Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

Начинает работу выставка «Борис Годунов» — первая постановка трагедии А. С. Пушкина»

Сегодня 6 июня открылась выставка «Борис Годунов. В Голубом зале Российской государственной библиотеки искусств открывается первая постановка трагедии Александра Пушкина». Экспозиция посвящена 224-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Выставка знакомит посетителей с художественным оформлением первого спектакля трагедии — эскизами декораций, мизансцен и материалами, которые художники использовали в своей работе.

Пушкин не видел «Бориса Годунова» на сцене. Первая постановка трагедии со значительными цензурными сокращениями была показана в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене труппой Александринского театра 17 сентября 1870 года. Для этого спектакля было изготовлено шестнадцать декораций: четырнадцать принадлежали кисти М. А. Шишкова, а две — М. И. Бочарова. Оба художника считались лучшими петербургскими декораторами того времени. В работах М. А. Шишкова воплотились поиски лучших русских художников 1860-1870-х годов в области реалистического исторического театрального оформления.

Полностью восстановить декоративную часть спектакля удается редко, но благодаря альбому М. А. Шишкова (Борис Годунов. Рисунки декораций к трагедии Александра Пушкина, составленные для русской сцены Императорских театров Санкт-Петербурга и нанесенные на камень художником-декоратором академиком М. А. Шишковым; сцены составлены и прорисованы профессором А. И. Шарлеманом. [Санкт-Петербург]: Издание М. А. Шишкова, 1870. 16 с. ил.), легко представить, как была оформлена сцена Мариинского театра, как выглядели костюмы и как строились мизансцены. Альбом является библиографической редкостью, но его экземпляр хранится в собрании Российской государственной библиотеки искусств. Издание также будет представлено на выставке.

Влияние «Бориса Годунова» на развитие русского театра

Премьера трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра в 1870 году стала знаменательным событием в истории русского театра. Пьеса представила новый подход к исторической драме, который повлиял на многих драматургов и режиссеров в последующие годы.

Пьеса Пушкина, основанная на реальных событиях русской истории, позволила по-новому взглянуть на жанр исторической драмы. Она отвергла традиционный героический образ правителей и вместо этого сосредоточилась на их психологической борьбе и моральных дилеммах. Такой подход позволял создавать более сложные и нюансированные персонажи, что требовало от исполнителей иного стиля игры.

Постановка «Бориса Годунова» также ознаменовала поворотный момент в развитии театрального оформления. Использование реалистичных декораций и исторических костюмов было отходом от более ранних постановок, в которых использовались символические или абстрактные декорации. Подробные и точные изображения исторических событий создали у зрителей ощущение погружения, которого они раньше не видели.

Помимо своего влияния на театральную эстетику, «Борис Годунов» также оказал влияние на политический климат того времени. В пьесе затрагивались такие темы, как власть, коррупция и мораль, которые имели отношение к современным проблемам в России. Изображение правителя, которого преследуют чувство вины и сомнения, нашло отклик у многих зрителей, которые увидели параллели со своим собственным обществом.

В целом, «Борис Годунов» проложил путь к новой эре в русском театре, где ценились психологическая глубина, историческая достоверность и социальная значимость. Его наследие все еще можно увидеть сегодня во многих постановках, которые продолжают исследовать эти темы инновационными способами.

Роль М.А Шишкова и М.И Бочарова в первой постановке «Бориса Годунова»

М.А Шишков и М.И Бочаров играли ключевую роль в первой постановке трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра в 1870 году.

Шишков, который был директором Мариинского театра в то время, убедил императора Александра II разрешить постановку пьесы, несмотря на ее критическое отношение к правительству. Бочаров же был ответственным за режиссуру спектакля и создание его образной составляющей.

Шишков и Бочаров представили новый подход к постановке исторической драмы, который повлиял на многих драматургов и режиссеров в последующие годы. Их использование реалистичных декораций и костюмов было отходом от более ранних постановок, которые использовали символические или абстрактные декорации.

Бочаров также был ответственным за создание оригинальной музыки для спектакля, которая помогла подчеркнуть эмоциональную глубину пьесы. Его работа над «Борисом Годуновым» стала примером того, как музыка может служить не только фоновой атмосферой, но и ключевым элементом в построении драматургии.

Работа Шишкова и Бочарова на первой постановке «Бориса Годунова» сделала этот спектакль знаменательным событием в истории русского театра. Они продемонстрировали новый уровень профессионализма и творческой свободы, который оказал значительное влияние на развитие театрального искусства в России.

Достижение исторической достоверности в декорациях и костюмах

Одним из ключевых элементов первой постановки «Бориса Годунова» было достижение высокой степени исторической достоверности в декорациях и костюмах. Бочаров использовал реалистичные костюмы, которые точно передавали стиль одежды того времени, а также учел различия между социальными классами.

Декорации также были выполнены с большой точностью. Например, для создания церковных интерьеров были использованы фрагменты настоящих храмов. Это позволило зрителям полностью погрузиться в атмосферу России XVI века.

Многие последующие постановки «Бориса Годунова» следовали этому примеру, стремясь достичь максимальной исторической достоверности в декорациях и костюмах. Это помогало зрителям лучше понимать контекст происходящего на сцене и создавало более убедительную атмосферу.

Реакция зрителей и критиков на «Бориса Годунова» в то время

Первая постановка «Бориса Годунова» вызвала сильную реакцию у зрителей и критиков в то время. Одни зрители были потрясены масштабом и проработкой деталей спектакля, а другие — глубиной переживаний актеров.

Каждый элемент постановки, от декораций до музыки, получил свои высокие оценки. Конечно, были и недостатки, которые указывали некоторые критики. Например, несколько сцен были слишком затянутыми или сложными для понимания.

Тем не менее, в целом реакция на спектакль была положительной. «Борис Годунов» стал одним из самых успешных театральных произведений своего времени и продолжал играться на сценах различных театров России на протяжении многих лет.

Ключевым фактором успеха спектакля являлось его новаторство. Шишков и Бочаров представили новый подход к постановке исторической драмы, который не только поднял планку профессионализма в русском театре, но и открыл новые горизонты для будущих творцов.

Информация предоставлена:

Наталья Бережнова

Специалист по PR отдела научно-методической

и организационной работы РГБИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика