Пятница, 04.10.2024
Журнал Клаузура

«Мертвые души» – произведение Николая Васильевича Гоголя, которое не стареет

У современной России пока нет своего Гоголя

Заметным явлением в русской литературе XIX века стал выход из печати поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» в 1842 году. Отношение к этому произведению в обществе сложилось неоднозначное. Но мы сегодня осознаем, какой огромный труд завершил писатель, показав в нем жизнь России и общество. Произведение Николая Васильевича, бесспорно, гениально, доказательства этому есть. Во-первых, книга не устарела – у нее всегда есть свои читатели. Во-вторых, в книге можно встретить и наше время – так много похожего в ней на день сегодняшний. Читаешь и удивляешься.

Это отмечают многие. Вот, например, что сказал о произведении Гоголя Валерий Соловей, историк и политолог: «Конечно, «Мертвые души» – это энциклопедия подлинно русских типов и характеров, которые окружают каждого из нас до сих пор. Поэма – удивительно точный взгляд на Россию, взгляд пронзительно-грустный, но не унылый. Очень хотелось бы прочитать, что написал бы Гоголь о нынешних отношениях России и Украины. Вот сюжет сколь смешной, столь и трагический. Мне особенно близок Гоголь-мистик, ибо это писатель и пророк, прозревающий смыслы, которые не лежат на поверхности, а таятся в самых глубинах русской жизни. Ему были доступны смыслы, которые мы не можем, а может, и не хотим и боимся видеть («Литературная газета» № 14, 2009)».

Получается, что мои современники желали бы, чтобы Гоголь был жителем XXI века. Для чего? Чтобы показать нам неприглядные стороны современного общества. Видимо, пока некому выявить пороки современного общества так, как сделал это однажды Николай Васильевич. Нынешний Гоголь еще не объявился. Возможно, такой писатель еще и не родился, у которого бы имелось остро отточенное перо, а слово било наповал. Гоголь обладал потрясающей наблюдательностью – это очень важное качество для писателя. М. Б. Храпченко, академик, литературовед, считал: «И Гоголь, и Толстой изображали людей во всей противоречивости их социального бытия, страстно обличали собственнический мир, мир насилия и угнетения, мир тупого самодовольного мещанства, противопоставляя этому миру свои гуманистические представления о человеке и обществе».

Ему суждено было стать писателем

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля н. с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы будущего писателя прошли в Васильевке, в имении родителей. А Васильевка находилась рядом с селом Диканька, краем легенд и преданий. В воспитании Николая большую роль сыграла семья, особенно отец. Василий Афанасьевич слыл страстным поклонником искусства, любил театр, поэзию, был автором комедий на украинском языке, которые ставились на сцене домашнего театра дальнего родственника Гоголей – Д. П. Трощинского.

После домашнего обучения Николай учился в Полтавском уездном училище два года, а затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Гимназия была создана по аналогии Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Николай учился играть на скрипке, занимался живописью, а в спектаклях исполнял комические роли. Также он принимал участие в создании рукописных журналов и альманахов. Был редактором и автором журнала «Северная заря». Именно в гимназии им были написаны повесть «Братья Твердиславичи», баллада «Две рыбки», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и стихотворения. Поэма «Ганц Кюхельгартен» была сочинена им в последние гимназические годы.

После окончания обучения в Нежине Гоголь в декабре 1828 года уезжает в Петербург, где у него совсем не было знакомых. И он долго не мог найти службу, только в ноябре 1829 года его приняли писцом в Департамент государственного хозяйства. Служил,  получал гроши, во всем нуждался, тогда же у него были попытки поступить на сцену. В 1829 году он издал «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алов. Литературный труд   подвергся жестокой критике. Гоголь скупил все экземпляры и сжег их. Что испытал он тогда? И как он смог пережить творческую неудачу? В это же время молодой писатель посещал в Петербурге занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Именно это, я думаю, помогло ему пережить свой литературный провал.

Однако писательство влекло его с огромной силою. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк». Впоследствии он переделал эту повесть в «Вечера накануне Ивана Купала», которые прочитал Пушкин. «Они изумили меня, – сказал поэт. – Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Затем в альманахе «Северные цветы» была напечатана глава из романа «Гетман».

В это же время Гоголь знакомится с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным. Александр Сергеевич вводит его в круг своих близких знакомых, в который входили Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов. Общение с близкими по духу людьми помогло Гоголю. И он пишет. Особенную известность Николаю Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь».

В 1834 году Николай Васильевич Гоголь был назначен адъюнкт-профессором на кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но эта работа не особенно привлекла его. Потому в 1835 году писатель оставил университет и стал заниматься только литературным творчеством. В его сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий»… В сборник «Арабески» включены  произведения о петербургской жизни. Повесть «Шинель» стала самым значительным произведением в книге. В этом же году Гоголем была создана пьеса «Ревизор», которую поставили на следующий год в Москве. После постановки «Ревизора» Гоголя затравили в печати, видимо, некоторые узнали в пьесе самих себя. Писатель уехал за границу.

В письме Пушкину 7 октября 1835 года Николай Васильевич сообщал: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. …Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь».

Во время своего приезда в Россию в 1839-1840 годах Гоголь уже читал друзьям главы из первого тома «Мертвых душ». Свою работу он завершил в Риме в 1840-1841 годах. Вернулся писатель в Россию в октябре 1841 года. При содействии Белинского и других друзей ему удалось напечатать первый том в 1842 году.

А. С. Пушкин подарил сюжет произведения Н. В. Гоголю

Часто в литературе мы встречаем такую историю возникновения «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, будто сюжет ему для произведения подарил А. С. Пушкин. Так ли это? Может, это просто легенда, кем-то созданная? В вузовском учебнике «История русской литературы XIX века, 1800–1830-е гг.» (1989) я нашел такую информацию: «Свой великий долг Гоголь видит в продолжении огромного труда, «завещанного» ему Пушкиным. По-видимому, еще в 1835 г. Пушкин дал Гоголю сюжет «Мертвых душ», и тогда же поэма была начата. Римское «уединение» было необходимо Гоголю для обдумывания своего сочинения. Взгляд на русскую жизнь «из прекрасного далека» помогал ему охватить ее различные стороны, создать широчайшие художественные обобщения».

А есть ли прямое доказательство этому факту? Есть! Я нашел доказательство в книге «Пушкин и его время» (1997), вот что писал Гоголь после получения им известия о смерти Пушкина: «Светлые минуты моей жизни были минуты, когда я творил. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина. Ничто мне были все толки, я плевал на презренную чернь: мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего я не предпринимал, ничего не писал без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой («Мертвые души») из его созданий. Он взял с меня клятву, чтобы я писал…».

Загадочный жанр «Мертвых душ»

Николай Васильевич Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, стремясь показать не только современную Россию, но и заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начинания в русской жизни и предположить для родины путь к спасению. Действие в произведении происходит в русской губернии. В поэме нарисована автором русская жизнь: дворянская, чиновничья, народная. Более всего Гоголя волнует вопрос о человеке, его назначении в жизни. Писатель показывает, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут бесправие, темноту, обнищание народа и разложение помещичьего хозяйства, но они уродуют, губят человеческую душу, как душу помещика, чиновника, так и душу крепостного человека.

Жанровая структура «Мертвых душ» необычна. У Гоголя сатира на крепостной строй соединена с глубокими раздумьями о самой России, поэтому у него множество лирических отступлений. Сочетание обличительных сцен с лирическими словами о могуществе родины не разрушает художественной целостности произведения. Белинский писал: «Всякое отрицание, чтобы быть живым и поэтическим, должно делаться во имя идеала…»  Идеал Гоголя – могучая и прекрасная Россия, поэтому Гоголь показывает пороки своего времени. А произведение «Мертвые души» писатель назвал поэмой.

Обычно поэма – это большое стихотворное произведение эпического или лирического характера. Таковыми были романтические поэмы Пушкина, Боратынского, Лермонтова, Рылеева и других. Некоторые писатели называли поэмой прозаические произведения. Николай Васильевич Гоголь хотел поэму построить по форме трехчастной поэмы Данте «Божественная комедия» (Ад, Чистилище Рай). Данте Алигьери (1265-1321) – это итальянский поэт, мыслитель, богослов. Поэму «Божественная комедия» он создавал с 1308 по 1321 год.

Но мы знаем только одну часть у Гоголя. Получается, что это как бы Ад? Второй том он сжег. Игорь Золотусский, советский и российский историк литературы, писатель, литературный критик, так прокомментировал сожжение второго тома: «…Гоголь, будучи постоянно недовольным собой и своим трудом (редкая черта для современного писателя), уничтожает собственные сочинения. …Оправдывая сожжение глав второго тома «Мертвых душ» в 1845 году, он говорил, что не хотел оставить друзьям на память о себе (а это случилось в те дни, когда он думал, что умирает) нечто неготовое, неотделанное». Третьего тома Гоголь не написал.

В поэме всегда найдутся герои (у Гоголя это помещики, чиновники губернского города, народ) и есть главный, лирический герой (у Гоголя это отрицательный герой Чичиков). Писатель знакомит читателей с поступками своего главного героя. Одновременно автор передает свое отношение к происходящему и делает лирические отступления, в которых рассуждает о судьбе России. Эмоциональная окраска отступлений Гоголя имеет разные цвета. Это как раз и есть лиро-эпическое повествование поэмы.

Чичиков в композиционном повествовании поэмы

Николай Васильевич Гоголь разворачивает в произведении широкую панораму действительности. Он знакомит читателей с Чичиковым, городом, его жителями, окрестными помещиками, обнажая паразитов высшего общества и показывая бедственное положение народа. В губернском обществе возникают по поводу приезда Чичикова и его деятельности анекдотические слухи, какая-то бессмыслица – это приводит чиновников и помещиков в дикое смятение: повсюду поднялась волна беспокойства, все вокруг пришло в брожение, но никто не мог вразумительный дать ответ о происходящем. Слухи, толки, сплетни: все говорили про мертвые души, губернаторскую дочку и Чичикова. Сумасшедшие новости поднимались, как вихрь, и неслись в неведомое пространство. И дремавший до этого город вдруг проснулся. Ожил. Громко это не обсуждалось. Все шушукались о странной купле-продаже: не прозевали ли они, местные помещики, свою выгоду, продав за бесценок мертвые души приезжему чиновнику? А вдруг они стоят дороже? И кто такой Чичиков на самом деле? И почему он покупает мертвые души? И какое им применение уже существует, о котором местные помещики слыхом не слыхивали?

Гоголь на примере Чичикова дал понять внятно и вразумительно, что застойным явлениям русской жизни пришел конец, грядет реальное проникновение в общество буржуазного духа: приобретательство и афера. Автор не прячет свое намерение сделать главным героем поэмы не добросовестного человека, а отрицательного, то есть настоящего подлеца, и детально исследует истоки его неприятной личности.

Чичиков – находчивый и ловкий обманщик, он – самое настоящее порождение окружающей действительностью, сама жизнь выдвинула его на первый план. Родился он в бедной семье, но не захотел стать «маленьким человеком». Чтобы подняться по общественной лестнице, он воспитывает в себе приспособленческие навыки, изворотливость. Гоголь обращает внимание читателей на его бережливость, накопительство с детства. Но в наше время эти качества многими считаются необходимыми. Жизнь не изменилась? Вроде бы неплохие качества на первый взгляд? Если заработал, то почему бы не скопить определенную сумму для приобретения чего-либо. Нормальное желание. Однако, обладая незаурядной силой воли, Чичиков до поры до времени прятал свои настоящие желания и страсти. Обрекал себя на скромное существование, чтобы затем начать снова действовать. Деньги для Чичикова – это средство для достижения карьеры, комфорта, но добивается он этого не своим трудом, а обманом. Поэтому обман его раскрыт, и все его действия и старания приобрести богатство и положение в обществе нечестным путем оканчиваются в поэме неудачей. Но главный герой Гоголя обладает поразительным чутьем к обстоятельствам и людям, и он не сомневается, что в следующий раз, совершая аферу, не промахнется. Автор в поэме разоблачает «наиприятнейшего» Павла Ивановича Чичикова. Раскрывает перед читателями, показывая, его благообразие, правильные привычки – все это лишь внешняя оболочка. А внутренняя оболочка Чичикова – духовный цинизм, жестокость, потому что он стремится нажиться на человеческой смерти.

Покупка Чичиковым мертвых крестьянских душ, которые числятся по документам («ревизским» описям) живыми, – дело странное и не совсем странное. Странное оно для порядочных людей. Странное и для помещиков, потому что они еще не разобрались во всех хитростях Чичикова. А ведь, скупая за бесценок мертвые души крепостных, Чичиков намеревался продать их в опекунский совет в качестве живых и получить таким способом изрядную сумму денег. Именно для этого Чичиков объезжает дворянские усадьбы, знакомится с помещиками и чиновниками губернского города. Наверное, подобные истории случались во времена Пушкина и Гоголя? Иначе откуда появилась идея о создании подобного произведения и такого отрицательного героя?

В поэме много смешного, читать – одно удовольствие. Но смех Гоголя грустный. «Причем грусть эта залегает на глубине гораздо большей, чем принято думать, – считает Игорь Золотусский. – Обычно ее относят к глубине социальной критики, критики пошлости человека. Но смех Гоголя печалится об участи человека, который признан на пир жизни и обречен на уничтожение. …Смех Гоголя связывали с проделками черта и с происками сатаны, принимавших в его произведениях человеческий облик. И Чичикова считали чертом…». А ведь и правда, читая описания Чичикова, появляется мысль, что он похож на черта.

Эгоизм и приспособляемость Чичикова и губернских помещиков, чиновников к действительности

В поэме для читателей выведена целая галерея типов (героев), каждый представляет ту или иную степень нравственного разложения. Вводная глава знакомит нас с Чичиковым и губернским городом. Главы 2-6 посвящены помещикам. В главах 7-10 показана губернская жизнь. А в 11 главе идет повествование о социальном происхождении Чичикова и о смысле его порочной деятельности. Кульминация произведения, то есть высшая точка напряжения, приходится на 10 главу, в которой обитатели губернского города узнают о плутовстве Чичикова, и возбуждение от удивления общества достигает предельного накала. Вроде бы должен вступить в силу закон, но прокурор города, взволнованный слухами о небывалом преступлении Чичикова, внезапно умирает. Завершается том вдохновенными словами автора о Руси. «Птица-тройка» устремляется к светлому будущему от постыдного предпринимательства чичиковых.

Гоголь высмеивал пороки общества. Это особенность художественного произведения. Он осуждал крепостное право, но главный акцент сделан писателем на моральное разложение личности. Открывается галерея героев-помещиков Маниловым, а завершается «прорехой на человечестве» – Плюшкиным.

Манилов. Пустая мечтательность этого героя заменяет ему полнокровную жизнь. Он придумывает искусственную жизнь, когда вокруг него течет настоящая.

Коробочка. Героиня в постоянных трудах по домашнему хозяйству. Это отличает ее от Манилова, у которого хозяйство практически не было. Но бережливость и размеренность Коробочки не делает ее человечнее.

Ноздрев. Существование этого героя бесцельно. Нагадить, насолить соседям, друзьям, распустить о ком-то сплетни – это он умеет делать. И вновь с этими людьми обходится «по-дружески». Он –  гуляка, дебошир, скандалист, агрессивный человек и совершенно беспринципный.

Собакевич. Прижимистый помещик, держит всех в кулаке. Знает толк в хозяйстве, крестьяне у него не мрут с голоду, живут в крепких избах. Но Гоголь считал, что такие помещики приносили России огромнейший вред, больше, чем маниловы и ноздревы, они целенаправленно закабаляли крепостных.

Плюшкин. Когда-то этот человек был полон энергии и жизни, но страсть к накопительству вытеснила в нем человеческие качества. Он отдалился от людей, собственные дети ему стали в тягость. Он владел тысячами крестьянских душ, которые бедствовали и голодали.

А что же Чичиков? Главный герой не противопоставлен Гоголем, как думают многие, уездным помещикам и губернскому чиновничеству. Он выделен автором как герой новой капиталистической формации.

Вся помещичья галерея, показанная Гоголем, и Чичиков – это, получается, и есть Россия «мертвых душ». А паразитизм помещиков раскрыт писателем в двух формах: 1. существование их бесцельно-беззаботное, эгоистическое; 2. их жадное стяжательство.

Современники Н. В. Гоголя о «Мертвых душах»

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) назвал поэму Гоголя «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим». Русский критик в рецензиях, посвященных «Мертвым душам», выступил в защиту Гоголя, а писателю уже в который раз крепко досталось от общества. Белинский доказал, что автор нимало не преувеличил пороки современной действительности, что право художника на изображение неприглядных сторон жизни разрешается искусством. Критик считал, что необходимо правдиво изображать действительность с целью устранения ее недостатков. Гениальность Гоголя, по мнению Виссариона Григорьевича, в том, что писатель не приукрашивал жизнь.

Белинский комментировал: «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, его бесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и что обществу легче полюбить его, чем понять…» Белинский был прав, Гоголь глубоко распознаваем нами стал недавно, и мы удивляемся его прозорливости. Писатель совершенно современен, ибо пороки человечества остались все теми же, о которых он сообщал в XIX веке. Виссарион Григорьевич хвалил поэму и удивлялся: «Сверх того, как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей, мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение. «Мертвые души» требуют изучения».

А. В. Никитенко, историк и цензор, пропустивший в печать «Мертвые души» в письме Гоголю, 1 апреля 1849 года, хвалил писателя: «Какой глубокий взгляд на самые недра нашей жизни! Какая прелесть неподдельного, вам одним свойственного комизма! Что за юмор! Какая мастерская, рельефная, меткая обрисовка характеров!»

В 1842 году К. Н. Греч, критик, в журнале «Северная пчела» № 137 опубликовал статью «Похождение Чичикова, или Мертвые души», и вот его высказывание из этой статьи: «Чичиков жестоко смахивает на Хлестакова в «Ревизоре»: там вздорный мальчишка всполошил всех дураков и всех негодяев в городе, здесь отъявленный негодяй привел в недоумение целую губернию…» Высказывал свое мнение в записках о произведении Гоголя К. Н. Лебедев, чиновник министерства юстиции, сенатор: «И тепло, и плотно, я не мог досыта нахохотаться, читая о Селиване, Ноздреве, Коробочке, Собакевиче, эти провинциальные сплетни, этот губернаторский бал, и этот рассказ о Копейкине. Верно, умно. Но нельзя не заметить скрытой мысли автора: он пародирует современный порядок, современный класс чиновный, он не совсем прав местами немного дерзок («Записки К. Н. Лебедева», 1842 год)». Все-таки, как видим, чиновники побаивались Гоголя и защищались.

Известные художники и композиторы создали свои произведения к поэме Гоголя

Произведение «Мертвые души» произвело неизгладимое впечатление на читателя, обывателя той эпохи. И композиторы, художники были приятно поражены и восхищены новым произведением Гоголя. Конечно, им захотелось создать произведения, отразив в них свои впечатления. Назову лишь нескольких известных художников – Марка Шагала (1887–1985), Петра Соколова (1821–1899), Владимира Маковского (1846–1920), Петра Боклевского (1816–1897).

Марк Шагал создавал свои рисунки, следуя за развивающимися действиями в книге автора. Его иллюстрации вышли в Париже в 1948 году.  Петр Соколов к поэме Гоголя обращался дважды: в 80-х и в 90-х годах XIX века. И создал целый цикл иллюстраций по произведению Гоголя в технике акварели, использовал также гуашь. Владимир Маковский над иллюстрациями работал в 1901–1902 годах и сконцентрировал свое внимание на светотеневых проработках.

Мне понравились рисунки Петра Боклевского. Он обратился к портретам героев книги. Художник годы жил в Рязанской губернии, где ему на каждом шагу встречались гоголевские герои. Ему хорошо была знакома эта тема. К работе он приступил в 50-х годах. В 1875 его рисунки появились в журнале «Пчела». В 1882 году вышел «Альбом гоголевских типов в рисунках П. Боклевского». В портретах, созданных художником, четко угадываются герои произведения по их характерным особенностям. Боклевскитй сконцентрировал внимание зрителей именно на лицах и сумел отразить в них убожество, скудность, ограниченность помещиков и чиновников.

Вспомним также, что советским зрителям хорошо были известны два художественных фильма «Мертвые души». Один фильм был снят в 1960 году режиссером Леонидом Траубергом по спектаклю «Мертвые души» МХАТа, поставленному еще К.С. Станиславским в 1932 году. Музыку к этому фильму написал композитор Владимир Рубин (1924–2019).

Фильм «Мертвые души» (пять серий) был снят в 1984 году. Режиссер фильма – Михаил Швейцер, а композитор – Шнитке. Альфред Шнитке (1934–1998) пришел в кинематограф из рижской филармонии и написал музыку к 63 советским фильмам. Он сумел создать яркие музыкальные образы, слушатели были приятно удивлены и восхищены. Его сюиту для оркестра из музыки к к/ф «Мертвые души» часто исполняют сегодня многие симфонические оркестры.

Прочитав произведение «Мертвые души», посмеявшись над героями Гоголя от души, получив удовольствие от прочитанного, я представил себе образно всех героев и самого Чичикова. Передо мной прошла жизнь помещичьей Руси XIX века очень ярко и отчетливо. И мне тоже захотелось озвучить это произведение музыкально, передать настроение и краски своих собственных эмоций, которые я получил при чтении произведения.

Свое музыкальное сочинение я назвал:

«Путешествие Чичикова по российской губернии»

В качестве иллюстрации кадр из фильма «Мертвые души» (1984 г.). Режиссёр: Михаил Швейцер

Современники о «Мертвых душах»

В своей работе я подчеркивал не раз и ссылался на высказывания известных людей, что произведение Гоголя «Мертвые души» не устарело, потому так живо можно представить его героев. Поэтому мне захотелось написать музыку, я приблизил к себе время писателя, как это стало для меня возможным. И музыка получилась. И сегодня в нашем обществе можно найти героев писателя, только они разъезжают по губерниям не в тарантасах, а в шикарных автомобилях. Похоже, так думаю не только я.

С. М. Миронов, российский известный политик, руководитель фракции «Справедливая Россия», считает: «Нынешний формализм и коррупция чиновников, кажется, перекочевали в нашу реальность со страниц гоголевских произведений. Все те же прохиндеи и крючкотворцы, псевдосудьи, ляпкины-тяпкины, наживающиеся на народных бедах и нуждах. Современным писателям надо учиться у Гоголя и побольше вникать в окружающую реальность – здесь такие сюжеты, только записывай! Главный персонаж – «маленький человек», который по-прежнему в этом мире никому не нужен и которому негде найти защиту. Он по-прежнему целиком зависит от тяжелых обстоятельств жизни и всецело находится в руках своего работодателя. Ему, как всегда, сложно отстоять свои права. Вспоминая обличительный талант Гоголя-сатирика, невольно на память приходят строки знаменитой эпиграммы советской поры:

Мы за смех! Но нам нужны

Подобрее Щедрины.

И такие Гоголи. Чтобы нас

Не трогали.

Сегодня нам, как никогда нужна гоголевская сатира, ведь главный ее пафос – отрицание, а в нашей действительности так много негативных явлений, не отразить которые невозможно. Поэтому и близок нам Гоголь-сатирик: с его помощью расставаясь с «мертвыми душами» прошлого, мы вернее сможем строить новую Россию («Литературная газета»  № 14, 2009)».

Многие литературные критики считают произведение Гоголя загадочным и мистическим. «Вряд ли кому удастся до конца отгадать загадку Гоголя – это и загадка его смеха, и загадка жизни, и загадка смерти, – так считает И. Золотусский. – …Гоголь и сам называл свою жизнь и свои произведения «загадкой». …Художник, поэт должен быть достоин тех образов, которые он создает. Он обязан находиться на той же высоте, что и его идеал. …Идеал Гоголя – идеал христианский: чистота, святость, любовь к ближнему. «Я люблю добро, – писал он, – я ищу его и сгораю им»».

Что же получается? Гоголь предвидел будущее? Он считал, что Чичиков как «первонакопитель» это представитель нового класса? И эти представители капитализма в обществе надолго? «Да, Гоголь, – принципиальная фигура в русской истории. Он не просто писатель, но и пророк, пытающийся определить пути России и развития русского человека», – утверждал Золотусский.

Степан Лебедев

(г. Челябинск, школа № 121, 2023 г.)

Иллюстрация к материалу с сайта

КОЧУБЕЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМЕНИ А.В. РУБЕЛЯ


1 комментарий

  1. рыженко валерий

    Добрый день Степан( Ваше отчество не знаю) Прочитал Вашу статью о Гоголе. У меня есть рассказ «Мираж». Мои друзья после его прочтения сказали мне: складывается впечатление, что твоей рукой при написании рассказа водил Гоголь. Если Вы дадите добро на высылку Вам рассказа — я вышлю. Моя почта vadom44@mail.ru тел.916 694 04 77. Печатаюсь.
    Уважаемая редакция. Очень прошу довести мой комент до Степана.
    С уважением Рыженко Валерий Андреевич

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика