Суббота, 14.05.2022
Журнал Клаузура

Воспитание судьбы. Из цикла: «У истоков судьбы»

Многотрудный и благодарный путь Учителя всегда нацелен на воспитание самостоятельного мышления у своего воспитанника, которое вели бы его к размышлениям о роли мечты в поиске себя, всего окружения, его будущего. У истоков судьбы лучших сынов и дочерей Отечества всегда были замечательные новаторы педагоги-подвижники и среди них такие как: Василий Александрович Сухомлинский, Виктор Федорович Шаталов, Шалва Александрович Амонашвили и многие другие.

В.Сухомлинский: Сердце, отданное детям               

В. Шаталов: Учится только победно

Ш.Амонашвили: Истинный рыцарь детства

В.А. Сухомлинский: Сердце, отданное детям

Отечественный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)  создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, которому отдано сердце учителя. На творческое становление воспитанника должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Василий Александрович подчёркивал, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость идеала, измеряя свой труд критерием и меркой идеального. Педагог строил процесс обучения как радостный труд. Большое внимание он уделял формированию мировоззрения детей. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с ребятами  сказок, художественных произведений, чтению книг. Воспитание красотой было основой педагогической теории В.А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский,
автор комплексной эстетической программы «воспитание красотой» личности детей

В.А. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В педагогике своего времени он стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его идеи были воплощены в практике многих школ. Была создана Международная ассоциация В. А. Сухомлинского, а также Международное объединение исследователей  и педагогический музей его имени  в Павлышской школе (1975).

Василий Александрович был   автором около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР в области науки и техники 1974 года, посмертно).Его  труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях. Он был не только великим педагогом, но и писателем, Василий Александрович сам написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни и его судьбе. Эти сказки появлялись на уроках, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Его жизнь была отдана воспитанию детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, пониманию своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Он был педагогом, опередивший своё время.

Родился Василий Сухомлинский   в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Его отец— Александр Емельянович Сухомлинский работал по найму, как плотник и столяр. В советское время стал общественником- активистом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением в семилетней школе. Мать, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, трудилась в колхозе. Кроме Василия, в семье воспитывались Иван, Сергей и Мелания. Все они стали сельскими учителями.

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году он пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули её.

В его жизни, 1948 год, стал переломным. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Василия Александровича. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Одним из первых в отечественной педагогике о гуманизме так активно заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. При этом считая, что главная роль педагога — создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая доброжелательную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включали в себя грамотное взаимодействие всех учителей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что «новичок» стал более значимым, умеющим создать необходимую атмосферу вокруг ребёнка, помогающая стать ему полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нём.

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского таят в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях. Вот почему именно сказку Василий Александрович выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения.

На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме. Он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также он постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил, что важно быть для воспитанников другом и, если  вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход, добиваясь всестороннего их развития, но и самому с ними открывать что-то новое, развиваясь меняться. Вся его педагогическая деятельность была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников.

Василий Александрович старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое и считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог говорил, что главное задание учителя — научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию.

Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять, как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни. В своей деятельности и теоретических трудах Василий Александрович пропагандировал право детей на осознанный выбор. В этом и заключался суть воспитания по Сухомлинскому — научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.   И если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагал использовать всё, что есть вокруг.

Например, он часто ходил со своим классом на природу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры. Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой урока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали её в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

В.А. Сухомлинский важное место отводил тесному взаимодействию всех людей, задействованных в воспитательном процессе. В их число, прежде всего, входили и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы было понятно мамам и папам, как и чему учить своих малышей, Василий Александрович организовал при школе родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши её не кончали. Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде.

Этот вклад в педагогическую науку В.А. Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной гуманной атмосфере.

Большую роль в развитии ребенка отводилось трудовой деятельности. Педагог считал, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с труда, но не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускалась лёгкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребёнок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского: «Сто советов учителю», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Родительская педагогика». «Письма к сыну», «Рождение гражданина». В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил.

Многие считают педагогические труды В.А. Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А его сказки давно стали частью школьных программ во многих странах.

В. Шаталов: Учится только победно

Отечественный народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов (1927-2020)был научным сотрудником НИИ педагогики Украинской ССР и Академии педагогических наук СССР, а также заслуженным учителем Украинской ССР. Он с 1956 года вёл экспериментальную работу с учащимися по эффективному воспитанию и   усвоению учебного материала. В 1987 году стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР в Донецке. Он был профессором Донецкого института социального образования, где читал курс педагогического мастерства для студентов.

Виктор Федорович как участник Великой Отечественной войны был награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом  «Знак Почёта» и отмечен многими  медалями  СССР.

В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставил воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следовала задача учебно-познавательная.

Виктор Федорович разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Он был автором системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества и концепции педагогики сотрудничества. В. Ф. Шаталов создал авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей школьным предметам: это математика, физика, химия, астрономия и другие—причём не только успешно, но и быстро.

Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника и гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходил с оптимистической гипотезой, веря в его учебные способности, возможность усвоения  им  учебного материала на уровне «четверки и пятерки».

Виктор Федорович Шаталов,
автор системы эффективного обучения с использованием опорных сигналов и построенной на базе педагогики сотрудничества

Оригинальная система интенсивного обучения, разработанная для общеобразовательной школы, включила около 200 педагогических открытий. Самые важные из которых:

авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,

принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников, принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.  Им было опубликовано более шестидесяти книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979 г.; «Педагогическая проза», 1980 г.; «Точка опоры», 1987 г.).

Виктор родился в г. Сталино (Донецк). В Великую Отечественную войну сражался храбро, был отмечен воинскими наградами. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал её директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет. Начал применять её в свободное время 2 раза в неделю. Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.

Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывал у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе.  Успех в усвоении предмета он считал важным дидактическим принципом. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получали обширные «предложения», объём и сложность которых варьировался на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближались к конкурсным и олимпиадным. Практиковались оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. А традиционные экзамены были заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Виктор Фёдорович  углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.

Продолжая авторское преподавание экспериментальные классы в Донецке, в дни каникул проводил 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей. Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. как возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников.

Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же. сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):

*развернутое объяснение зрителя;

*сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;

*изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);

*работа с учебником и листом опорных сигналов, в домашних условиях;

*письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;

*ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

По Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли; экспериментально — к теории развивающего обучения.

Учебный материал изучался укрупненными единицами. Он полагал, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигался быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. К примеру, в учебном материале по математике изучались основные понятия и связи между ними.

Второстепенный материал не давался. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема вывод одной и той же формулы имеют много вариантов.

В результате удавалось сократить время, необходимое для изучения к усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся время» использовалось для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывали в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например, по математике, достигало целого года: курс, рассчитанный на три учебных года, учащиеся с успехом усваивали за два. Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно использовались в учебном процессе в школе и дома.

Виктор Фёдорович использовал многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях использовались также приемы игры. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема..

Педагог на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных принципов обучения:

*принцип успеха и оптимизма;

*принцип бесконфликтности;

*принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).

Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, далеко опережающее обучение невозможно без развития творческих способностей учащихся. Виктор Федорович сумел заинтересовать ребенка в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

18 октября 1986 года в «Учительской газете» был опубликован Манифест педагогики сотрудничества, в числе важнейших тезисов которого были:

 *сотрудничество школы с детьми и с родителями

* учение без принуждения; изменение системы оценивания;

*идея свободного выбора и личностного подхода: коллективное творческое воспитание.

Идеи педагогов-новаторов и решения, что: «…будем обновлять свои методы, будем обновлять свои отношения с детьми. Будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми и между собой…» были восприняты как прорыв в педагогике, как новая веха в развитии общеобразовательной школы.

Устранению дидактических противоречий способствовал принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Многие находки Виктора Фёдоровича   использовались не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

В последние годы В.Ф. Шаталов тяжело болел. Несмотря на это, в июне 2020 года он с другими ветеранами принимал Парад Победы в честь 75-летия победы СССР в Великой Отечественной войне.

Состоял в Союзе писателей Донецкой Народной Республики

В 2000 году в Москве при участии В. Ф. Шаталова было открыто учебное заведение для дополнительного образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова».

Ш. Амонашвили: Истинный рыцарь детства

Отечественный, грузинский  педагог и психолог Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, академик АПН СССР (сейчас Российская академия образования), член Академии Педагогических Наук Украины, заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), исследователь-экспериментатор и практик.

Шалва Александрович был разработчиком оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребёнка, абсолютное отрицание повелительной, приказной педагогики. Его считали истинным рыцарем детства..

Он состоял в Отделении психологии и возрастной физиологии, был почётным членом МОИП (2015, а также научным руководителем экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Стал ректором Академии педагогического искусства и социализации, а также почётным доктором Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основателем Международного Центра Гуманной Педагогики (2001).

Шалва Александрович стал организатором ежегодных Международных Педагогических Чтений. Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издал «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

Шалва Александрович Амонашвили,
автор концепции гуманной Педагогики и истинный рыцарь детства

Шалва Александрович считал, что важно поддерживать и соблюдать:

*Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, относиться с оптимизмом по отношению к ребёнку;

*Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка;

*Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку;

*Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигал следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции».

Его педагогическая и дидактическая система проникнута гуманным отношением к детям и основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. Только такое отношение формирует у детей доброту, чувство товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни. А его воспитательная система была построена не только по принципу подготовки ребёнка к жизни, но и на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

В списке наград Шалвы Александровича Амоношвили значатся:

*премия Ленинского комсомола за цикл работ по проблемам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;

*«Рыцарь Гуманной Педагогики»;

*премия Правительства РФ в области образования;

*Рыцарь детства;

*премия Правительства РФ в области образования;

*медали: «К.Д. Ушинского, «Учитель Великой России».

Международный Центр Гуманной Педагогики,  организованный Ш.А. Амонашвили, реализует образовательные программы для родителей и учителей, проводит  семинары, встречи, фестивали российского и международного масштабов, а также  психолого-педагогическую консультационную и просветительскую работу в рамках гуманного мировоззрения.

Шалва Амонашвили родился в 1931г.  в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В семье   Александра Дмитриевича (погиб на фронте) и Марии Ильиничны Амонашвили. Шалва окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.

Жена — Ниорадзе Валерия Гивиевна — д. п. н., профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Дети: Амонашвили Паата— психолог, социолог, писатель, издатель, Нино — филолог, ювелир. Сестра — Амонашвили Натела Александровна, учитель Тбилисской экспериментальной публичной школы № 1, д. п. н., автор пособий и дидактических материалов для 1-4 классов

Ш. А. Амонашвили относится к числу редких учёных, которые отказывались от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергалась его последующими идеями. Своими учителями он называл академика Д.О. Лордкипанидзе («…он пристрастил меня к классической педагогике…») и Б. И. Хачапуридзе, доктора психологических наук, создавшего свою версию теории установки и др.

Это были также Коменский, Ушинский, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинский и другие классики педагогики.

В 1972 году он защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1970—1980-е годы Шалва Александрович  активно взаимодействовал с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывал ему помощь, когда деятельность Ш.А. Амонашвили подвергалась резкой критике со стороны официальной педагогики и его пытались освободить от должности заведующего лабораторией.

Шалва Александрович рекомендовал придерживаться следующих правил в педагогике воспитания и обучения:

*Технология обучения детей с шестилетнего возраста;

*Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей;

*Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию;

*Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Основное внимание его исследований было сосредоточено на начальном обучении (с 1965 г.) раннего обучения с 6 лет. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику.

Шалва Александрович считал, что учителя, работающие с шестилетками должны быть не только добрыми и оптимистами, но и обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада. Важно завоевать любовь детей говорил он: «ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества».

С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.  Был народным депутатом СССР, членом ВС СССР.

С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани (Тбилиси).

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А. Амонашвили. Он руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили».

Шалва Александрович автор книг и статей, из которых наиболее актуальны: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели». Переведены на многие языки. В 2003 году его работы изданы в трёх томах на китайском; «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников». (Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки); «Школа Жизни». (Переведена на югославский, эстонский языки);]Перевод на эстонский язык: «Здравствуйте, дети!»; Переводы на финский язык: «Как любить детей (опыт самоанализа)». «Ребенок и взрослый в творческом диалоге» 1-2 часть; «Мысль и воспитание мысли»;  «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света» ; «Урок — это когда ребёнок набирается света» и др..

Интересны видео Лекции: По Гуманной Педагогике;  Видео презентации уроков: «Мудроречие», «Математика», «Слова-подарки»

Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Л.А. Амонашвили.

Г. Ергазина-Галеррос

Б. Шакипов

 


1 комментарий

  1. Инга

    Такой богатейший опыт накоплен лучшими педагогами страны на протяжении многих лет, ,получивший признание в обществе и благодарность многочисленных учеников и последователей на педагогической стезе… Но почему педагогические вузы ( или я ошибаюсь?) никогда не вводят в программу обучения будущих учителей , помимо знания основных предметов, такой богатейший опыт , кладезь тех знаний, которые помогают молодому учителю понять — КАК
    ПРАВИЛЬНО и УСПЕШНО делиться не только знаниями , но двигаться к намеченной цели вместе с учениками в содружестве и взаимном доверии. Думаю, что педагогический опыт лучших учителей надо изучать, обсуждать и лучшее применять на практике.Нам есть у кого учиться и развивать эти знания применительно к нашему времени.
    Полезная статья , спасибо автору.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика