Люди и вещи. Из дневников
05.02.2024Два в одном
В любом человеке обнаруживается два разных лика: один — создан им самим, другой — создан другими людьми. Мы создаём себя во взаимодействии с другими. И в этом деле обнаруживается два типа личностей: одни тратят больше себя, другие больше тратят других; одни больше создают других, другие больше создают себя. Равновесие мало кому удаётся, как и высокое искусство тратить себя с пользой и для себя, и для других.
Мы часто становимся вещами для пользования, вещами, которые изнашиваются, и ничего удивительного нет в том, что изношенное становится ненужным, непригодным для дальнейшего пользования.
Отсюда вывод: никогда не становись вещью! Исполнимо ли это? Вряд ли. Даже Бога люди делают вещью, говорят, что Бог — тоже вещь.
Надо суметь быть не вещью, несмотря на то, что все вокруг, словно сговорившись, будут давить в обратном направлении. У человека только один гарантированный союзник — Бог. Человек сам себя иногда держит неверно, провоцируя свою вещность.
Или, всё же, быть вещью — удел всех, и надо сохранить себя вопреки этому или, наоборот, благодаря этому? Может быть, только ставший вещью этого мира, может перестать ею быть? И тогда смысл как раз в том, чтобы суметь стать вещью? И тогда важно КАК правильно быть вещью этого мира и КАК неправильно? Быть может зло именно в том, что человека неправильно делают вещью…. Творить человека человеком, давать ему возможность вполне реализоваться здесь — это, наверное, и есть правильное становление вещью этого мира. Слово «воплощение» (воплощение Христово) — про это. А какие ещё есть слова про это?
По-настоящему есть только то, что обрело своё «Для»
По-настоящему есть только то, что обрело своё «Для». Это и значит стать «вещью» в хорошем смысле, чтобы освободиться от вещности в себе ради вечности. Специализация «Для» — метод обретения Бытия. Бытие невозможно обрести в себе просто так, вообще — только для конкретного «Для». Может быть, именно поэтому нынешнее время ополчилось против семьи, она — самый доступный способ обретения бытия «Для».
Мы выбираем своё «Для» — для чего/кого согласны быть и для чего не согласны. Мы выбираем кем быть именно в этом смысле.
Специализированные сущности
Мужчина и женщина, живущие в браке, становятся как бы специализированными людьми, т.е. они перестают быть просто мужчиной и женщиной, а становятся «Для» — они обретают специализацию друг на друге, друг для друга, друг в друге. Это два человека, существующие друг для друга, потому важно не замыкаться в себе, а служить своими специализированными сущностями Целому человеку в рамках истории (в этом, может быть, и есть её смысл).
Жизнь — как домик улитки, только наоборот
Жизнь — как домик улитки, только наоборот. Тело исчезает, а «домик» ещё долго напоминает, что его носило на себе чьё-то тело. С «домиком» играют, его примеряют на себя — ради забавы, познания или ради Встречи, если только можно к нему прикоснуться.
Овеществление жизни…
Вещное пространство — не вечное, но оно тоже противостоит смерти
Для жизни (когда собираешься жить) нужно совсем другое, чем для умирания (когда готовишься уходить). И то, и другое — хорошо, когда вовремя.
Бывает, правда, что от смерти человек убегает посредством увеличения количества всего того, что ему нужно для жизни. И это работает. В тех случаях, когда перевес в сторону смерти невелик.
Значение вещей в мире таково — они вовлекают в своё пространство. Вещное пространство — не вечное, но оно тоже противостоит смерти.
Открываю банку, крышка падает на пол — правильной стороной…
Открываю банку, крышка падает на пол — правильной стороной, внешней. Всё отлично! В душе разливается благодарность. К кому она обращена? — пытаюсь анализировать. «К Богу» — подсказывает знакомый богослов, и он, вероятно, прав, но мы не будем подставлять заранее правильный ответ, а постараемся честно посмотреть* и рассмотреть, что именно происходит.
Крышка не может быть объектом благодарения, в ней нет субъектности, однако, если не выдумывать ничего, а просто смотреть, очевидно, что и крышка вовлечена в благодарение. Как? Каким образом? Не будем выдумывать — посмотрим, спросим у самой крышки, приблизившись к ней созерцанием. Крышка сопряжена с целым миром вещей — других, никак не связанных с ситуацией, но связанных с крышкой. От последней тянется нить куда-то в бесконечность — куда? В мир вещей? Вещи связаны воедино и тоже куда-то влекутся — куда? Уже не рассматривая детали, я вглядываюсь только в бесконечную нить связей и отношений (нить Ариадны?) — ей нет конца. Или есть? Как ни странно, всё творение оказывается связано с этой правильно упавшей крышкой, а творение всё целиком обращено к Творцу. И тут я вспоминаю своё же: поэт имеет дело с целыми вещами, т.е. он по определению от крышки сразу восходит к Творцу, создавшему творца этой крышки. А творец многолик — и за это тоже слава Творцу. Благодарность и Творцу, и творению, и даже правильно упавшей крышке — это единый акт благодарения, обращённый к Творцу (за всё — спасибо! Ты так премудро всё устроил! и то, и это, и даже эту крышку…)
Странное на первый взгляд копание в мелочах на самом деле помогает понять слова Цветаевой «Возлюбила больше Бога милых ангелов Его» — это поэтическая любовь в чистом виде, ибо поэт не богослов и не святой, поэт обращается к вещам мира (к их целостности**) и видит в них Бога. Таков базовый поэтический алгоритм, такова его работа — способ быть, жить и творить. Об этом важно помнить, читая Цветаевские строки. В том числе «Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь…».
Светлана Коппел-Ковтун
Дневники 2017, 2018, 2020
_____________
* С некоторых пор я предпочитаю не знать, не думать, не предугадывать, а просто смотреть;
** Не к совокупности, а именно к целостности (целостность — это не о количестве, а о качестве).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ