Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

О фотографии в нескольких кадрах

Как писатель не понимает в литературе, так и фотограф, как я, ничего не понимает в фотографии. Но я знаю, что именно собираюсь снять и, с большей степенью вероятности, как это сделать. Процесс «понимания» нужно оставить критикам и продавцам. Их научные изыскания, философские, эстетические предположения порой даже интересней, забавней самих произведений. Для меня же это просто работа.

Работа, в которой я ощупью двигаюсь к свету, цвету и композиции, — всему тому, что, собственно, составляет предмет изобразительного искусства. И хотя один из уважаемых мной фотографов утверждал, что он, благодаря дружбе с художниками, быстро понял, что фотография — не искусство, что фотография всегда останется репродукцией реальности, — я продолжаю в результатах съёмочного процесса видеть нечто большее. Как мне кажется, сравнение фотографии с живописью не более чем условность, одарённость логикой и тяга к систематизации. Такие попытки сравнения уже были в истории искусств.

Например, кино и театр. И в истории самой фотографии не раз возникали панические настроения. Когда в конце ХIХ века компания Kodak выпустила первую любительскую камеру, или когда на место плёнки пришла цифра. Но всё это не имеет значения в тот момент, как ты погружаешься в процесс создания «удачного кадра». Тогда тебе не до толкований. И запотевшее стекло или съехавшая бленда представляются более существенными обстоятельствами.

Фотография ближе к литературе, чем к живописи. Ближе чем? По взаимодействию с реальностью, «самой жизнью», как это отношение к творчеству определил ещё Гоголь. Подсмотренный нарратив, ещё до того, как рассказчик начнёт что-то записывать, выхваченная из хаоса, подмеченная деталь, которая затем преобразится в повесть или роман. Но это потом. Это много позже. Тогда будет автор и будут герои. А тут Достоевский идёт по улице и слышит разговор или, сидя в полутёмной комнате, читает газету. Тут Блок пьёт своё вино на железнодорожной станции и наблюдает за мельканием окон в пассажирском вагоне поезда.

Краткость — сестра таланта, писал Чехов своему брату Александру в то время, как Kodak уже выпустил около миллиона фотоаппаратов ценой в 1 доллар (первый, доступный простому обывателю). И фотография по краткости изложения самый одарённый жанр.

Сергей Каревский

Фото автора

На фото к статье: Сергей Каревский


1 комментарий

  1. Светлана

    Отличные фото! Фотография — это запечатлённый короткий (мгновенный) рассказ. И фотографии автора это доказывают как нельзя лучше!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика