Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Идея двух миров

о выставке «Эхо Серебряного века»

Выставка Дмитрия Небогатова и Августы Оранской открылась в библиотеке имени В.В. Вересаева в преддверии Дня Победы и проходила на фоне посвящений военной теме. Такова была концертная программа Виктора Киселёва: песни о Великой Отечественной войне. Таковы были звучавшие стихи гостя из Чикаго. Но это не помешало восприятию выставки, задуманной под знаком Серебряного века, а, наоборот, оттенило и выделило экспозицию картин, в которых звучала заданная тематика.

Две кардинально противоположные темы: тяжёлая – земная и лёгкая – воздушная (Великая Отечественная и Серебряный век) взаимно подчёркивали друг друга, и одна выделялась на фоне второй. Они создавали контраст, тем самым усиливая противоположную суть друг друга.

Тема Великой Отечественной войны ещё больше погружала в глубину жёсткого, материального и приближала к земным устоям.

Серебряный век ещё больше хотел оторваться от земли и переносил внимание на внутреннюю духовную жизнь, не её философию.

Физические и моральные тяготы войны были противопоставлением красоте и духовности воображаемой жизни поэтической, то есть необыденная реальность и опоэтизированная ирреальность ощущались острее и раскрывали образ человека в различных ипостасях и проявлениях.

Но контраст на этом не исчерпывался. Он наблюдался и в самом расположении картин. Внимательному взгляду открывалась идея двух начал, выраженная в двух живописных «точках», особых акцентах, поставленных художниками. И в этом ракурсе представала экспозиция.

Такими контрастными пограничными точками-полюсами, абсолютно далёкими друг от друга, как ВОВ и Серебряный век, как жестокая реальность и символическое искусство, – оказались картины, обрамляющие всю экспозицию. Они были, как два портала, как две, крайняя левая и крайняя правая, театральные кулисы.

Левая – картина Дмитрия Небогатова и на ней – мир возвышенный, мистический, подлунный (освещённый большой белой луной), ранняя-ранняя весна. Правая – картина Августы Оранской – реалистическая, поздняя-поздняя осень; картина с тщательно выписанными деталями, точными, как в жизни.

Символическая нереальная ночь, напоминающая СОН, выступала против реального осеннего дня.

Таким образом, вся композиция выставки была устроена так, что открывающийся на холстах мир предстал балансирующим, словно на тонкой, невидимой грани между двумя мирами. Эта грань была устремлена к нам, она врезалась в сознание, в душу. И этой гранью стал Серебряный век – символический, мистический…

Между двумя порталами, как между  двумя кулисами, ведущими в мир реальный и ирреальный, открывалась та самая Серебряная грань Дмитрия Небогатова и Августы Оранской в их вѝдении, представлении, ощущении, где проходил в своих ярких, грациозных, торжественных событиях их Серебряный век.

Он явился между реальностью и ирреальностью своими эфирными лёгкими розово-голубыми красками, сиреневыми тонами. Он представлялся нежными романтическими настроениями.

Как воздушные замки, возникали декорации и сменяли друг друга: дворцовые стены и залы, река, каменный мост, лужайка. То центральная городская площадь, то пруд и арка, увитая  виноградом. И там, как на сцене, в разных ролях появлялись главные герои этой полумистической, полуреальной пьесы Художник и Художница. Рыцарь и его Прекрасная Дама Августа. Они были участниками карнавала, идиллических галантных сцен, появлялись на лоне природы или на фоне архитектурного пейзажа… Сидела она, шла или стояла, он неизменно находился подле неё. А она, меняя наряды, то в чёрном бархате, то в красно-белом стилизованном костюме, то в ином туалете служила красоте и женственности, и божественной любви. И вместе со своим спутником они поклонялись искусству.

Но вот «горделивые дворцы и храмы» кисти Дмитрия Небогатова сменяются изображениями поэтов Серебряного века кисти Августы Оранской. Как призраки, наполняют они привычное нам пространство. Они будто вырастают из-за деревьев, но не безгласными молчаливыми тенями, «не бестелесными масками», а плодом живого человеческого воображения, живым образом, явленным человеческой памятью. И кажется, что их вдохновенные поэтические строки звучат в унисон с голосом природы, насыщаются её воздухом, вбирают настроение и атмосферу и сливаются ритмически с шумом листвы.

В центральной мизансцене этого яркого спектакля во всей полноте звучит «Эхо Серебряного века». Перед нами как апофеоз эстетического вкуса, поэзии,  утончённости, изящества и изысканности открывается уютная гостиная. В ней есть полки с книгами и картины с изображением Петербурга и Москвы, есть мягкий диван с подушками, обшитыми золотым шёлком, там горит свеча, видна фигурка крылатого льва, а в углу на полу стоит ваза с белыми цветами.

У этой гостиной есть одна особенность: её пространство и обстановка поделены невидимой гранью на два мира – мир бытия и небытия. Красочный мир бытия и, словно выцветший и потускневший, мир небытия вновь говорят о контрасте и о противопоставлении двух начал.

Многое в этой гостиной стало, подобно сну, принадлежать иному миру. Ушли в прошлое старая Москва и Питер, старые книги и старые фотографии; ушли и стали воспоминанием.

«И сном окружена вся наша маленькая жизнь».

 В гостиной нас встречают поэты Серебряного века: Анна Андреевна Ахматова, Марина Ивановна Цветаева и Александр Александрович Блок. Все трое великие поэты.

Женщины расположились на диване. Анна Андреевна в сиреневом одеянии сидит, сложив руки на коленях. Её называют королевой Серебряного века. Возле неё, опершись на подлокотник, Марина Ивановна – в голубом. Её называют романтиком Серебряного века. За спинкой дивана стоит Александр Александрович в тёмном классическом костюме с сигаретой в руке. Его называют важнейшей фигурой Серебряного века, создателем образа Прекрасной Дамы.

Все трое молчат и, кажется, думают о своём в этом необычном пространстве. Они находятся рядом, в одной поэтической гостиной, и Ахматова, и Цветаева, и Блок, но он уже отделён и отдалён от них гранью небытия. Из этой «серебряной троицы» он ушёл первым.

И на память приходит «Троица» Андрея Рублёва.

А вместе с этим и её композиционное расположение фигур и предметов. И устанавливаются прочные духовные связи между иконой и картиной с выставки. Все три поэта уподоблены ангелам не иконе.

И вдруг по-другому видится происходящее в пространстве поэтической гостиной: зажжённая свеча – горит в память о Блоке. Ахматова и Цветаева задумчиво вспоминают поэта. Анна – светло. Марина – с грустью. Наверняка к этим воспоминаниям примешиваются и мысли о собственной судьбе. «Мы созданы из вещества того же, что наши сны».

 Сон и явь, реальность и нереальность, материя и дух явили нам идею двух миров и тонкую грань меж этими мирами, которая в живописи наших современников Августы Оранской и Дмитрия Небогатова отразилась как грань Серебряного века с её чувственным и образным строем, с её философией и размышлениями.

Выставка рождает множество ассоциаций, позволяет вспоминать лучшие образцы живописи и литературы. И что самое главное – утверждает любовь к искусству.

Прекрасная выставка прекрасных художников!

 

Светлана Волошина-Андрийчук,

член СТД РФ, член МГО СПР

фото на обложке 

Августа Оранская «Мой Серебряный век», 2004

из библиотеки В.В. Вересаева


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика