Анатэма среди камней, и голова, как камень, и Михаил Чехов, исполняющий образ, символически напитанный жутью, завораживал даже на уровне грима.
Кто он Анатэма?
Л. Андреев ни о чём, кроме смерти, думать не мог: ждал её, едва ли о ней мечтая, пробовал штудировать оную, как многостраничный трактат, только тексты написаны жизнями.
Анатэма не умрёт.
И – не изменится, вечно вписанный в своё путешествие среди людей.
…на склоне горы, в пустынной, и конечно мрачной местности (почему-то вспоминаются «Слепые» Метерлинка, ассоциации вечно плетутся причудливо в литературном мозгу, в сознание, пропитанном субстанцией литературы) Анатэма стремится проникнуть в закрытые врата.
Охраняемые, естественно.
Некто, вершащий охрану не пропустит вас туда.
Куда?
В смысл жизни.
Евапнгельские ассоциации в пьесе распустятся экзотическими цветами мысли.
Вы поняли куда хотел проникнуть Анатэма?
Ага…
В смысл жизни.
…он прост, Андреев, не в смерти он, хотя и в ней, в неустанном развитие: насколько получается оно у человека, ограниченного всегда и всем, страхом смерти в том числе.
Мне страшно, значит я существую.
Я умру, значит я жил.
Живу.
И Андреев живёт, стремясь с Анатэмой вновь и вновь проникнуть в смысл жизни, сложная простота какого не устраивает совершенно.
…миллионер нанимает Анатэму секретарём.
Жёсткая перекличка реплик.
Миллионер смертельно болен, но учится танцевать.
А что?
Начал же славный римлянин учить греческий язык в восемьдесят.
Миллионер условен: смерть съест богатство.
Анатэма условен, он не хочет быть секретарём.
Смыслы сплетаются в венки.
Кто увенчан ими?
…и страшно мерцает местность, врата внутри которой не пожелают отвориться.
Сколько ни стучи.
Слово ГлавРеда
Пьеса Леонида Андреева «Анатэма» является одним из наиболее значимых и в то же время спорных произведений русской драматургии начала XX века. Создание этой пьесы тесно связано с личной жизнью и философскими поисками самого Андреева, а также с культурным и социальным контекстом того времени.
В 1908 году, за год до написания «Анатэмы», Андреев женился на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переехал в собственный дом в Финляндии, в местечко Ваммельсу, которое местные жители прозвали «Замком». Этот период жизни Андреева был наполнен интенсивной творческой работой и философскими размышлениями, что нашло отражение в его драматургии.
«Анатэма» представляет собой условно-аллегорическую пьесу, в которой Андреев исследует темы зла, свободы воли, предопределения и борьбы человека с собственными внутренними демонами. Пьеса вызвала широкий резонанс в литературной и театральной критике своего времени, став предметом острых дискуссий и разнообразных трактовок.
Исследователи отмечают, что для понимания поэтики «Анатэмы» необходимо рассматривать её в широком контексте произведений Андреева, а также в контексте культурных и философских течений того времени. В пьесе нашли отражение идеи символизма и экзистенциализма, а также влияние философии Шопенгауэра, Ницше и других мыслителей.
Сам Андреев через образы и символы «Анатэмы» стремился осмыслить и представить сложные философские идеи о сущности человека, его месте в мире и возможности противостоять судьбе. Пьеса стала одним из ярких примеров его драматургии, в которой он исследовал глубинные психологические процессы, социальную природу человека и его внутренний мир.
Создание «Анатэмы» Леонида Андреева было обусловлено как личным жизненным путем писателя, так и активными философскими и культурными поисками начала XX века. Пьеса остаётся одним из самых загадочных и многогранных произведений в русской литературе, продолжая вызывать интерес исследователей и читателей.
Дмитрий Плынов
Иллюстрация к статье: Великий русский актер Василий Иванович Качалов в образе «Анатэмы». 1900 г.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ