Низкий народный поклон!
25.06.2024
/
Редакция
Какой мальчишка без драки? С детства до самой армии драться приходилось, в детстве чаще, потом реже, но от этого было не уйти. В армии навыки драться крепко выручили, но дело не только в этом – трудная барачная жизнь закалила.
И вот, наконец, после армии стала спокойная жизнь – женился, первый сын родился. Но стал часто болеть бронхитом, мучили гланды. В цеху зимою было прохладно. Отопление было, но цех огромен, постоянно открывались большие ворота с четырёх сторон. А как иначе? Масштабы были огромны, всю страну отопительными радиаторами обеспечивали. Грело душу то, что ведь миллионы людей живут, и у них стоят наши радиаторы в квартирах! Греют их в зимнюю стужу, и к этому причастны именно твои руки.
Заболел в очередной раз. Терапевт отправила к лору, та назначила делать уколы в гланды, и, как только я открывал рот, и медсестра пыталась поставить укол, у меня появлялись сильные рвотные рефлексы.
Медсестра отказалась ставить уколы. Лор, глядя на моё трудное дыхание носом, сказала:
– Надо ехать вам в центральный Братск, на операцию.
За последние три года я намучился с гландами и бронхитом, а потому сразу согласился. В больницу положили, но мест в палатах не хватало, и моя кровать стояла в коридоре. Вечером подошла пожилая медсестра, дала градусник и сказала:
– Завтра будет оперировать Морохоев. Если даже у вас температура, никому не говорите, вам надо попасть к этому врачу на операцию.
Чем я заслужил такое внимание медсестры, не знаю. Может, этот врач помог её близким? Температура у меня была, но я послушал медсестру. Утром меня осмотрел лор – врач Валентин Иринчеевич Морохоев, и тихо сказал:
– Вас мучает бронхит, нос почти не дышит, видимо, в детстве, как и многие мальчишки дрались. Словом, у вас искривлена носовая перегородка, нос дышит с большим трудом, от этого вам приходиться дышать ртом, потому и болит горло. Если вы дадите согласие на операцию, то нос будет дышать, уйдёт бронхит, перестанет болеть горло.
Доктор был спокоен, уверен в себе. По национальности, видимо, бурят. Мы с мамой жили в Бурятии, но мне был только год, когда мы снова возвратились в Братск.
Через час меня оперировали. Я всё слышал, был в сознании, обезболили только место операции. Я даже слышал, как Морохоев чем-то долбит мне нос. Но когда у тебя нос почти не дышит, что значит эта долбёжка, которую совсем не больно переносить!
Операция закончилась, и меня поместили в палату. Лежал с грузином, который говорил мне:
– Молодым я приехал в Братск, шофёром работал, женился на русской, двоих сыновей родила. Лежу в больнице, а они каждый день мне вкусную еду несут. Вставай, есть будем.
Я было стал отказываться, мол, отходняки после операции, но грузин убедил меня, что надо поесть. Мясо было вкусно приготовлено, и я радовался за наш дружный, многонациональный город. Потом стали доходить до меня разговоры о докторе Морохоеве, что он кандидат медицинских наук, что операции делал такой сложности, что даже профессора медицины удивлялись. В больших городах есть высокотехнологичная техника, а тут её нет, и Морохоев, понимая, что человека не довезут до большого города, брал на себя ответственность, и делал наисложнейшие операции на уши, нос, горло. Подумалось, что в его роду, кто-то был шаманом, ведь многие тысячи успешных операций на его счету.
Я выписался из больницы, стал дышать носом. Бронхит, как и предсказал Морохоев, ушёл. Я прожил после операции год, и ни разу не заболел, радовался этому.
Работал сварщиком, газорезчиком в ремонтной бригаде, и вот для токарей, фрезеровщиков понадобились заготовки. Взяв привычно удобную тележку в кислородом и пропаном, шёл в конец цеха, резал толстый металл на заготовки. Ворота открывались, на улице как правило, тридцатник мороза, но это в среднем, то больше, то меньше. А я нагретый от газорезки, весь в поту. Нет, бронхита не было, но пошёл напился холодной воды, гланды обострились так, что положили в эту же больницу на удаление гланд.
Операцию делала молодая хирург, во время операции у меня открылось довольно сильное кровотечение, вызвали опытного хирурга. Тот намочил вату спиртом, останавливая кровь, ругал молодого хирурга, и всё время спрашивал меня, не плохо ли мне, не теряю ли сознание. Словом, эта операция для меня прошла не совсем удачно, и невольно вспомнив о прошлогодней операции Морохоева, думалось, что в жизни всё же есть моменты когда везёт, и об этом не надо забывать для укрепа нутра.
Теперь я пенсионер, волею жизни наблюдаю как развивается современный мир. В нём по-прежнему много зла, но есть и добро. Мой сын Сергей, работающий инженером-строителем говорит, что искусственный интеллект уничтожит человечество. Мой покойный редактор и товарищ Эмма Петровна Зачиняева говорила, что человечество уничтожит техника. Говорила она эти слова с большим сожалением, её муж Октябрь Леонов создал для Братска музей под открытым небом «Ангарская деревня», и уже многие поколения сибиряков прикасаются душою к настоящей русской культуре. Сколько было выступлений нашего хора в этом удивительном музее! Дети живо интересовались, как называется тот или иной предмет в деревенском доме.
Иногда кажется, что современный мир сошёл с ума. И, если мы не вернёмся во многом к прошлому, к тем тёплым отношениям людей, к советскому образованию, мы можем потерять человечество…
Валентин Иринчеевич Морохоев, автор многих медицинских статей и книг, долгое время работал в больнице и делал операции людям. Его не один раз признавали лучшим врачом России. Он помог многим тысячам людей, и за это ему низкий народный поклон…
Братск
1 комментарий
Элеонора
25.06.2024Полностью разделяю Вашу точку зрения. Чем меньше человек трудится — тем более слабыми зависимым от врачей становится. Чем выше от земли живет — тем меньше землю и людей понимает. И так далее. Одно вытекает из другого.
Сейчас вместо того, чтобы хдть — ездят на роликах, самокатах, машинах. А ведь много нервных окончания находится на подошве ног — и когда мы ходим босиком, то лечимся от многих заболеваний.. много ли мы выиграли, отказавшись от многих естественных привычек? Времени на обычные дела стало больше тратиться почему-то, а здоровья намного меньше.