Воскресенье, 28.04.2024
Журнал Клаузура

«Он слышит инструменты индивидуально…» К 90-летию Р. Щедрина

Частушка – соприродная русскому началу и осиянная особой неповторимостью русской метафизики – вводится Р. Щедриным в первый концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1954 году.

«Балалаечка гудит» и «Семёновна» вплетаются волокнами народного напева в классическое звучание симфонии, представляющей новый звук: к которому всегда стремился Щедрин, кристаллизуя, казалось, собственно-неповторимый звук: из массы оных, наполняющих пространство.

Именно он, взрывающийся и льющийся, созидает разнообразный музыкальный сад, разбитый композитором, словно слышащим гармонию сфер по-своему, и неповторимость оного и есть гарантия музыкальной подлинности, позволившей Щедрину создать произведения, разошедшиеся в мировом просторе.

«Анна Каренина», казалось, совсем не соответствует балетному действу, однако, переведённая Щедриным в подобный лад, засверкала новыми гранями.

А вот «Конёк-горбунок», как раз именно требовал музыкального, именно балетного полёта: своей литературной фантазией, так скрестившейся с дарованием и техническими возможностями Щедрина, что новые формулы вечной сказки, казалось, возникли…

 …изначально музыке учил Родиона Щедрина отец – сын священника, одарённый музыкально.

Окружённый музыкой с детства, будущий композитор словно пропитывался игрою отца на скрипке; в 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

…война, эвакуация, возвращение в Москву.

Консерватория раскрывает благодатные недра свои Щедрину.

…неожиданный концерт для трубы с оркестром: словно выводит не столь уж популярный инструмент на первые позиции, возвышая возможности трубы, и открывая новые перлы звука.

 Он слышит инструменты индивидуально – Родион Щедрин: и будто раскрывает даже и цветовые возможности звука: вибрациями которого когда-то и был, вероятно, сотворён мир…

«Очарованный странник», получив музыкальное воплощение оперой, пройдёт по сцене.

«Лолита» заиграет новыми гранями, превратившись в оперное действо.

«Озорные частушки» рассыплются звуковым серебром…

В честь Щедрина назван астероид: это почётно, конечно, но важнее то место, что уже при жизни обеспечил себе композитор в музыкальном пантеоне человечества.

          Александр Балтин

фото из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика