Поэтическая область нового «Аргамака»
20.09.2023Стихотворение «Маркитанты» Ю. Кузнецова – мистика и метафизика русской поэзии – которым открывается новый номер альманаха «Арнамак», даёт силовое поле уровня: которому должны соответствовать представители современной поэзии.
И – «Аргамак» не разочаровывает: именно высоты звучания, равно чистота и индивидуальность, демонстрируются большинством поэтов, организовавших поэтическую область журнала.
Какое сквозное, ароматное чувство любви, переданное через детали, множественно и бережно собранные, демонстрирует Т. Грибанова:
О, Родина!
Штапельный ветер
и простенький ситчик небес,
и всклень, под завяз, в первоцветах
пропахший медушником лес.
Без памяти, до исступленья,
мир Божий всё крепче люблю:
и отчее это селенье,
и церкву на дальнем краю…
Кратко охарактеризованный лес ощущается, в него можно войти; но здесь – любовь к родине – словно ступень – к любви христианской, подразумевающей всеобщность, и хритианские мотивы, которыми пронизана поэзия Грибановой, создают особый колорит её творчества.
Любовь же определяет – пронизывающим колоритом – поэзию Б. Скотневского:
Пропадали огни. Становилось темно.
Но мерцала любовь всё равно, всё равно.
Подбирался белесый к душе холодок…
Только стать одиноким уже я не мог.
Любовь, как выход из одиночества, тихо и точно декларирует поэт: способный дать и сатирический реестр современности:
Одни пред самым аналоем
Стоят почти партийным строем
И свечи держат, как стаканы,
И морды их непокаянны.
Русская вера – особого покроя, как русское богоискательство, как таинственное ощущение Бога в себе…
…или идёт он бос, по снегу, сгибаем крестом из берёзовых досок, и бесконечно-кристаллическое, бело-синее небо сплошным взглядом отца наблюдает сыновний путь:
Мы век за веком ждём
Его схожденья в наш грешный сад,
и у Него мы просим снисхожденья…
А Он распят.
—
Прибит. Распят. Из-под гвоздей доныне
струится кровь.
Что нам известно об Отце и Сыне? —
Бог есть любовь.
Так поёт В. Хатюшин, стремясь пробраться – мыслью и чувством – в самую сердцевину феномена русской веры.
Через конкретику деталей, используя жёсткую, но и нежную фактуру мира, живописует внутреннюю тоску по святости В. Киляков:
За счастьем бегут огоньки-поезда,
весной не по-мартовски жарко…
Вечерня. Слезою стекает звезда
к застрехе церковной неяркой.
—
Обещанный праздник: причастием жить,
коль святости нет и в помине,
и верить, как верит голодный в коржи
горячего хлеба на тмине…
Осознание жизни, как глобальной тайны, как запредельных мерцаний, вдруг вмещённых в плоть, красиво и тонко демонстрирует Н. Мухади:
Человек рождается безгрешным —
Божью искру мы несём в груди.
Слава Богу!
Но себя утешим:
Жизнь прожить — не поле перейти.
—
Прожил я немало лет на свете,
Вот уже седая голова.
Сколько б миру ни было столетий,
Каждая ошибка в нём нова.
И детскою радостью бытия согретые строки нежно играют на культурологическом солнце.
Мощная поэзия А. Кутилова рокочет и взрывается, потом, спускаясь с высот, крадётся по земле – тихо, как будто виновато, оставаясь не менее мощной, яркой, пересыпанной золотыми и серебряными огнями:
Вновь я там, где простился с детством.
В милом детстве теперь я гость…
Синий воздух ломая с треском,
выйди из лесу, чёрный лось!..
—
Напугай меня белым рогом,
бей копытом в трухлявый пень,
закружи по лесным дорогам,
но верни мне из детства день.
Тяжёлая кутиловская судьба обернулась посмертным признанием: не таким широким, как хотелось бы, но всё же…
Ажурная лёгкость дебютной подборки в альманахе Д. Родионова красиво серебрится, и есенинские отзвуки, переработанные в недрах собственного дара, придают стихам дополнительное обаяние:
Брось! Да как же это бросить?
И, в поэзию влюблённый,
Ухожу в большую просинь
Молодым кудрявым клёном.
—
Подскажи стишок крылатый,
Беззаботная кукушка,
—
Чтоб на сердце лёг заплатой…
Не кричи, шепни на ушко!
…альманах содержательно густ, как мёд, как благородный янтарь: в нём представляется поэзия молодых, и голоса вибрируют искренностью и поисками себя; разнообразно раскрывается миру проза и литературоведение; но душа народа прежде всего раскрывается в слове, прошедшем сквозь поэтические каналы, связующие с метафизическим небом, поэтому и обзор данный, посвящён поэзии, представленной альманахом.
Александр Балтин
Самый популярный литературный журнал
Самый авторитетный литературный журнал
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ