Рецензия на конкретное, литературное произведение Виталия Красного (поэта из Новосибирска) «уха»
20.09.2023Стихотворение (верлибр) Виталия Красного с незатейливым названием «уха».
бумага
пыль
холодная вода
нет лодок берег пуст
рыбак уехал,
читаю Чехова
три помидорины на завтра
никуда
я не устроился работать
сколько
литров
ждать
ещё
прилива
окурок в раковину лег
но моря не слыхать
стоит посуда,
а стакан блестит так мило
и рыба улыбается,
остыла
вся уха
и я
к ухе
остыл
Приготовление ухи дело мужское, можно это проследить по всему контуру стихотворения. Название вполне обыденного блюда растворяется в общем полотне текста, в трех буквах, среди которых нет ни одной заглавной буквы, трудно распознать заголовок поэтического произведения. Само название этого стихотворения дает начало моему анализу, в котором имеет место быть концепция и стихия ускользающего времени.
При беглом взгляде на стихотворение прослеживается так называемая «лесенка», характерная для стихотворений В.Маяковского. Отсутствие рифмы, при наличии внутреннего ритма, позволяет нам говорить о том, что перед нами «верлибр».
Лексический состав произведения – это абсолютно бытовые слова. Стихотворение представляет зарисовку кухни в холостяцком доме вдали от города. Минимализм интерьера идеально сочетается с минимализмом языковых средств. По лексическому составу и сочетаемости единиц являет традицию Лианозовской школы, но без указания на эпоху. В целом невозможно проследить эпоху, время года, время суток, границы событий, описанные в произведении, тоже не подчиняются временным рамкам.
Безвременье, вечность и состояние ожидания. Символом вечности здесь становится Чехов, которого читает лирический герой. При этом строкой ниже вечные «Три сестры» Чехова превращаются в «три помидорины на завтра».
«Завтра», «сколько литров ждать еще прилива» – состояние ожидания. Появляется измерение времени, но не в привычных нам единицах, а литрах. Тем самым отсылает читателя к еще одному автору Сальвадору Дали и его картине со стекающими вниз часами. Первая половина стихотворения состоит преимущественно из номинативных предложений, являя абсолютно статичную картину. Только одно действие реально и в настоящем времени «читаю». И одно действие, связанное с лирическим героем, с отрицательной модальностью «не устроился». Движение появляется позже, но глаголы связаны с предметами быта, а не с живыми лирическими объектами «стакан блестит», «рыба улыбается», «уха остыла». И для лирического героя самым лучшим решением становится последовать примеру ухи, «и я остыл».
Автор играет с эмоциями и физическими ощущениями. «Холодная вода», «берег пуст», «сколько ждать», «море», «остыла», «и я остыл», создают ощущение холода, сырости, серости, усталости, хандры, опустошенности. Наряду с ними есть слова «завтра», «ждать», «мило», «улыбается», которые дают надежду на какой-то положительный исход ситуации лирического героя, его смирения, спокойствия, принятия, и здесь явно прослеживается пульсация событий через предметы повседневности.
Интертекстуальность, необычная форма произведения, отсутствие веры во временной цикл, стиль языка автора вполне может поставить его в один ряд с известными модернистами, которые уже стали классикой, такие как: А. Кушнер, Т. Кибиров и другие.
Стихотворение можно назвать образцовым примером модернизма, поскольку сохранены все основные признаки направления: деструктуризация, отсутствие времени, недоверие метанарративу, интертекстуальность.
Анна Мочалова
1 комментарий
Станислав Федотов
26.09.2023Умнее не скажешь.