О новой концепции преподавания истории России в вузах
19.07.2023
/
Редакция
Совсем недавно была разработана новая концепция преподавания истории России в вузах. Она предусматривает расширенный курс, который поможет студентам неисторических специальностей лучше понимать события, происходящие в мире и в России. Обновленный курс охватывает географические и хронологические рамки, начиная с древнерусской истории и заканчивая современностью. В новой концепции преподавания истории России в вузах содержатся идеи и посылы, связанные с развитием исторического сознания, патриотизма, методикой преподавания истории в высшей школе, целостной учебной ситуацией, субъектной активностью, смысловыми ориентирами и рефлексивностью.
Согласно Приказа Минобрнауки России от 19.07.2022 г. № 662, были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты в отношении преподавания истории России. Новые стандарты предусматривают углублённый курс российской истории с расширением географических и хронологических рамок. Это поможет студентам неисторических специальностей лучше понимать события, происходящие в мире и в России.
«Внесённые приказом Минобрнауки в ФГОС ВО изменения в реализацию дисциплины «История России» касаются не только увеличения объёма часов с 1 сентября 2023 г., но и регламентирования контактных форм работы не менее 80 % по очной форме обучения»
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, студенты будут изучать историю России, начиная с древнерусской истории и заканчивая современностью. Обновленный курс истории России будет включать в себя изучение событий, происходивших в разных регионах России, что поможет студентам лучше понимать историю своей страны и ее культурное и географическое разнообразие.
Кроме того, новая концепция направлена на развитие патриотизма и гражданственности у студентов — этому отведено особое место. Для чего предусмотрены специальные методики преподавания истории, которые помогут студентам лучше понимать свою роль в обществе и их ответственность за будущее своей страны.
Как уже было сказано выше, важным посылом новой концепции является создание целостной учебной ситуации, которая позволит студентам лучше понимать связь между различными событиями и периодами истории России. Для этого предусмотрены различные методы обучения, такие как проведение групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, пресс-конференций, исторических конференций, круглых столов, дебатов, «мозгового штурма», написание эссе, создание проектов, посещение тематических выставок, экспозиций, проведение виртуальных экскурсий, просмотр видеофильмов, подготовка презентаций, составление портфолио на основе самостоятельной работы, подготовка и проведение акций, составление сценариев мероприятий, участие в конкурсах, олимпиадах, встречах, презентация творческих продуктов.
«Донося смысл, что ценность личности и её масштаб определяются вкладом в свою страну и её людей, он обращает внимание обучающихся именно на такие личности. Каждый исторический факт, получивший эмоциональный отклик студента, «зацепивший» его, закладывается в сознание, шаг за шагом составляя представление о гражданах-патриотах и ставит задачу на смысл: «А с кем я?», «Где моё место в картине мира?», «Что лично я могу сделать для своей страны прямо сейчас?» Ориентированность на личность студента, желание тратить силы и время на его «проектирование», осмысление причин возникающих трудностей – вот суть действительной реформы образования, основанной на перестройке личностных установок учителя, реализующихся в его межличностном взаимодействии с учащимися…»
Источник: Росина Н.Л., Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 138–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148
Кроме того, новая концепция преподавания курса «История России» направлена на развитие субъектной активности студентов, то есть их способности к самостоятельному поиску и анализу информации, критическому мышлению и принятию решений.
Еще одним важным посылом новой концепции является создание смысловых ориентиров и рефлексивности у студентов. В связи с этим планируется изучение истории России в контексте современных вызовов и проблем, таких как глобализация, международные конфликты, экономические и социальные проблемы. Такой подход позволит студентам лучше понимать свою роль в современном мире и их возможности влиять на происходящие события.
Кроме того, новая концепция преподавания курса «История России» направлена на развитие у студентов способности к самоанализу и самооценке. Для этого предусмотрены методы обучения, которые позволят студентам анализировать свой опыт и учебные достижения, а также развивать навыки самооценки и самоконтроля.
Резюмирую:
Идеи и посылы, изложенные в концепции направлены на формирование у студентов глубокого понимания истории России в контексте современных вызовов и проблем, а также на развитие их способностей к самостоятельному поиску и анализу информации, критическому мышлению, принятию решений, самоанализу и самооценке. Новая концепция преподавания курса «История России» в вузах позволит студентам получить более глубокие знания об истории своей страны и развить свои навыки и компетенции, которые будут полезны им в будущей профессиональной деятельности и в жизни в целом.
ГлавРед
Дмитрий Плынов
Иллюстрации из открытых источников
1 комментарий
Тамара Фомина
25.07.2023Изучение современности в «Истории России» — это, конечно, необходимо в данный момент, но непонятно, почему всегда игнорируется дописьменная история проживавших на данной территории народов, а «древнейшая» история начинается почти со средневековья. Есть ведь археологические данные, записки зарубежных историков и др. данные. Если «страшно» заглядывать в далекое прошлое, то можно преподнести его хотя бы в виде концепций, гипотез.