Воскресенье, 15.05.2022
Журнал Клаузура

По музыкальным клавишам-ступеням

Ценность нашей жизни определяется теми людьми, с которыми нас свела судьба. Мы дарим друг другу частицы нашей души, и этот взаимный обмен мыслями и чувствами — и есть тот волшебный огонь творческого вдохновения, который ведёт нас по жизни.

Отмечая в этом году 50 лет нашей дружбы с Эмилией, я ещё не совсем свыклась с мыслью, что её нет среди нас. Возможно, это не так, и она смотрит на нас со своей звезды и слышит нас. Не могу говорить о ней в прошедшем времени… Она писала мне до последних чисел октября прошлого года и присылала свои новые сочинения, а я посылала ей свои стихи. Не каждый стих подходил ей для её музыкальных композиций, а только стихи с особым ритмом, в которых она слышала свою мелодию, Она говорила мне, что «идёт от текста»… Внутренним слухом она улавливала интонации и преображала их в звуки. Но и её музыка помогала мне настроится на определённую волну. Сами собой рождались стихи, посвящённые Эмилии или написанные с мыслью о ней.

По музыкальным клавишам-ступеням

Бегут твои танцующие руки,

Рождая горький аромат сирени

И ветра освежающие звуки…

Мелодии листвы и шёпот моря,

Снега и скалы, ледники и фиорды,

Сосновые леса, озёра, зори —

Рождаются в ритмических аккордах.

И города — их гул — как рокот бури,

Гудение песков в зыбучих дюнах,

Эфирные мелодии лазури,

Небесных арф Эоловые струны,

Цветы подснежников и клёкот журавлиный,

И трепет сердца, страсть его, горенье,

Ручьи, весной прорвавшие плотины, —

Всё это музыка твоя и вдохновенье…

Когда-то в юности она играла мне свои музыкальные монологи и рассказывала о своей встрече с Микаэлом Таривердиевым, который очень серьёзно отнёсся к её сочинениям, подчёркивая их своеобразие, и посоветовал ей продолжить музыкальное образование. Но в то время у неё не было такой возможности. Когда дети подросли, Эмилия стала брать уроки композиции у профессора Московской консерватории Евгении Иосифовны Яхниной, а также изучала джаз, часто используя джазовые ритмы в своих произведениях. При всём внешнем благополучии, в её жизни было много горестей и разочарований, но она преодолевала их, уходя в мир искусства, в мир музыкальных фантазий. Я назвала бы её сочинения — музыкальной исповедью, так непосредственно и трепетно звучали они, глубоко проникая в душу. Музыка уводила её в иной мир — мир возвышенных чувств и чистой любви. Музыка была для неё ангелом-хранителем, приютом и спасением от всех жизненных невзгод.

О, бедная душа, она не хочет

Принять бег времени безумный

и страданье,

И сердце бьётся, бьётся, что есть мочи,

В неугасимой жажде созиданья, —

То пламя жизни, мыслей претворенье

И обретенье ангельских пророчеств,

Прозренье, обновленье, восхожденье

И просветленье в непроглядной ночи,

И страсть, и жгучая любви загадка,

Которую никто не разгадает, —

Конфетка, карамелька, шоколадка,

Которая во рту так быстро тает,

Но оставляет привкус горько-сладкий —

Запретный плод потерянного рая…

Мы расстались с Эмилией на несколько лет в 90-е годы, но в 2000-е встретились снова, оказавшись, как прежде, на одной волне — родственные по духу люди… Она дарила мне свои диски и книги стихов и прозы, приглашала на авторские концерты, а я помогала ей составлять музыкально-литературные композиции на стихи поэтов Серебряного века, которые были нам особенно близки. В моём представлении, музыка Эмилии стилистически связана с эпохой русского модерна и ассоциируется с произведениями Сергея Рахманинова.

Классический стиль, многообразие стилистических приёмов, проникновение в музыкальную энергетику разных народов — восхищает и завораживает. Её вдохновению доступны не только жанр песен и романсов, она создавала также инструментальные пьесы — для скрипки и фортепиано, ею написан детский мьюзикл «Бумажный кораблик» на её собственные стихи и стихи Генриэтты Хасиной, записаны альбомы песен «Поэзия на клавишах» с элементами джаза на стихи Германа Гецевича, а также «Жемчужный джаз» — на её собственные стихи. В содружестве с поэтами Наталией Тимофеевой и Радой Полищук написаны вокальные циклы в широком стилистическом диапазоне. Создан музыкальный цикл для фортепианного квинтета к венку сонетов — «Царь Давид» — поэта Александра Кирнова и цикл романсов на стихи Иосифа Бродского.

Интересны и талантливы её произведения в древнерусском, народном стиле, исполняемые в сопровождении ансамбля гусляров «Забава». Её интуиция, несомненные талант и эрудиция позволяли ей чувствовать музыкальные интонации и стили разных эпох и народов.

С годами в нашем содружестве появилась новая нота: Эмилия начала писать музыку на мои стихи и в 2016 году записала диск «Агапантус» — альбом романтических песен, уносящих слушателей в открытый океан фантазии, к неизведанным островам и странам… В сочетании с музыкой Эмилии, стихи приобретают особую ауру и начинают звучать и восприниматься по-новому…

Мне кажется, я поняла её возвышенную душу, которая стремится прочь от всего земного, обыденного — к свету творческих стихий и божественных откровений…

Так, и Любовь она воспринимала как возвышенное чувство, с которым человек улетает в небеса, превращаясь в крылатого, бессмертного небожителя:

У истинной Любви рассудка нет —

Любовь — мечта, а цель — недостижима…

Проходят годы вереницей мимо,

А мы всё ждём и ждём её ответ…

 

Любовь — тоска, безумие и бред…

Душа страдает, призраком томима…

И в этом смысл Любви, её секрет —

Она, как бабочка, неуловима…

 

Лишь руку протяни — она вспорхнёт,

Поймаешь — и умрёт, ведь руки грубы…

Ей нужен только воздух и полёт…

 

Бесплотна, эфемерна, нереальна —

Любовь — не тело, не глаза, не губы,

А лишь души фантазия и тайна…

С тех пор Эмилия сочинила множество романсов и романтических композиций на мои стихи, подготовив их в 2019 году для двух дисков, но по независящим от неё обстоятельствам, осуществить запись ей не удалось. Однако, она продолжала писать музыку все последние годы, и у меня накопилось более ста её песен. Ей всегда было интересно знать моё мнение о каждом произведении, и я старалась передать ей все оттенки моих впечатлений. Она продолжала творить до последнего дня — с необыкновенным мужеством, преодолевая тяжёлую болезнь, и никогда не жаловалась. Всегда приветливая, доброжелательная, искренняя в своих чувствах и их выражении, энергичная, позитивно настроенная, она излучала оптимизм и любовь к жизни, к детям и внукам, к своим многочисленным друзьям и ко всему прекрасному на свете. Она поняла, что только в творчестве человек находит себя, оно возвышает человека, очищает и облагораживает его душу.

Всё, что памятью нашей хранимо,

Что невольно осталось в ней,

Улетает в облаке дыма,

В лёгкой дымке утраченных дней…

Это музыка нашего сердца,

Наших душ окрылённых полёт,

Ветерка мимолётное скерцо,

Что взлетает и к небу зовёт…

 

Всё, о чём мы в душе мечтали,

Что словами не в силах сказать, —

Наши слёзы, улыбки, печали,

Нашей радости благодать, —

Всё, что с ветром в небо уходит —

Поцелуи, обрывки фраз —

Превращается в волны мелодий,

Словно листья, кружась в хороводе,

Улетая в небо от нас…

 

Верю, жизнь прошла не напрасно,

Пролетело время не зря…

И я знаю, мечта прекрасна,

Как прекрасна Любви заря…

На крылатых ветрах улетая,

Уплывая с луной в тиши,

Мне поёт мечта золотая,

Мелодичным цветком расцветая, —

Это грёза моей души…

Вновь я слышу мелодию сердца,

Открывая в грядущее дверцу…

Маргарита Берёзкина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика