Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Радость открытий

  Из цикла: «Жизнь с мечтой о совершенстве»

С самого раннего детства, со всей ответственностью, будущие артисты цирка учатся постигать таинство и магию дерзкого пути служения совершенству человеческим возможностям. Пути, где они становятся Рыцарями великого Искусства Цирка. Становятся Рыцарями Радости, приносящей своим зрителям обновление души, а нередко и осознания себя… 

И среди них Валентина и Владимир Шилинские –Лерри, Александр Маслянов, Анатолий Ляшенко:

Валентина и Владимир Шилинские –Лерри: Жизнь для мечты

Александр Маслянов: Он ещё малыш…

(артист цирковой династии)

Анатолий Ляшенко: С мечтой во имя совершенства …

Валентина и Владимир Шилинские –Лерри: Жизнь для мечты

Всё началось с того, что однажды, мастер конной дрессуры, известный дрессировщик цирковой династии Иван Лерри привёл на манеж ленинградского цирка свою пятилетнюю внучку Валечку. Малышка смело села в седло и с помощью деда сделала почётный круг на лошади по имени Принц, с которым подружилась позже по- настоящему. С этого дня девочка стала охотно выполнять все наставления и советы своего знаменитого деда и педагога.

Так начался путь малышки в большое цирковое искусство дрессуры. Она старательно добивалась результатов всех требований и задач, поставленных перед ней её наставником. Тщательно, часами отрабатывая не только уникальные трюки, но и стараясь, чтобы партнёр—цирковой конь Принц её полюбил.  Когда Валя делала сальто на лошади, дед наставлял:

«Ты не должна делать коню больно от грубого прыжка на круп после сальто-мортале. Ты должна отрепетировать так, что скажешь тебе, даже спросонок, скрутить сальто на полу, и ты его скрутишь».

Мечты о возможностях гротеск трюков в исполнении Валечки и педагогический талант Иван Абрамовича сотворили невозможное – сделали её трюки сенсацией в цирковом мире. Это был фейерверк трюков и номеров воплощенные в представление   многогранным талантом самородка-артистки. И воспринимался зрителем как триумф блестящего мастерства 9 -летней гротеск-наездницы Валентины Лерри.

Но за этим стоял неустанный труд. Например, Иван Абрамович репетировал с ней вдоль барьера. Когда Валя научилась это делать, развернул исполнение поперёк барьера. Затем между лавками в зале цирка. Чуть вправо-влево – стукнешься о скамейку, будет больно. И Валя крутилась, не отклоняясь ни вправо, ни влево, а след в след. До сих пор сохранился коврик из войлока с выбитым её следом. В результате многотрудный путь увенчался успехом –через какое-то время Валя стала любимицей ленинградского зрителя.

Гротеск-наездница Валечка Лерри и её любимый конь Принц

Однако слава о непревзойденной гротеск-наезднице, сальто-морталистке, искуснейшей дрессировщице лошадей не мешала ей настойчиво совершенствовать. Фотографии в малой толике доносят уровень её мастерства, позволяющего блестяще исполнять рекордные трюки, оставшимися, к большому сожалению, неповторимыми в Мировом пространстве циркового искусства.

Нужно было видеть эти удивительные по красоте и смелости трюки, в основе которых была огромная любовь к своим преданным надежным партнёрам – цирковым лошадям. Например, такие трюки: 6-летняя Валечка стояла на крупе галопирующей лошади и прыгала через скакалку, танцевала в присядку, исполняла прыжок «высокие колени» (прыгала вверх, подбирая ноги, и приходила на круп лошади на колени), делала пируэты и гимнастические упражнения. А в финале был такой трюк — натягивали ленту — полотно 1 м 20 см шириной, и на скаку артистка перепрыгивала его, в то время, как лошадь проскакивала под ним. Смелая наездница возвращалась опять на круп лошади и продолжала скакать по кругу манежа, делая обрывы, лёжа поперёк спины лошади, провисая головой с руками почти под брюхом лошади. Блестящий фейерверк изящной красоты, дерзости, вызывал бесконечное восхищение и радость зрителя от высочайшего мастерства, малышки, гротеск- наездницы Валентины Лерри.

Восхищался уникальным мастерством девочки и великий артист Вольф Мессинг, благословляя её счастливую судьбу.

Захватывающий дух блестящее исполнение трюков привлёк внимание зарубежных антрепренёров, и она получила приглашение на работу от американского цирка. Но Валечка была верна отечественному цирку.

Однажды она сумела защитить любимого коня Принца, который не раз выручал её во время представлений — верный конь сам подставлял ей спину, страхуя свою Валечку от падения на манеж. Как-то на конюшне она увидела, как сбежавший из вольера лев лапой бил её Принца. Тогда она схватила тяжёлый лом, намереваясь ударить им льва. Но звон тяжёлого лома, выскользнувшего из её рук, отвлёк внимание хищника. И Принц так ударил копытом льва, что тот упал без чувств. Эта удивительная история, восхитила всех верностью дружбе партнёров-артистов, с чем малышку поздравляло все цирковое сообщество страны.

Она была достойным продолжателем своей династии, начатая в 1Х-м веке её дедом, Иваном Абрамович Лерри, сироты, которого воспитали его одарённость, трудолюбие и цирк. Традиции семьи были продолжены её отцом, обладавшему разносторонним большим талантом циркового артиста, Кенсарином Ивановичем Лерри (псевдоним-Генри Чаплин).

Но, вскоре началась Великая Отечественная война. Отец погиб в первые дни войны в ополчении, гибель которого очень тяжело переживали вместе с Иваном Абрамовичем и Валечкой, все, кто был знаком с его блистательным талантом циркового артиста.

Иван Лерри, благодаря дружбе с К. Е. Ворошиловым, успел вывезти на последнем поезде из осажденного Ленинграда Валечку и цирковых лошадей. В Москве артисты вошли во фронтовую бригаду для обслуживания госпиталей и воинских частей.

Валечка, сумела так выстроить процесс дрессуры, что во время представления быть единым целым со своими верными четвероногими воспитанниками-партнёрами, поддерживающих её в каждом нюансе выступления. И это всегда были блестящие, но, к сожалению, до сих пор неповторимые трюковые шедевры, которые она посвятила погибшему отцу.

Радость и восхищение зрителю несли виртуозные выступления супругов Шилинских-Лерри

За свою самоотверженную работу-во время выступлений на передовой фронта, юная артистка, единственная из цирковых детей, выступавших во фронтовых бригадах, была отмечена правительственной наградой.

В совместной работе с Владимиром Шилинским, своим супругом, Валентина, после её тяжелейшей травмы позвоночника в 33 года, смогла продолжить дарить зрителю виртуозные номера.

Мужество, беспримерная воля к жизни и ежеминутная поддержка Володи помогли, буквально пошагово, встать на ноги Валечке и вернуться на манеж. Скорее всего, как она признавалась, это чудо могло произойти только благодаря любви. Много строк признательности, нежности он посвятил своей супруге, удивительной духовной красоты, непревзойдённому мастеру своего дела.

А придумывал трюки и номера её Володенька, заслуженный изобретатель РФ, чудесный клоун и бессменный партнер, который помог возродить и буффонадную дрессуру лошадей. Валентина и Владимир жили для мечты и они научились этому искусству вопреки всем жестоким обстоятельствам.

Валя была удивительно талантливым светлым человеком и надежным другом. Вопреки трудностям и испытаниям в своей профессии она оставалась верной своей мечте служить радости и восхищению своего зрителя. Валентина Кенесариновна была награждена орденом Красного Креста за служение Отечественному Искусству и отмечена званием заслуженной артистки России.

В своей книге, посвящённой уникальному  таланту супруги: «Легенда отечественного цирка Валентина Лерри», Владимир, чудом выживший в блокадном Ленинграде, оставил воспоминания о чудесном  совершенстве отечественной дрессировщицы. Воспоминания, полные восхищения непревзойденной в мировом цирковом пространстве гротеск-наезднице, сальто-морталистке, о

Александр Маслянов: Он ещё малыш… 

(артист цирковой династии)

В семейной династии Масляновых это один из секретов, который позволил 10-летнему Саше Масляновум стать лауреатом 17-го Московского Международного Молодежного Фестиваля в конкурсе циркового искусства в Цирке на Цветном бульваре. Известно, что высокая цель мечты и как результат- радость победы в конкурсном цирковом искусстве, это тонкий инструмент, помогающий смело решать поставленные задачи перед артистом для его будущего совершенствования.

Эквилибрист на катушках Александр Маслянов

Получив заслуженную награду «Золотой слон», он, как и его родители хорошо понимал ту большую ответственность, которая была теперь перед его будущим, требующим гораздо большего чем только повседневный самоотверженный труд и вдохновение. Это прежде всего мечта изумлять и поражать зрителя результатом своего неустанного поиска, достойного традиций своей династии.

Мечты, где полюбив всем сердцем и душой удивительный по парадоксальности цирковой мир, это волшебное пространство творческих возможностей главной задачей было войти в этот дерзкий мир мастером.

Традиции его династии были заложены в семье известными в отечественном и зарубежном цирковом мире прадедом Исмаром Мамазовичом Масляновым и дедом Исмаром Исмаровичем Симадо-Масляновым. В семье не было ни одного человека, который бы не работал в цирке. В цирковой династии Симадо-Пантоси-Масляновых подрастал и Сашин дед, Исмар младший, впервые вышедший на арену в пять лет. Он заменил заболевшую артистку лилипуточку, стоявшую на голове у его мамы. Артистка венчала собой живую пирамиду из нескольких человек, передвигающуюся по высоко натянутому канату. Дебют имел оглушительный успех, и через год Исмар уже ездил вместе с родителями на гастроли на правах артиста-эквилибриста, официально признанного Управлением цирков.

А его отец, Исмар Мамазович, после окончания московского циркового училища, выступал со своей женой Верой Пантосовной Симадо в жанре акробатики. Оба были участниками прославленного номера под руководством А. Симадо. Их сын – Исмар младший, выступавший полноправно на манеже с 6 лет, а затем акробатом, жонглёром, дрессировщиком, стал исполнителем уникальных трюков. Прежде всего это стойки на руках без «рогаток» или копфштейн на вершине лобового перша, который А. Симадо, балансируя, нёс в течение 3 минут по переходным лестницам и канатам.

О значении высокого искусства в нашей жизни, о многом важном, говорят воспоминания советского дипломата Б.И. Аристова. Между нашими странами, по его дипломатической оценке, была тяжелейшая кризисная политическая обстановка. В это время в Белграде проходили гастроли отечественного цирка, но атмосфера была накалена настолько, что свидетельствовала, по его словам, о следующем: «… присутствующим на представлении в цирке, более пятистам вооруженным солдатам, был дан приказ игнорировать всё наше выступление молчанием. Но когда во втором отделении был представлен уникальный по сложности трюк на першинге, где 16-летний Исмар Маслянов держал на лбу, в течение 7 минут шест с артисткой, зал взорвался громовыми аплодисментами. Стены цирка Шапито буквально сотрясались от непрекращающегося шквала восторженных рукоплесканий».

На приёме в посольстве в г. Белграде, советский дипломат признался приглашённому Исмару Маслянову:

«Мы в течение многих месяцев не смогли подойти даже близко к возможности компромисса между нашими странами. Но то, что Вы добились в течение часа такого восторга и безоговорочного признания добрых намерений нашего Отечества—это просто уникально …».

Однако, в число артистов, которым было присвоено звание Заслуженного артиста, за это представление, по нелепой случайности, юный Исмар Измарович Маслянов не вошёл.

Конечно, он уже в зрелом возрасте стал Заслуженным артистом РСФСР, представляя артистов-эквилибристов династии Масляновых-Пантоси-Симадо. Он — первый артист Дунгани, народный артист Киргизии, Узбекистана, Казахстана поделился воспоминаниями о высоком цирковом искусстве династии в своих пяти книгах. Его любимая супруга — Нонна Сергеевна Запашная, из цирковой династии Запашных была его постоянной поддержкой, верным партнёром и соавтором их интересных работ. А признание разностороннего уникального таланта Измара Измаровича в высокой международной оценке звучало как гордость за достижение отечественного циркового искусства.

В 1986 вместе с Нонной Запашной он подготовил удивительной красоты и изящества номер «Овчарки-наездники» (кроме собак и лошадей в нём действовали пони и кошки). До сих пор их дети, Мария и Максим вспоминают этот номер, в котором они приняли участие, с гордостью. Для них это было незабываемой школой дрессуры, где главным была преданная любовь, уважение и бесконечное терпение в работе со своими четвероногими воспитанниками-артистами.

Время шло и любимый сын Максим, не менее талантливый, чем его сестра, женился. Отныне супруги Максим и Алёна Масляновы выступали самостоятельно и успешно. Зритель полюбил талантливых артистов.  И они вскоре стали лауреатами национальной премии «Циркъ».

Но главное, у них подрастало трое сыновей, и оба старших, Ярослав и Алекс уже выступали в различных цирковых

номерах вместе с родителями. А малыш, Аким в своих детских заботах разыгрывал с игрушками забавные сценки своих старших братьев.

Сыновья, с детства старались постичь и разделить радость мастерства своих замечательных наставников –родителей, преданных без остатка Великому искусству циркового дела с чувством большой ответственности. В семье вспоминали не раз, как Алёна во время гастролей в Швеции, чтобы не сорвать выступление и радовать своим мастерством зарубежного зрителя, вышла работать на манеж, сразу же на следующий день после рождения сына Алекса.

Выросший в цирке старший сын, однако выбрал иную дорогу. Напутственно пожелав Алексу, погрустневшему от переживаний за брата, большую удачу, Ярослав обнял его со словами: «Ты ещё малыш, но, со временем поймёшь меня. Главное, верь в себя и в свою мечту!»

А мудрым родителям пришлось поддержать выбор своего любимца Ярослава, согласившись с его иной, не цирковой мечтой – найти себя, стать самим собой…

Анатолий Ляшенко: С мечтой во имя совершенства

Прошло более 40 лет с тех пор, когда заслуженный артист России Анатолий Николаевич Ляшенко, создал единственный в мире Театр иллюзии. Он, как художественный руководитель с командой своих замечательных артистов-единомышленников создаёт спектакли и поразительные трюки. Магия иллюзии и таланты четвероногих воспитанников-артистов покоряют нашего зрителя, в том числе и многих стран.

Анатолий Николаевич Ляшенко

Сколько испытаний и трудностей выпало на долю Анатолия Николаевича и театра —не сосчитать. Но за этим всегда жила мечта: радовать и создавать мир добра и красоты, мир, где поражают зрителя дерзость и изысканность удивительных трюков и представлений доведенных до совершенства. Это мир, где у зрителя зарождается желание стать волшебником.

Толя родился в одном из живописных уголков края, близ Киева, в г. Богуславе, основанного Ярославом Мудрым. Эта удивительная история родилась вместе с его появлением на свет, который полюбил всё, что его окружало: небо с его закатами и восходами, природу с её садами и разнотравьем, цветы во всех их оттенках красок и их разнообразии. Городок утопал в зелени садов, среди чарующего красотой водяных каскадов и порогов, отвесных скал и огромных гранитных валунов, усыпавших зелёные берега реки Рось. А чего стоила уникальная гора Тотоха — место древнего скифского городища.

Возможно, река Рось, льющая свои прозрачные воды и магия окружающей природы родила в подрастающем мальчике желание удивлять своих близких и друзей не только стихами, фокусами, но и умением дружить с животными и птицами. Было такое ощущение, что они тоже разговаривают с Толей, выполняя все его просьбы показать, на что они способны. Кого только не было под его попечительством: это были и голуби, и попугаи, и обезьянка, и коза, и даже медвежонок…

Однажды мастер признался: «… жить по мечте в творчестве и вообще по жизни — это дело души и сердца всех окружающих меня. C самого раннего детства я мечтал удивлять моё окружение: постоянно дрессировал домашних животных и птиц, придумывал фокусы, к которым со временем стал относиться, как к его Величеству. И магия иллюзионного трюка стала моим призванием и смыслом жизни. Я по — настоящему осознал, что жить творчеством и дарить радость своему окружению – это и есть счастье в моей судьбе. Но самое важное, это то, что мы называем – Долгом. Это всегда вечный долг перед родными и близкими своими, окружавшими тебя любовью, заботой и терпеливо принимавшими все трудности характера своего дорогого человека, независимо ни от каких обстоятельств. Это долг перед своими Учителями, научившими жить мечтой о высокой планке в Искусстве. Это долг перед друзьями, великолепными коллегами-артистами, без которых не был бы создан Театр. Долг перед теми, кто шагает со мной рядом по жизни или кого, увы, уже не будет рядом никогда. В своей после

Как-то Анатолий Николаевич признался: «Я очень люблю детей за их неуёмность в стремлении к необычайному, за желание жить фантазией и мечтами. Видимо, поэтому я и создал в Театре детский репертуар иллюзии, где дарят сказки и показывают при этом самые разные чудеса юным зрителям. И дети отвечают нам самыми искренними чувствами радости, восторга и своей любовью. Особенно по душе нашей детворе спектакль-игра «Давайте вместе» с участием зрителей. Здесь вместе с актерами дети, как настоящие волшебники, показывают фокусы, удивляя всех зрителей, а главное, самих себя…». дней книге «В Долг…» об этом я попробовал рассказать».

 

Юная зрительница получает живой подарок-Белоснежку-крольчонка

Во внутреннем дворике Театра стоят виварии с самыми разными животными и птицами со всего белого света, а какая-то часть из них была подарены зрителями—нередко с различными травмами.  Но все они, будущие артисты, были вылечены ветеринаром Театра и оставались под его наблюдением, как и остальные подопечные.

Все 40 лет работы А.Н. Ляшенко посвящены будущему Театра иллюзии, мечте о совершенстве его волшебных действий. Есть надежда, что наконец из маленького помещения, где много лет ютился Театр, после восстановления своими силами на месте сгоревшего кафе, коллектив сможет перебраться в специальное выстроенное здание. Радовала перспектива развития возможностей за счёт расширения   театрального репертуара, а также удобства для размещения в вольерах четвероногих артистов и многое другое.

Исполнится еще одна заветная мечта Анатолия Николаевича— школа подготовки юных иллюзионистов теперь сможет принимать желающих овладеть магией этого древнего поразительно волшебного искусства. Он мужественно, не смотря ни на что, продолжает преодолевать испытания не только бытовыми трудностями Театра, но и связанных с уникальным творчеством освоения нового репертуара. Кроме того, с осложнившим теперь его жизнь, букетом болезней.

И всё-таки, Заслуженный артист РСФСР, бессменный художественный руководитель А.Н. Ляшенко самоотверженно живёт мечтой для своего детища, — мечтой Театра будущего, признавая только испытания вечностью творчества и радостью любимых зрителей от новых и новых открытий удивительных представлений Театра иллюзий.

Галина Ергазина-Галеррос

Болат Шакипов

фото автора


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика