Вторник, 23.04.2024
Журнал Клаузура

Альфа Анатэмы

Анатэма среди камней, и голова, как камень, и Михаил Чехов, исполняющий образ, символически напитанный жутью, завораживал даже на уровне грима.

Кто он Анатэма?

Л. Андреев ни о чём, кроме смерти, думать не мог: ждал её, едва ли о ней мечтая, пробовал штудировать оную, как многостраничный трактат, только тексты написаны жизнями.

Анатэма не умрёт.

И – не изменится, вечно вписанный в своё путешествие среди людей.

…на склоне горы, в пустынной, и конечно мрачной местности (почему-то вспоминаются «Слепые» Метерлинка, ассоциации вечно плетутся причудливо в литературном мозгу, в сознание, пропитанном субстанцией литературы) Анатэма стремится проникнуть в закрытые врата.

Охраняемые, естественно.

Некто, вершащий охрану не пропустит вас туда.

Куда?

В смысл жизни.

Евапнгельские ассоциации в пьесе распустятся экзотическими цветами мысли.

Вы поняли куда хотел проникнуть Анатэма?

Ага…

В смысл жизни.

…он прост, Андреев, не в смерти он, хотя и в ней, в неустанном развитие: насколько получается оно у человека, ограниченного всегда и всем, страхом смерти в том числе.

Мне страшно, значит я существую.

Я умру, значит я жил.

Живу.

И Андреев живёт, стремясь с Анатэмой вновь и вновь проникнуть в смысл жизни, сложная простота какого не устраивает совершенно.

…миллионер нанимает Анатэму секретарём.

Жёсткая перекличка реплик.

Миллионер смертельно болен, но учится танцевать.

А что?

Начал же славный римлянин учить греческий язык в восемьдесят.

Миллионер условен: смерть съест богатство.

Анатэма условен, он не хочет быть секретарём.

Смыслы сплетаются в венки.

Кто увенчан ими?

…и страшно мерцает местность, врата внутри которой не пожелают отвориться.

Сколько ни стучи.

Александр Балтин

Слово ГлавРеда

Пьеса Леонида Андреева «Анатэма» является одним из наиболее значимых и в то же время спорных произведений русской драматургии начала XX века. Создание этой пьесы тесно связано с личной жизнью и философскими поисками самого Андреева, а также с культурным и социальным контекстом того времени.

В 1908 году, за год до написания «Анатэмы», Андреев женился на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переехал в собственный дом в Финляндии, в местечко Ваммельсу, которое местные жители прозвали «Замком». Этот период жизни Андреева был наполнен интенсивной творческой работой и философскими размышлениями, что нашло отражение в его драматургии.

«Анатэма» представляет собой условно-аллегорическую пьесу, в которой Андреев исследует темы зла, свободы воли, предопределения и борьбы человека с собственными внутренними демонами. Пьеса вызвала широкий резонанс в литературной и театральной критике своего времени, став предметом острых дискуссий и разнообразных трактовок.

Исследователи отмечают, что для понимания поэтики «Анатэмы» необходимо рассматривать её в широком контексте произведений Андреева, а также в контексте культурных и философских течений того времени. В пьесе нашли отражение идеи символизма и экзистенциализма, а также влияние философии Шопенгауэра, Ницше и других мыслителей.

Сам Андреев через образы и символы «Анатэмы» стремился осмыслить и представить сложные философские идеи о сущности человека, его месте в мире и возможности противостоять судьбе. Пьеса стала одним из ярких примеров его драматургии, в которой он исследовал глубинные психологические процессы, социальную природу человека и его внутренний мир.

Создание «Анатэмы» Леонида Андреева было обусловлено как личным жизненным путем писателя, так и активными философскими и культурными поисками начала XX века. Пьеса остаётся одним из самых загадочных и многогранных произведений в русской литературе, продолжая вызывать интерес исследователей и читателей.

Дмитрий Плынов

Иллюстрация к статье: Великий русский актер Василий Иванович Качалов в образе «Анатэмы».  1900 г.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика