Москва в поэзии
12.10.2023Златоглавая, цветаевская, многокупольная, драгоценная: У меня в Москве купола горят…
Москва дворов, рябин, хлебов, яркости, кривизны, неповторимости центра с его бульварным кольцом, -чьи ограды отдают орнаментом судеб, — и запутанностью переулков, где невзначай можно встретить собственную тень, спешащую куда-то…
Воспевали все, любовались все:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Ф. Глинка воспевал матушку-Москву радугой перечислений: сочных и подробных, подразумевающих жизнь полновесную и плотную, обстоятельную, но и – если черёд веселья – разгульную; а Лермонтов декларировал любовь, сияющую кристаллами небесности, словно земное сходилось с запредельным:
Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Торжественность звучания соответствовала оптически точным картинам Кремля, словно исполненным сердцевиною сердца поэта…
Древность величия, но и – простота: Москва открыта для всех: не то, что Питер, не нуждающийся в людях.
Москва – открыта для всех.
Таинственно мерцает, выплывая из недр индивидуальных ощущений есенинская Москва:
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
Азиатский колорит, так точно пойманный, сконцентрирован в дремотном, расслабленном образе: за которым – сад ассоциаций.
А вот – легко, по-детски празднично, с акварельной нежностью ощущений представляет московский мир виртуозная мастерица детского стиха Агния Барто:
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
И – словно шарики цветные, волшебные скачут, упруго подпрыгивая над тротуаром.
Под гитару Окуджавы струится Арбат: теперь не такой: понравился бы поэту, изгибаясь среди праздношатающихся, среди торговли всем?..
Москва бесконечна.
Она неистощима – и поэзии очевидно это.
Легко, как-то ажурно, и даже… несколько кинематографично пройдётся по столице Г. Шпаликов: вглядываясь в лица домов, вспоминая классиков, живших когда-то в том, или ином особнячке:
Я шагаю по Москве,
Как шагают по доске.
Что такое — сквер направо
И налево тоже сквер.
Здесь когда-то Пушкин жил,
Пушкин с Вяземским дружил,
Горевал, лежал в постели,
Говорил, что он простыл.
Влюблённость Маяковского в Москву громоздка, как и всё, производимое горланом-главарём: но, сопоставляя с любимой Францией, он Москву возводит в ранг отдельной, ни на кого не похожей земли:
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
Если 6 не было
такой земли —
Москва.
Есть мистика Москвы, не вывести формулу души её, есть обаяние комплекса: специфического города, своеобразных рассветов, тонкости и силы, древности и постоянных обновлений, всего того, что вложила в четверостишие А. Ахматова:
Плавный твой говор, рассвет голубой,
Весен твоих наступленье!
Солнечный праздник нам — встреча с тобой.
Мыслей и чувств обновленье.
Оставив принципы символизма, поднимаясь до небесной простоты, задушевно пел Бальмонт: и в тонких веленевых разводах играло многокрасочно стихотворение:
Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
Пышная, купецкая и царская, ново-советская и старо-кремлёвская, хлебная, видавшая столько величия, роскошная…
Москва бесконечна.
Бесконечно и поэтическое слово о ней: оттеночное, цветное, сияющее…
Александр Балтин
Фото из открытых источников
1 комментарий
Станислав Федотов
18.10.2023Долго я привыкал к стилю эссе Александра Балтина, а когда привык — стал узнавать по первой строчке, не заглядывая в конец, на подпись.
Мало сказать «привык» — влюбился, полюбил. Каждый раз закутываюсь в ажурную вязь его письма, как девушки закутываются в кружева полушалка — и тепло, и дышать легко, а главное — красиво.
Эссе Балтина — сами по себе стихи. Нервные, энергичные, изящные, играющие метафорами.
Рад новой встрече с таким неординарным талантом.