Зеркала Шварца Чорного
01.11.2023
/
Редакция
…в том числе про любовь: вовсе не обязательно о ней, но и – о ней необходимо, сколько б не написали, ведь, как ни крути, она – альфа человеческого бытия, и арунгвильта-прана, жизненная субстанция, основанная на ней, разлита везде…
В том числе и о любви: пропущенной через призмы собственного опыта, индивидуальной, освоенной самою сердцевиной сердца, болью-радостью:
Ты спишь где-то там,
За ночной тишиной,
В своем первозданном наряде.
Ты так безмятежна
И пахнут весной,
Волос твоих, медные пряди.
Ты спишь где-то там,
На краю Ойкумены.
Желанная.
С небом повенчанная.
И нет у меня на тебя документов —
Лишь только любовь.
Бесконечная.
Шварц Чорный – своеобразный стихотворец, необычный сварщик слов – поэтизирует обыкновенное, находя необыкновенное в повседневном: ведь онтология обыденности обладает собственным обаянием…
И – так необычайна Ойкумена, увиденная самым краем: далёкостью потрясающей, недостижимой…даже страшно: именно от того, что недостижимость вибрирует в сознание.
…интересно трактуется образ мудрости, наработанный годами, дающий… острова в душе и сознание: образ, созидаемый суммами лет, и трудностями, какие потребовалось одолевать, чтобы прожить их:
Вновь, вижу я,
Вдалеке, в снега россыпи,
В дыме кальянном,
Как стали мы взрослыми,
Как лет ушедших,
И зим вместе прожитых,
Мудрость в душе,
Дали нам…
Цвет может становиться персонажем: словно именно он, играя, зажигая город (в данном случае – Москву) заставляет чувствовать нечто за другого: и, коли это нечто – тоска и горечь, что ж поделать?
И они необходимы, особенно для поэта, проживающего жизнь… стихом: им же исследующего себя, окружающий мир, мир любимой:
Вновь, вижу я,
Вдалеке, в снега россыпи,
В дыме кальянном,
Как стали мы взрослыми,
Как лет ушедших,
И зим вместе прожитых,
Мудрость в душе,
Дали нам…
Разные должны быть темы: и зеркала Шварца Чорного работают именно так – отражая все вороха действительности, разнообразный скарб её, множественность без конца происходящего – вечно мчатся поезда яви, кто-то опаздывает на вокзал, иной приезжает слишком рано.
Современность врывается в поэзию Шварца Чорного… в том числе спецификой языка, подразумевающего жёсткие ритмы:
Спорил как-то Балтазар,
С папой Набонидом.
Отвечай за свой базар,
Говорил он,
Гнида.
Отвечай, гад, за слова,
За гнилые речи.
Ты кому обетовал,
Править в Междуречье ?
Ты за фраера меня,
Держишь тут…
За духа?
Ты кончай туфту гонять,
Я мурчал с Мардуком…
История?
Разумеется – клеймо Клио не каждый ощущает на себе, и не всякий понимает, насколько в истории мы живём: повседневно, постоянно, в творящейся и творящей нас, и то, как обыгрывает древние фрагменты оной Шварц Чорный, может забавлять.
Или завораживать.
Ведь… здесь сленг почти: наш, многими используемый, постоянный сленг, но – именно с его употреблением толкуется древнее, ветхое, и… словно приближается к нам, играя былым своим… Междуречьем.
Страшно там?
А в истории вечно страшно.
Сильно сквозит всеприемство яви: объёмно оно отражается в выпуклых зеркалах поэта:
Ты видишь сынок это жаркое солнце?
И землю, хранящую предков усопших?
Ты видишь вершины, стремящиеся к небесам?
И Мекку в златых куполах?
Все это придумал Аллах,
И отдал нам в дар –
Аллаху Акбар.
Исламский колорит, использованный тут, густ, как мёд: и строки лепятся друг к другу, как соты, наполненные духовным мёдом…
Вектор веры означен чётко: как простой чёткостью звучит благодарение: солнцу мира.
Лучи его ощущает поэт.
Иногда они могут прожигать субстанцию его души.
Порою – прокалывать обнажённое сердце, иссекая капли духовной крови – и определяющие стихи.
Однако, и игра необходима: вот, на небесных лугах, разнообразно проводящие там время обериуты, замирают, глядя вниз: как современный поэт творит, используя их опыт, нынешнюю словесную игру:
Попытка создать ребенка –
Это прекрасно.
Ребенок рождается мокрым,
А также красным.
Бывают ребенки покрытые
Мерзкой коростой.
Бывает на сотню один
Волосами поросший.
Краски вспыхивают.
Здесь – примитив высказывания есть прямая проекция усвоенного опыта, снижаемого сознательно ТАКОЙ речью – дабы не прозвучала жёстко чрезмерно окрест данная действительность…
И – появляется нежность, словно розовато, изнутри просвечивающая строки Шварца Чорного.
А вот и – картинки обыденности замелькали.
Повседневности, предполагающей плазму всеобщности, и то… грустноватое обаяние, которое познает каждый, глядя в недра невесть какого по счёту листопада:
За окнами, вторая осень,
Хрустящий.
Яркий листопад.
Подружки, вдруг, приводят мосек.
Друзья заходят, невпопад.
…возникнет неожиданная идиллия: с использованием милых зверушек: возникнет, чудесно отсвечивая благородством строк:
За горкой, в лесу, где с тобою ни разу,
Еще не гуляли мы вместе, дружок –
Зверюшки сегодня устроили праздник,
Для маленьких хрюшек, сластен и обжор.
Висят объявленья: Всех деток голодных,
Всех тех, кого мамы и папы порой
Кормить забывают, в лесок, за болото,
Зовем мы на праздник, на наш пир горой.
Тут уж сочетание: отчаяния русского и – русской же вечной надежды на счастье, тут и – раскалённой нитью вибрирующее сострадание: ко всем, ко всем; а зверушки и встретят, и приголубят.
И даже – не сожрут.
Как всех когда-то сожрёт действительность.
…абсурд возникает, играя щупальцами, стягивая к себе поэтические возможности поэта; абсурд, щедро напитанный поэтовой кровью, диктует стихи ему:
Я обнаружил много странных, незнакомых вещей,
В на мне одетом, не моем, но очень модном плаще.
А вынув руки из кармана у соседа – я лег,
В них был огромный кошелек!
Откуда все это взялось?
Зачем в глазах соседа злость??
Держите за руки меня –
У меня клептомания!!!
Ведь весело получается, смешно…
Ап: и оказывается клептомания.
Слово-то какое красивое – как замечательное имя дамы, которую не ждёшь.
Но – абсурд тут философского свойства, метафизического окраса: мол, кто ты человек, такой, чтобы знать, что случится завтра, а?
И вот, поэт, чей дар – редко в его воле, слыша и ощущая таинственные вибрации, определяющие возможность писать, работает, используя разные материалы, и абсурд здесь – одна из возможных…глин.
И сложный Сартр может служить источником горящих глаз, и сладко и крепко звучащего «да»:
Не вчера. Не сегодня.
Не завтра.
А когда-нибудь,
Никогда.
Я прочту тебе на ночь Сартра.
И спрошу.
И услышу: да…
Где, не здесь. Там, где нет.
И вряд ли.
Но мы встретимся.
Иногда.
Кину взгляд вскользь.
Глаза горят ли ?
И пойму.
И увижу: да…
Когда-нибудь…
…ведь у времени и ветра одно общее: мы не видим их, сталкиваясь только со следами их деятельности.
Вы выберете старение?
Но время, как будто и отсутствующее, не спрашивает вас: пока не обнаружите, что «когда-нибудь» — столь же пресловутое, сколь и не слишком обеспокоенное вашим мнением, наступило.
Хорошо, если оное «когда-нибудь» подарит счастье.
Счастье – что держится на нитке ощущения себя самого, однако, даёт такую конкретику оного, что ни с чем не спутать.
И хорошо, если оно воплощается горящими глазами любимой: пусть горят они от прочитанного сложного Сартра.
В поэзии Шварца Чорного много задора: он опьяняет, как вино…
…как память о детстве – если было тёплым, а теплота детства – это так нормально, жаль, не всем достаётся.
В поэзии поэта много энергии: кипящей, рвущейся – необходимо вылиться ей, задействовав читательское внимание.
Много разного – от перечной остроты до шелковистой нежности, от исторических аллюзий, напитанных субстанцией современности, до онтологии обыденности, из которой хочется рвануть в необычайность.
Именно таковая множественность – в сочетание со своебычностью дара – и делает произведения Шварца Чорного интересными для чтения.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ