Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

«Сансара возвращения смыслов и необратимая вечность»

о новой книге В.П. и Ж.Л. Океанских

Сегодня не так уж часто встретишь научное академическое издание, написанное художественным языком. Может, так и не должно быть? Может, это лишнее требование? Однако размышления о русской культуре, о Великой Софии, Премудрости Божией, которая оплодотворила наше национальное бытие, требуют больших именно художественных усилий от ученых, предпринявших попытку приблизиться к апофатической природе Бога. Именно художественный космос русской культуры через образ (как лик) Прекрасной Дамы, Софии, Приснодевы дает нам возможность понять, ощутить сакральное пространство национального космоса России. Итак, поговорим о новой книге профессоров, докторов наук В.П. и Ж.Л. Океанских «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова».

Русская православная церковь берет свое начало с момента Крещения Руси, которое было инициировано киевским князем Владимиром Святославичем в 988 году. С того времени и до наших дней церковь и ее представители перенесли не мало испытаний, выпавших на их судьбу, включая гонения, расколы и стяжательства… Особенно сложным стал период после Октябрьской революции, и здесь обычно пишут об идеологическом отношении большевиков к религии… Но, к сожалению, процесс «сумерек» в жизни общества начался еще раньше, когда «церковь со своим особым кругом понятий и преданий» быланедоверчиво устранена от воспитания (Василий Розанов. «Сумерки просвещения»).

В то нелегкое и очень противоречивое время довелось жить Сергию Булгакову — русскому философу, богослову, позже священнику и одному из основателей и профессору Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который выступал центром духовной жизни для соотечественников за рубежом.  Отец Сергий — фигура не однозначная, но,безусловно, очень яркая в истории России конца Нового времени. Он родился в г. Ливны Орловской губернии в семье священника, где получил свое первое образование, окончив духовное училище в 1884 году, позже была духовная семинария, классическая гимназия в Ельце и юридический факультет Московского университета… Авторы монографии очень поэтично, вслед за самим философом, описывают эту малую родину, где началось софийноеосмысление действительности: «И однако же именно ускользающая гераклитовская природа, которая любит скрываться, очень рано и властно — земным зерцалом небесной софийности! — входит в детскую душу, пробуждая в ней глубочайшее метафизическое воображение…».

Духотворчество отца Сергия началось с публицистических заметок на экономические, культурно-общественные, религиозно-философские темы, которые позже переросли в полномасштабные статьи, трактаты и учения, ставшие настоящим достоянием культуры России. Личный духовный путь Булгакова сопряжен с духовными исканиями Родины, с нависшими над ней испытаниями, достойно пройти которые возможно лишь полностью доверившись Богу.   Конечно, в жизни священнослужителя были совершенно разные периоды и настроения, зачастую диаметрально противоположные друг другу: от зарождения веры в Бога до ее полной потери и вновь обретения, безоговорочного убеждения в силе и правде Всевышнего.

Все эти метафизические ощущения, переживания жизни, зафиксированные в его произведениях, и нашли свое особое отражение в новой книге русских ученых В.П. Океанского и Ж.Л. Океанской «Прохождение вод: неоправославная метафизика отца Сергия Булгакова». Книга знакомит нас с основными идеями религиозно-философских поисков о. С. Булгакова. Здесь и детские воспоминания отца Сергия, его переживание малой родины, природы, и его размышления о философии мира как Божьего хозяйства, и образ последнего русского Царя, и искушение католичеством, и раздумья о Воцарении Христа в Мире…Темы весьма разнонаправленны, но вместе с тем объединены общим символом Воды, что не является случайным.

Вода, один из элементов четырех стихий на Земле, не просто символизирует жизнь, она насквозь пропитывает материю Вселенной, одухотворяя Макрокосм и Микрокосм, позволяя наполниться энергией всему сущему, тем самым обеспечивает непрерывное движение в нашем бытии. При этом вода, как и любая другая первостихия, обладает невероятной силой и мощью, которая способна не только зародить и поддерживать жизнь, но и полностьюразрушить ее.

Булгаковское прохождение вод, как тонко подмечено авторами монографии, начинается с крещальной купели и родных рек с важной здесь «символикой переправы, связанной с пожизненно осуществляемой необходимостью трудного перехода с одного берега на другой…». А берегов, как известно, в жизни отца Сергия было не так и мало. Но несмотря на многочисленные путешествия, которые не всегда осуществлялись по доброй воле путника, он всегда особое значение уделял Родине с сакральным центром в Сергиевской церкви. И авторы делают акцент на том, что «именно здесь отец Сергий Булгаков прозревает истоки софийности, ставшей центральной темой его неоправославного богомыслия и сакральной космологии».

о. Сергий неоднократно говорил, что Бог сотворил мир из Своего собственного существа, называя Софию Премудростью Божьей, неразрывно связанной с Космосом. Софиология Булгакова была неоднозначно принята обществом, и в частности, была осужденаМосковской патриархией в 1935 году, а впоследствии и вовсе названа ересью Русской зарубежной церковью, что безусловно наложило свой определенный отпечаток на дальнейшие работы священника.

«Все философские системы, которые только знает история философии, представляют собой, согласно отцу Сергию, «ереси», сознательные и заведомые односторонности, причем во всех них одна сторона хочет стать всем, распространиться на всё». Булгаков сам себе задает вопрос «Возможна ли абсолютная философия?» и отвечает отрицательно на него.

Далее авторы книги обращаются к культурно-историческому раскрытию булгаковского тезиса о софиологии как богословии кризиса и показывают связь софиологическихпредставлений со святоотеческой апофатикой древней Церкви, уделяя особое внимание патристическому космологизму: «Теологическая апофатика относится к непревзойденным вершинам религиозной мысли. Бог свободен от необходимости быть, в отличие, допустим, от камня, дерева, ангела и самого человека… Бог может присутствовать и в своём отсутствии». Бог апофатичен и мы только апофатически можем его познать.

И здесь важно еще раз отметить, что книга проф. В.П. и Ж.Л. Океанских прекрасна не только своим последовательным анализом ключевых идей отца Сергия и непревзойденно стройным течением мысли ученых, но и органично встроенной герменевтикой поэтико-символической морфологии наиболее значимых деятелей государства Российского.

Ярким примером того является обращение к четверостишию Ф.И. Тютчева, которое изначально не совсем верно цитировалось Булгаковым. Философ демонстрировал тем самымнахождение человечества в мире подлунном (заменял «глубину» на «вышину»), а Фёдор Иванович писал о поднятии в мир надзвездный:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Тем самым, сопоставляя ошибочное представление с оригинальным Логосом, авторы монографии указывают нам на неоспоримый факт того, что «XX век оказался не подъемом духа над миром, но его глубочайшим упадком».

В.П. и Ж.Л. Океанские акцентируют внимание читателя на некой двуплановости Бытия, которая очень четко прослеживается в одном из стихотворений В. Жуковского, где даны в целокупности образы моря и неба:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его

Ученые отмечают особое метафизическое состояние героя, очень похожее, по своему наполнению, на экзистенциальное бодрствование, из которого, находясь над бездной,невозможно упасть по определению.  Далее, В.П. и Ж.Л. Океанские дают еще несколько определений морю на основе святоотеческого предания для более глубинного осмысления образа, указывая на его необъятность, беспредельность и необозримость для человеческого глаза: демонстрация образов осуществляется путем космогонического и эсхатологического восприятия пространства и времени.

К слову, Василий Жуковский был не единственным поэтом, который обращался к теме Воды в своих произведениях. Вода играет одну из ведущих ролей и в пушкинской поэзии, и в произведениях символиста К. Бальмонта, о чем далее пишут авторы книги.

Кроме того, отдельным образом у отца Сергия предстает «ангел вод…как хранитель водной стихии, отравленной ныне…» с пояснением того, что «моральное духовное извращение с необходимостью влечёт за собой свои тяжелые последствия и в мире природном…хулили имя Бога… Очевидно образ этот говорит о состоянии тяжелой тоски, являющейся последствием духовного упадка и ожесточения». Тем самым Булгаков указывает на неизбежный исторический финал с катастрофой в глобальном масштабе, которая должна стать завершающей частью всего происходящего с последующим Воцарением Христа в мире.

Своей книгой ученые пробуждают и готовят наше мышление, наше сердце к новой ступени духовной элевации с обращением к небу и вечности — через неизбежное Прохождение Вод.

 

Ирина Баранова,

автор журнала «Юность»,

 участник мастерской

«Основы писательского искусства»

М. Дударевой

фото автора

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика