Среда, 08.05.2024
Журнал Клаузура

Театр оперы и балета: Из Ташкента в Баку

Решил, пока свежо, поделиться впечатлениями и ощущениями от гастрольной поездки нашего Ташкентского театра оперы и балета в Баку, 14-19 ноября 2022г.

Городок — просто прелесть. И с точки зрения архитектуры и достопримечательностей, и с точки зрения летнего отдыха вообще.

Самая интересная часть, конечно — Крепость, почти на побережьи Каспийского моря, которую азербайджанцы бережно сохранили и поддерживают в очень пристойном виде, и то, что у неё внутри. Эти узенькие улочки, где от стены до стены — размах рук, эти бессистемные спуски-подъёмы, эта брусчатка под ногами, эти кадки и горшки с цветами – буквально на каждом домике…

Балкончики деревянные над головами, лесенки к входным дверям, кафешки и гостинички. Есть даже натуральная катапульта – для обстрела осаждающих крепость врагов.

Нашли мы и то легендарное место, где снимали «Бриллиантовую руку», со сценами «Цигиль, цигиль: ай-лю-лю!..», и «Чёрт побери!» Они здесь вполне культовые.

Ходить по лабиринтам улочек и закоулков очень прикольно и интересно: у нас в Ташкенте и Самарканде такого нет. Да и быть не могло: потому что у нас нет камня в степи и пустыне. Поэтому у нас все старые строения из кирпича-сырца, с соответствующей спецификой застройки и планировки. Плюс у нас на старых домиках — глиняные крыши, поросшие маками и травой, а в Баку — всё-таки черепица. И это имеет смысл: из 6 дней, что мы там были, 3 лили дожди. Плюс сильные ветра. Зато было не холодно: при дождях днём — +10, а при солнце — так и вообще +15-20. (И это у них — «зима» называется…)

Более молодой город, «наросший» вокруг крепости снаружи, — застройка 30-50-х годов. Помпезные монументальные богато декорированные лепниной «сталинки». (У нас такие сохранились только на 2-3 улицах, в центре. Остальные снесены под новые 7-этажные типовые коробки.) Есть и хрущёвки — но их очень мало: почти все их уже снесли, как «не соответствующие духу». Все тут очень состоятельные, каждая вторая машина — или Мерс, или ауди, или в крайнем случае — Фольксваген. Видел и Бентли, и Феррари. Машина — показатель престижности и статуса хозяина (Ну, это и везде так, но у местных — особенно.) Они в Баку, конечно, тщательно всё сохраняют. И ухаживают. Ну, это в центре, там, где ходят туристы. Улочки чисты — ни пылинки, фасады тщательно оштукатурены, дыр нет. По окраинам же, куда я, как дотошный зануда, конечно, сунулся, полно и просто заброшенных, и пустых, с выбитыми окнами, нежилых домиков в 2-3 этажа. Конечно, их планируют снести, и построить новые небоскрёбы, благо, грунты позволяют: гранитное основание совсем рядом, но, похоже, мощностей, и строителей не хватает на всё сразу. Ничего: народ здесь трудолюбивый и методичный. Уверен: всё сделают.

Они и сейчас методично делают: дело в том, что есть и третий город. Куда отселили тех, кто жил в «трущобах», которые ещё не успели снести. Это — новостройки по периметру второго, имеющего в диаметре всего километра четыре.

Тут превалируют монументальные и помпезно-роскошные небоскрёбы в 15-20 этажей, с вполне европейским дизайном. (Мы жили как раз в такой гостинице.) И таких новостроек — целые микрорайоны. По окружности Баку. По непроверенным слухам, всё это – отдано в руки частных застройщиков-инвесторов, которые таким образом вкладывают деньги, одновременно придавая городу современный престижный облик. Красиво, конечно, но довольно стандартно — напоминает пролог из «С лёгким паром!» Коробок много, индивидуальности мало. Зато хоть улицы и проспекты широкие.

А то напрягает, что движение по всем узким (!) улочкам среднего, второго, города — одностороннее! И чтоб попасть в место, куда едете, нужно иногда проехать несколько километров в попытках добраться до улиц с нужным направлением движения. А пробки там, особенно вечером, жуткие.

Так, в местный театр оперы и балета (А всего тут 17 театров!) нас на первые репетиции возили на автобусах. Вечером — полчаса. И после второй поездки мы дружно плюнули, и стали ходить пешком: от отеля до театра оказалось 8 минут. Благо, заблудиться нельзя: все улицы распланированы как в Нью-Йорке: стрит/авеню…

Тут есть и музеи. И их даже больше, чем театров. И посмотреть нашлось чего.

Ходили мы и на море — до него было от гостиницы полчаса пешком. Самые молодые наши и храбрые даже купались. Вода — теплей воздуха, примерно +16. А когда солнце нагрело — так и больше. Потому что первые 200 метров человек ещё не погружается полностью, а всё идёт и идёт по дну.

Правда, вода пованивает нефтью. И ворон почему-то даже больше, чем чаек.

Там же, на набережной, стоит и бронзовый памятник Муслиму Магомаеву, и есть памятка о нём, и звучат из репродуктора его песни. Его здесь почитают. И тут мы с местными вполне солидарны – великий певец!

А вообще — город замечательный. И пальмы, и фейхоа, и падубы, и платаны, и теплолюбивыми растениями усажены и набережная и проспекты. И если кто надумал ехать в Турцию — опомнитесь! Баку — та же Турция, только в 3 раза дешевле! И по-русски говорит каждый второй житель, и каждый продавец. И туристов много, даже осенью. И им есть что посмотреть, и что прикупить на память. (Я правда, привёз только «фирменные», ручной выделки, огромные платки-шарфы дочери и жене, да кучу магнитиков и статуэток.) Правда, должен честно предупредить: если хотите, чтоб к вам отнеслись реально гостеприимно, лучше всё же говорить, что вы – из, например, Ташкента. Тогда на лицах собеседников расцветают улыбки, и поднимаются вверх большие пальцы, и т.д.

Моих друзей (Я сам не пью — мне по здоровью нельзя) поразила цена спиртного в Государственных (!) а не частных, универмагах, которых тут очень много!) в частности, элитного алкоголя. Даже брендовый виски, литр — всего 10-12 манатов. Это примерно 7-9 долларов. Коньяки лишь чуть-чуть дороже. И очень качественные.

Так что многие даже с собой повезли.

Словом, впечатлений осталось — море, и — только положительных.

Всем рекомендую Баку!

Четырёх-пяти дней на «полное погружение» вполне хватит. А номер в гостинице в центре — 80 долларов на двоих в сутки. Нам обходилось чуть дороже, потому что нас тут и кормили. А ездило нас 120 человек: оркестр, хор, балет, солисты. (Мы даже самолёт азербайджанских авиалиний полностью арендовали — Боинг-757.)

А кормили в гостинице — как на убой. Шведский стол. Море мясных блюд, и салатов. Соки, мин. вода, цитрусовые, фрукты. Кофе, чай, кипяток в титанах. В коридорах на каждом этаже — по 3-4 картины. И не репродукции — а реальные, рукописные. И в каждом номере — отличные постели, и картины, и огромные телевизоры. Правда, русских каналов всего 2 из 30: РТР-Планета, и ТНТ. Остальные — на турецком, азербайджанском, английском.

Готовил наш повар очень вкусно и сытно. И ко всему тут — оливки. Они местные, растут чуть ли не на улицах.

Так что до сих пор очухиваюсь от «отдыха».

Балет, который повезли на гастроли, и опера наша прошли замечательно — здесь и поётся легче, воздух влажней и чище. И местное население было в восторге. Нет, правда: зал еле вместил всех желавших, и очень долго аплодировали.

На «Риголетто» приезжали и их и наш — замминистра Культуры. А пока мы тут, в Баку, были, приезжал и Мишустин — на переговоры с Алиевым. Азербайджан реально богат. И не только из-за нефти и туризма. Здесь и мандарины и лимоны – супервкусные.

Хорошо бы съездить сюда, всё-таки – летом.

А пока – вот вид из окна нашей гостиницы, и общее фото: в Центре, между двумя замминистрами – наш директор, крайний справа – я.

Андрей Мансуров

фото автора

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика