Медно, барабанно, дробно взвивается «Болеро»: забирается вверх, выше; мелькают ленты истории, проходят в броню закованные римские когорты; музыка поднимается к новым высотам, захватывает новые времена, раскатывается каскадами танцев по испанским площадям; барабан бьёт и бьёт, снова выкристаллизовываются фрагменты истории…
Единый, торжественный, барабанный поток: самое знаменитое сольное произведение для барабана.
Именно с ним – с «Болеро» — будет ассоциироваться М. Равель в сознание большинства: что и справедливо, и нет.
Да, это вершина Равеля: в произведение, по идее Иды Рубинштейн, кстати, он соединил классические традиции с ритмами испанской музыки: и сделал это так, что дуговые мерцания звука завораживали поколения.
Он рано начал учиться игре на фортепиано, хотя происходил из семьи, далёкой от музыки и искусства вообще; по классу фортепиано закончил и Парижскую консерваторию; рано проявившийся интерес к импровизации был связан с импрессионистичностью ощущений, и знакомство с Эриком Сати – родоначальником музыкального импрессионизма – сыграло серьёзную роль в композициях раннего Равеля.
…он – новатор, он вершит работу, которую в живописной сфере исполняли импрессионисты: он ловит, фиксируя в звуке, тончайшие ощущения, и, соединяя их в причудливые орнаменты, вызывает, как и интерес публики, так и отвергающую реакцию академизма.
Он стремится очистить музыку от наносного; он воюет с академизмом.
Он решителен и смел; после войны в музыке его преобладает эмоциональное начало…
Ярко вспыхивает звук.
Равель движется к своему «Болеро»…
И без него – достаточное наследие, отвергаемое многими и столь же многими превозносимое; однако – если бы не «Болеро», имя Равеля не сияло бы стол ярко…
Разносятся барабанные громы.
Вновь и вновь вьётся история в испанских ритмах.
И потусторонний Равель благосклонно взирает на путешествие собственного детища по миру.
Александр Балтин
фото из открытых источников
1 комментарий
Елена Сомова
28.12.2022Морис Равель — гений импрессионизма, крупнейший композитор французского импрессионизма! И не только «Болеро», как утверждает автор статьи о композиторе, Александр Балтин, является вершиной творчества композитора. «Послеполуденный отдых Фавна», произведения для оркестра «Испанская рапсодия», «Дафнис и Хлоя», множество романтических произведений с присущими импрессионизму фантазией, мягкостью и размытостью очертаний звука, являются неотразимыми явлениями культуры, собравшими невероятное количество почитателей во всем мире. Спасибо за обращение к имени великого мастера.