Памяти дирижёра Александра Лаврухина. Часть 2. Браво, Маэстро!
14.03.2024Первого марта 2024 года Рязанскому ОРНИ присвоено имя
Александра Ивановича Лаврухина.
Говорить о потере, которая постигла музыкантов Рязани, не имеет смысла, потому что невозможно привыкнуть и осознать, кого и что мы потеряли. И дело не только во внезапности произошедшего, хотя и в этом, конечно, тоже. 31 января 2023 года не стало Александра Ивановича Лаврухина, которому Рязань обязана созданием оркестра русских народных инструментов.. Он гордился им и жил его жизнью и своей не мыслил без звучания родного детища. В последние дни, когда ему приносили лекарства в палату больницы, он раздражённо говорил: «Что вы мне даёте? Ноты мне принесите, ноты!». Сегодня музыканты, проработавшие с Маэстро не один год, вспоминают время, проведённое вместе.
Наталия Макарова, выпускница Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, артистка оркестра
– Первое, что приходит на ум – профессионал высочайшего класса. Потом уже – всё остальное, потому что человеком Александр Иванович был сложным. Не бывает по-другому, если талантлив. Он очень высоко поднял планку звучания оркестров народных инструментов в Рязани и ни на йоту не опускал её. И курировал все школы Рязани и области. Никому не доверял, потому что музыка была смыслом его жизни до последнего дня, до последней ноты, звучание которой он мог слышать в своём сердце.
Он окончил Горьковскую консерваторию, приехал в Рязань и сначала организовал оркестр баянов, который знал как свои пять пальцев. А в 1978 году с кружка при заводе «Красное Знамя» стал создавать ОРНИ. Сам обладал высочайшей техникой и был прекрасным инструментовщиком. Поражала педантичность Лаврухина. Невозможно поверить, но за всю жизнь работы оркестра он опоздал всего один раз на свою последнюю репетицию 10 января, извинился и сказал, что его задержала врач. Казался взволнованным и уставшим, но началась работа, и глаза его заблестели, усталость куда-то исчезла, мы опять увидели нашего дирижера таким, каким привыкли видеть его всегда, и представить не могли, что больше это никогда не повторится. 31 января Маэстро не стало.
Людмила Журавлёва, пианистка, концертмейстер, выпускница Воронежского государственного института искусств
– На стене в классе Александра Ивановича прямо над дирижерским пультом висело распечатанное на листочке А4 изречение: «Сделай трудное — любимым, а любимое — простым.» Изо дня в день, из урока в урок он прилагал все усилия к тому, чтобы его воспитанники, не убоявшись трудностей, полюбили то, что делают. И многим это удавалось. И переставали бояться, а спокойно и уверенно становились к оркестру и управляли им так, как учил Мастер. Он вкладывал в учеников все свои знания и умения, весь накопленный за долгие годы исканий опыт проникновения в материал, сопереживания каждому звуку, каждой музыкальной фразе… А они брали в свои юные руки не очень умелый и не слишком послушный студенческий коллектив и подчиняли его своей воле. Из зрительного зала действо казалось легким, простым.. Но сколько тяжкого и кропотливого труда было вложено в это! И какой искренней благодарностью одаривали потом Александра Ивановича ученики!
А теперь 304-й класс РМК им. Г. И А. Пироговых осиротел. И даже цитата куда-то исчезла со стены… Уходит старая гвардия. Это больно и горько. Но верить в то, что последователи Мастера (да, с большой буквы!) постараются сохранить все то, что с такой любовью и верой в силу музыкальной мысли он вложил в них…
Дмитрий Козырев, выпускник Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, артист оркестра
– Я знал Александра Ивановича тридцать восемь лет, когда учился в четвёртом классе ДМШ г. Скопина. Лаврухин курировал школу и смотрел все народные коллективы области, был в курсе музыкальной жизни края. Потом я поступил к нему в училище. Сказать, что он мне дал много, это не сказать ничего. Я учился у него по специальности (баян), и инструментовку под его началом постигал, и дирижированию он меня учил. Он поставил меня на крыло и подготовил к поступлению в вуз. Александр Иванович отвечал за каждого из нас, никого не оставлял без внимания и поддержки. Прошедшие школу Лаврухина в Рязани горды тем, что учились у него. Я с огромной благодарностью вспоминаю моего педагога, сильного человека, который говорил то, что думал, не подстраивался под начальство, никогда не ловчил. Он искренне гордился своими учениками, которых любил и уважал.
Был он и очень чутким ко времени человеком, современным и самоотверженным. В своих кругах его звали коротко: «Лавр», в этом было много тепла и душевности.
Он обновлял репертуар, каждый месяц менял программы, сам делал аранжировки. И не потому, что никому не доверял, оркестр был его детищем, он жил им, дышал, заряжался от него, возвращая полученную энергию музыкантам и зрителям. Памятью обладал прекрасной, все тональности репертуара помнил, диапазоны певцов.
Лаврухин – глыба. Говорят, что был он строгим. Да, издалека его было слышно, но это всегда был голос Мастера, а не крик озлобленного педагога. Он мог и «построить», и выгонял с урока, вкладывая в нас так много, что до сих пор я помню всё, что он говорил. А когда мы стали коллегами, Александр Иванович очень поддерживал меня.
Никогда наш Лавр не ассоциировался с возрастом и болезнями, именно поэтому его уход невосполнимо внезапен и трагичен, как никакой другой.
С ним работать было легко, потому что был он музыкантом высочайшего класса. И то, что теперь им созданный оркестр будет носить его имя, очень правильно. В этом – и наша Память, и наша величайшая благодарность большому Музыканту.
Ирина Валерьевна Зенина, художественный руководитель и дирижёр ОРНИ им. А.И.Лаврухина
– Вспоминаю мою первую встречу с Александром Ивановичем Лаврухиным.
Я поступила на фортепианное отделение Рязанского музыкального училища. Знакомилась со своими педагогами и узнавала тех, кто работал на других отделениях. На Александра Ивановича обратила внимание по серьёзной интонации лидера и громкому голосу, который частенько раздавался в коридорах. Поначалу я даже побаивалась его, хотя никакого отношения к нему не имела.
Больше двадцати пяти лет я проработала на кафедре оркестрового дирижирования в нашем институте культуры, который окончила, получив специальность руководителя музыкального коллектива. В 2012 году мне предложили пройти конкурс на синтезатор в ОРНИ. Очень волновалась, хотя все мы были знакомы: или учились с кем-то, или работали. Начались репетиции. Но Лаврухина я все равно побаивалась. Потом я поняла, что в жизни он очень спокойный и мягкий человек, а на работе – серьёзный и требовательный. Двенадцать лет я проработала в его высокопрофессиональном коллективе.
Годы работы под руководством Александра Ивановича были удовольствием, потому что за ним хотелось идти, мы верили каждому его слову и жесту. Лаврухин был большим профессионалом. Его уход для всех нас оказался внезапным…
Браво, Маэстро!
Благодарные аплодисменты зрителей звучат и сегодня в память о большом музыканте.
Оркестр не осиротел, потеряв руководителя, потому что А.И. Лаврухин успел при жизни передать своё детище в надежные руки, благословив Ирину Валерьевну на благое дело: из артистки оркестра она стала его руководителем и дирижёром.
Лаврухин отдал ей партитуры. После первой репетиции Ирина была награждена аплодисментами музыкантов. Ей очень хотелось, чтобы Маэстро знал: оркестр живет и работает. Кто-то сказал ей: «Он увидел, остался доволен и ушёл с лёгким сердцем».
Они работают и верят в то, что всё будет хорошо. И как знать, может быть, перед коллективом откроются и новые двери (давно пора ему стать филармоническим оркестром!), и новые горизонты, потому что коллектив, созданный А.И.Лаврухиным 46 лет назад, заслуживает этого.
Ольга Мищенкова
Союз журналистов РФ
г. Рязань
2016 – 2024
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ