Вторник, 21.05.2024
Журнал Клаузура

Некоторые мысли, возникшие в процессе чтения романа Айдара Хусаинова «Голова Олоферна»

В писателе  с  рождения заложено особое зрение. Присутствие этого зрения я почувствовала с первых строк книги, когда читала как пятилетний мальчик шагает в библиотеку. Я узнала о том, что он видит, о чём думает и увидела маленького борца, который, преодолевая все препятствия  в виде тяжёлой двери, лестницы с высокими ступенями добирается  наконец до библиотеки, этого храма человеческой мысли, в котором хранится такое большое количество интересных книг. Это упорство тоже является одним из качеств характера  будущего писателя.

Вообще-то, эту книгу нельзя назвать в полном смысле романом.

Далее идёт документальное описание литературной жизни  Уфы, начиная с 90-х годов  и примерно до  наших дней.

Мне трудно писать об этом времени, потому что  я сама

являлась участником этого лит.процесса, начиная с 1996г. и была прямым или косвенным  свидетелем описываемых событий. И я замечаю в тексте где-то неточности, где-то недоговорённости , а где-то банальные ошибки в изложении событий тех лет.

Но это простительно, человек не может знать всего. Да и память иногда  нас подводит.

Подробно описаны  друзья автора. И что, интересно , у каждого ушедшего друга  автор определяет его стратегию жизни.

Мне не приходило в голову, что у каждого человека имеется своя стратегия. В основном, живут так, как  складывается. Но наверное среди людей есть и такие, которые разрабатывают  стратегию своей жизни  и живут по ней.

Но это нереально! В жизни столько всего непредвиденного!

В книге дан срез литературной жизни Уфы 90-х годов, времени перестройки. Это было трудное время.

Союз писателей СССР распался на два Союза. Централизованное книгоиздание и книгораспределение  было нарушено. Пышным цветом расцвели частные издательства и  самиздат. Книги авторы издавали небольшими тиражами и они уже не распространялись по всей стране. В каждом городе знали в основном только своих местных писателей.

Выручил  появившийся весьма кстати интернет. В интернете открылись литературные сайты  и люди смогли  общаться  с жителями других городов и стран.

В те годы  люди не знали о чём писать, не было литературного героя, т.к. никто не понимал, что творится вокруг,  что происходит. И все силы были направлены на то, чтобы выжить.

Вот и жена лирического героя романа постоянно задаёт ему вопрос: «Где деньги?!». Но денег нет! И в итоге они разводятся.

Но литература  это такой цветок, который цветёт в любых условиях.  Люди продолжают свои духовные искания.
Вот и в нашем городке, она билась как ключ живой воды. Главной фигурой того времени был лит.консультант газеты «Вечерняя Уфа» Александр Гайсович Касымов. Он сплотил начинающих авторов вокруг газеты, в которой работал, и раз в месяц издавал «Литературный альманах». Позже он стал издавать литературный журнальчик «Сутолока»  и первые тоненькие книжки молодым писателям.

В 1999г. наконец появился в Уфе долгожданный журнал для русскоязычных авторов нашей республики  «Бельские просторы».

Я в своём дневнике написала:

«Какое счастье! В Уфе будет выходить журнал для русских  писателей!»

Но не тут-то было. Редакция журнала по какой-то причине враждовала с Касымовым. И неохотно публиковала его авторов.

На телевидении прошла передача  с презентацией нового журнала.  За столом сидели люди, которые долгие годы добивались  создания журнала для русских поэтов и писателей, и вот наконец добились! Они и составили костяк редакции  новоиспечённого журнала.

Во время передачи ведущая, тележурналист,  зачитала строки Анны Ахматовой из цикла « Тайны ремесла», в эфире прозвучал вечный вопрос «Из какого сора растут стихи?».  Наш народный поэт А.П. Филиппов немного помялся, а затем выпалил: «Мы тоже тут, знаете, иногда собираемся -купим бутылку водочки, посидим…».  Я обомлела!
Такой ответ на святой вопрос! Мне даже показалось, что ему незнакомы эти, всем известные, стихи. Или он их не понимал?

Айдар Хусаинов  подробно  описывает выход альманаха «Голоса вещей-1», но ни одним словом не упоминает про выход альманаха «Голоса вещей-2». Это мне показалось странным.

У меня хранятся многие книги, которые он описывает в романе: пресловутая «кассета», «Голоса вещей-1», «Голоса вещей-2», первая книга Айдара Хусаинова, изданная совместно с Ларисой Керчиной в его любимом издательстве «ОЭ». Я до сих пор не знаю, что это за издательство…

Авторов было больше, не все упомянуты в книге.

Да, кого-то не публиковали, замалчивали в те годы. Кого-то не совсем заслуженно восхваляли. Но этим не удивишь, это происходит во все времена. Роль играют личные взаимоотношения, положение в обществе. У нас  любят  детей докторов каких-либо наук, преподавателей вузов и т.д. И вообще, творческий коллектив — это всегда состязание, кто лучше? Этим состязанием не занимаются поистине талантливые люди, для которых слава не имеет никакого значения. Главное,  успеть донести то, что им хотелось бы  донести, выразить себя. А пустая бочка громче гремит, как сказал один из  известных  философов. Может быть со временем и его труды пропадут, а эта фраза останется, как народная пословица без имени автора.
Вот, ради этой фразы он наверное и жил. Фраза по смыслу  простая, но ёмкая!

Марина Цветаева

Прокрасться…

А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем —
Пройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах…
Может быть — отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?
Так: Лермонтовым по Кавказу
Прокрасться, не встревожив скал.
А может — лучшая потеха
Перстом Севастиана Баха
Органного не тронуть эха?
Распасться, не оставив праха
На урну…
Может быть — обманом
Взять? Выписаться из широт?
Так: Временем как океаном
Прокрасться, не встревожив вод…
14 мая 1923

Светлана Смирнова

Фото из открытых источников


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика