться, — нужны. Читки вместе с обсуждениями становятся необходимым элементом конкурсного проекта, осуществляемого конкретным театром. Это действительно коллективный мастер-класс для драматургов, театра – да и для прессы и критиков, получающих опыт более вдумчивого и внимательного прочтения новой драматургии, особенно адресованной юношеству и подросткам.
Так что для Гильдии драматургов России проведение проекта «ПОКОЛЕНИЕ-21» вместе с Великолукским драмтеатром (как и другие подобные проекты Гильдии) – принципиальная позиция. Скажем даже – осуществление определенной миссии.
Ну, и несколько слов конкретно о читках пьес-финалистов «ПОКОЛЕНИЯ-21». Первой была прочитана пьеса для двух героинь-школьниц «Сережа-дурачок, а Вовка-жадина». Ревность друг к другу красотки – любимицы класса и всех парней и ее вроде как подруги, которая ей нужна для антуража, для того, чтоб оттенить свою яркость и успешность. С финальной дракой, которая ничего не решает…. Драка, которая – отражение жажды примириться и неумения это сделать. Прочитанная следующей пьеса «Зебры не ржут» — тоже дуэтная и тоже о двух девочках-подростках. Их сводит временная подработка. Они начинаются со столкновений двух девочек-подростков (одной, которая «рулит» анимационной парой, и другой – впервые пришедшей на такую подработку) – девочки настолько разные, настолько из разных социальных слоев, что столкновения и словесные перепалки перерастают в стычки и драки; но вот им-то к финалу удается подружиться и прийти к взаимопониманию. Сюжет пьесы «Одуванчик» (с некоторым налетом мистицизма) — о перипетиях в семье, в школе, о том, что жизнь всегда идет не по правилам, а непонимание окружающих приводит к катастрофе – и прозрение персонажам — подросткам и взрослым – приходит слишком поздно. Пьеса «Таинственное происшествие у бассейна» — о перипетиях в семье и в школе, и тоже с оттенком мистики. С травлей. С попыткой отомстить, подложив «вредной» компании одноклассников самодельную мину. И с несколько рыхлым сюжетом. Но актеры в читке наполнили ее живостью и энергией подобных реальных житейских ситуаций.
Кстати, нужно сказать, что во всех читках-показах режиссер и актеры старались «глубинно присвоить» себе текст, актерски «оправдать» сюжет и поведение своих персонажей. Они подходили к каждой читке, как к эскизу-наброску будущего спектакля.
Пьеса «Про «умные» линзы, Лёху с Алёной и кинжал из дамасской стали» — сюжет с элементами научной фантастики и фэнтэзи, о вере и доверии, об умении вглядеться в другого человека. И когда это умение приходит – неразрешимые проблемы оказываются решаемыми. Правда, увлечение авторами технологиями психотерапии и проблемами психолога, сочувствующего клиентам, особенно юным, — перегрузило пьесу побочными линиями и порой уводило ее в сторону от основного сюжета… Монопьеса «Раз, два, три, четыре, пять, Машенька идет гулять» — об умении выстоять в обидных, унижающих обстоятельствах, о способности подняться над ними. Тут тоже стержень фабулы – соперничество двух девочек, ревности, высокомерие и интриги удачливой подружки. И есть некоторая перегруженность «избыточными словами».
Но вот в этой пьесе, как и в пьесе «Зебры не ржут» автору удалось обойтись без «стандартного набора» — переломанных рук-ног, «сдвига по фазе» и «крыша едет»… без психических болезненных врожденных надломов, без суицидных ситуаций. Таких пьес в общей массе молодой драматургии для юношества и подростков попадается, увы, немного.
А то ведь кочуют из пьесы в пьесу и инцесты или бесконечные типовые ситуации «вздорно-психованных» родителей, разводов по неправдоподобным поводам, или с гибелью где-то в катастрофах пап-мам, дедушек-бабушек, любимых отчимов или мачех… Да и мат нередко попадается в пьесах про школьников и молодежь – предназначенных для школьной и юношеской аудитории. Ну, тут уж, согласно нашему законодательству, Гильдия в проводимых ею конкурсах либо предлагает авторах заменить лексику, либо не принимает такие пьесы к рассмотрению в конкурсе…
Каждая читка в Великолукском театре завершалась обсуждениями. Они, пожалуй, были не менее интересны и поучительны, чем сами читки. Модератор и режиссер читок худрук театра Юрий Печенежский, эксперты от Гильдии, актеры, зрители активно вступали в споры, подчас непримиримые. Но это был способ познания театром своего зрителя, а зрителем – своего театра. Говорили о пьесах, их сюжетах, их жизненности или искусственности, об житейских ситуациях, из которых вырастали сюжеты пьес. В целом о жизни. Такие обсуждения рождают интерес публики к театру своего города, прокладывают путь к их дальнейшей дружбе.
В рамках Лаборатории прошла лекция по правилам хорошего тона «Вокруг одни лопухи! или Как, занимаясь флиртом* с авторским правом, достичь желаемого результата» Юрия Бутунина и полемическое мастерство автора и ведущего программы «Авторская ремарка» телерадиокомпании «Русский мир», и, понятно, сама тема вызвали огромный интерес и массу вопросов. С огромным успехом прошел мастер-класс по сценической речи Ники Косенковой, создателя оригинальной авторской методики по работе с голосом и дыханием «Метоника». Юрий Ломовцев свою задушевную беседу «Вскрытие покажет»! или Как препарировать пьесу, когда она разыгрывается на сцене театра» построил на примере пьесы «Карманные эмоции» белорусского драматурга Алексея Кулакова (он участвовал в беседе). А лекция-беседа члена редакционной коллегии журнала «Современная драматургия» Валерия Бегунова была посвящена тому, «Чем живет театр и зачем живет театр. О самом сокровенном. И неразрешимом. Жизнь не вмещается в рамку искусства. Искусство — не рамка для жизни».
Одним из итогов Лаборатории стало намерение Великолукского драмтеатра и Гильдии драматургов России дружить и сотрудничать в дальнейшем. В частности, обговаривались наметки двух международных проектов и продолжения проекта конкурса-лаборатории.
Что же касается читок пьес-лауреатов конкурса «ПОКОЛЕНИЕ-21», то вполне возможно, что одна или две из прочитанных пьес войдут в репертуар театра и станут основой полноценных развернутых постановок. И вот это, пожалуй, было бы одним из лучших и важнейших итогов такого проекта. Собственно, ради этого он (как и другие подобные проекты) задумываются и проводятся Гильдией совместно с театрами-партнерами.
Валерий Москвитин,
театральный журналист
Фото – Александр Воробьев
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ