Вторник, 30.04.2024
Журнал Клаузура

«Ритмами играя». К 140-летию Василия Каменского

Футуризм подразумевал взлёт…

Авиатор стиха Каменский предпочёл футуристические ритмы прочим: и сильно играли они, обновляя слова, равно – сильно рвались в неведомость воздушных пластов:

Стая славных, солнцевеющих —
Хор весенних голосов —
На ступенях дней алеющих
Наши зовы — гимн лесов.

Зовью зовной,
Перезовной,
Изумрудью в изумрудь,
Бирюзовью бирюзовной
Раскрыляем свою грудь.

Ликует звук – словно через дуги культур перекликаясь с удивительной «Зеленью» Ю. Тувима…

Ликует звук Каменского – зеленовато-лазоревый, неистово-гудящий, плавно-купающийся-в-счастье…

И длится полёт: на этажерке, что может в любой момент низвергнуться в бездну.

«Танго с коровами» провернётся в воздухе, не рискуя упасть: С оловянным веселием смотрим мы на судьбу. Мы — Открыватели Стран — Завоеватели Воздуха…

Ритмами же играя, Каменский сочинял прозу: «Путь энтузиаста» рассмотрит и полёты, и кубофутуристическую музыку стиха сквозь призмы необходимости, а механизмы словотворчества – смесью новаторства и счастья.

Он познал авиакатастрофу.

Он приветствовал революцию восторженно.

«Жонглёр» — но вместо предметов будут слоги:

Перемок. Перескок.
Рча-рча
Амс.
Сень. Синь. Сан. Сон.
Небесон. Чудесон.
Словолей соловей аловей.

Приглушённое «п» расцветает, а «с», серебрясь, переливаются дополнительной энергией.

Кажется, Каменский штудировал недра звука, и, выхлёстывая результаты в явь, вибрировал результатом авиатора.

Он писал поэму «Степан Разин» — бунт был по нему, летающему поэту.

И музыка его своеобразия долгих эхом разносится во временах.

Александр Балтин

От редакции

Василий Васильевич Каменский — яркая и неоднозначная фигура в российской культуре начала XX века. Его творчество неразрывно связано с футуризмом, одним из самых радикальных и экспериментальных направлений в искусстве того времени. Каменский не только вносил вклад в развитие литературы, но и активно участвовал в живописи, театре и даже авиации, что делает его фигуру уникальной в контексте мультидисциплинарности.

Одной из ключевых особенностей творчества Каменского является его стремление к новизне и эксперименту. Он был одним из первых, кто начал экспериментировать с формой и содержанием стиха, создавая так называемые «железобетонные поэмы» — произведения, в которых текст визуально имитировал формы и структуры, характерные для архитектуры и инженерии того времени. Эти работы были не только литературным, но и визуальным экспериментом, что свидетельствует о глубоком понимании Каменским взаимосвязей между различными видами искусства.

Каменский также известен своими футуристическими техниками, которые он адаптировал под свой уникальный импрессионистский стиль. Это позволило ему создавать произведения, насыщенные яркими образами и необычными метафорами, которые заставляли читателя по-новому взглянуть на окружающий мир. Его стихи и поэмы отличаются особой музыкальностью и ритмичностью, что делает их не только литературными, но и звуковыми произведениями.

На изображении представлена картина Василия Каменского.
Некоторые известные картины Каменского:
«Дама с веером». Бумага, цветные карандаши. 33,5 х 25,7. 1910-е. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. 
«Закат». Холст, масло. 17 х 33. 1940-е. Государственный музей В. В. Маяковского. 
«Зарисовка». Бумага, пастель. 14 х 11,4. 1910–1916. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. 
«Павлин». Холст, масло. 89,5 х 71,5. Пермская государственная художественная галерея.

Особой характерностью творчества Каменского является его внимание к социальным и политическим темам. Он активно участвовал в революционном движении, что нашло отражение в его произведениях. Каменский стремился не только к литературным и художественным экспериментам, но и к социальным изменениям, что делает его творчество актуальным и сегодня.

Подвожу черту под этим кратким обзором. Уникальность творчества Василия Каменского заключается в его мультидисциплинарности, экспериментальности и социальной заангажированности. Он был не просто поэтом или художником, а истинным новатором, чьи работы и сегодня вызывают интерес и восхищение своей нестандартностью и глубиной.

ГлавРед ЖК

Дмитрий Плынов


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика