Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Любимый и незабвенный. Театр Сатиры – к юбилею Анатолия Папанова

В Театре Сатиры отметили 100-летие со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова – поистине народного и горячо любимого всеми поколениями жителей нашей страны артиста.

И это не дежурные слова. Папанов у каждого свой – Волк и многие другие герои мультфильмов – для детей, для заядлых театралов — Фамусов, Хлудов, Судаков и неповторимый Полотёр из «Гурия Львовича Синичкина», для прочих – генерал Серпилин, доктор Бондаренко, Киса Воробьянинов и незабвенный Лёлик из «Бриллиантовой руки».

Всего не перечислить – ролей, ярких и рельефных было много – настоящий шквал, и не только по количеству, главное – по эмоциональному накалу и глубине проработки. А потому Папанова не забывают, и каждое новое поколение открывает его для себя, как чудесный подарок из волшебного ларца.

Вечер воспоминаний 4 ноября получился нежным и трогательным, и не только потому, что об отце вспоминала дочь – актриса Елена Папанова, и маленькая правнучка пела песню из «Белорусского вокзала», всю душу вложили в представление молодые актёры нынешней Сатиры и её корифеи. А когда на сцене переливается игристый «коктейль» поколений, театр крепнет, продлевает свою жизнь ещё на многие-многие годы, и мир этот не должен быть разрушен.

Вспоминает народная артистка СССР Вера Васильева

Не только молодым актёром, а любому из зрителей полезно было услышать рассказ о том, как Папанов относился к работе – по нынешним временам это большая редкость: хобби у него не было, был погружён в театр полностью, считал его вторым домом. Любил повторять: «Одна жена, один театр».

На фронте Анатолий Дмитриевич получил тяжёлое ранение и в ГИТИС поступать пришёл с палочкой – ходить, а уж тем более танцевать было очень трудно. Превозмогая себя, учился – мало кто знал, какими усилиями ему всё это доставалось. Но безмерно любил своё дело, очень хотел им заниматься.

По словам легендарного худрука Театра Сатиры Валентина Плучека, о Папанове складывалось впечатление, как о человеке лёгком, весёлом и нежном, хотя, на самом деле, он был  достаточно закрытым, внутренне сосредоточенным, совестливым и даже скромным несмотря на свою всенародную славу. Ему были чужды чванство и пафос, он был глубоким, образованным человеком, но он никогда не выставлял всё это напоказ.

Воспоминаниями делится народный артист РСФСР Александр Ширвиндт

Джинсы и ветровка, и ещё знаменитая серая кепка – вот внешне и весь Папанов, его фирменные костюмы до сих пор как новые. Зато на сцене всё было шедеврально, очень крепко и тонко собрано. «Анатолий Дмитриевич невероятно любил грим, — вспоминала на вечере актриса Наталья Фекленко. – Грим он придумывал и тот ему очень помогал. Например, чубчик-треугольничек делал его героя трогательным, одиноким и желающим какой-то духовной жизни. Невероятным преображением был Фамусов: у него горели глаза, подведённые голубеньким, по краям которых он вклеивал крошечные реснички, и когда падал свет, становился таким аристократичным, таким важным и удивительно привлекательным».

Говорят, актёра можно было встретить на улицах города, где он часами  бродил и учил текст. А в театр приходил раньше все, причём в те дни, когда играл спектакли, никогда не назначал ни съёмок, ни озвучаний. По словам актрисы Людмилы Титовой, прийти на репетицию раньше Папанова было невозможно. Да и уходил одним из последних, по-хозяйски выключая один за другим светильники в гримёрках.

И ещё он любил и поддерживал коллег, никому не завидовал. Мог, например, прийти во время ливня в парк, где играли сатировцы, и смотреть, и аплодировать им всё представление, когда прочих зрителей давно разогнал дождь.

Письмо отца читает актриса Елена Папанова.

«Поистине зависть, недоброжелательность, — писал Анатолий Дмитриевич дочери, – это яд для любого творческого организма. Как говорил Станиславский, любить надо искусство в себе, а не себя в искусстве».

«Толя был на редкость добрым и чутким партнёром, — рассказала легенда Театра Сатиры Вера Васильева. — Он всегда как бы благословлял человека на сцену. Он очень любил актёров и старался им помочь, и если что-то получалось, то был самым благодарным зрителем, и это очень дорого».

В спектаклях Папанову было важно всё: например, темпоритм – он следил за этим очень пристально. Говорил: «У каждого спектакля есть свой градус, и этот градус нужно держать. Если вдруг он уходит, то следующий актёр, что выходит на сцену, должен его поднимать».

Народный артист России Юрий Васильев об Анатолии Папанове

Любил человековедение. «Артисту, как любому художнику, — писал артист дочери, — необходимо много ездить, много летать, впитывать – и всё это в свою творческую копилку. Человековедение – ведь это так интересно. Я, например, как только приезжаю в другой город, сразу иду в баню – там люди обнажаются не только физически, но и духовно, нравственно. Как интересно пойти за человеком по улице – понаблюдать за повадками, речью — для будущих характеров. Поставь себе задачу: определить, какая профессия у этого человека, холост ли, женат ли, курит ли, пьёт ли – это же биография, материал, этим занимались и занимаются все художники. Зачем Антон Павлович поехал больной на перекладных через всю Сибирь в дождь и мороз – ради скуки? Ради жажды творчества».

Воистину, жизнь и творчество Анатолия Дмитриевича, как сказал, корифей Театра Сатиры Юрий Васильев, может служить примером преданности и любви к театру.

И папановозамещения, — по меткому выражению президента театра Александра Ширвиндта, быть не может, «потому что это штучный товар, это совершенно уникальный самородок. То, что он придумывал, никогда не придёт в голову, что б он ни говорил, думалось: «Откуда?»

40 сезонов отработал Папанов в родном театре, даря зрителям свою душу и сердце, а потому забыть его совершенно невозможно.

Наталия Косякова

Фото предоставлены пресс-службой Театра Сатиры.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика