Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Символика романа «Зинзивер»

Знаменитые слова Катона Старшего  Rem tene, verba sequentur (Держись сути дела, а слова найдутся), как нельзя кстати подходит к теме нашего разговора о романе Виктора Слипенчука «Зинзивер».

Литературоведы создают сложные литературоведческие тексты — осмысляющие, объясняющие книгу всему остальному миру, трактующие смыслы романов, повестей, стихотворений, их суть. Но…

По правде говоря, ученых менее всего интересует простота и изящество сюжета и стиля. Им важнее завуалированные смыслы, даты, аллегории, аллюзии, цитаты и трактовки. Они анализируют книги, но все это и пишется для анализа, во имя анализа, а не для читательского понимания.

Виктор Слипенчук в своем романе следует сути вещей, плетя кружева смыслов, цвета и света.

Попробуем следовать замыслу автора, сути и букве его романа.

Название

Практически все авторы уже имеющихся рецензий название романа проводят от замечательных строчек стихотворения Велимира Хлебникова про зинзивера-синичку. С литературными авторитетами спорить глупо, но, честно говоря, при имени Зинзивер мне вспоминаются сразу же главные герои повести «Синичкин календарь» Виталия Бианки.

Все мы родом из детства, и впечатления оттуда самые красочные и стойкие. Это добрая книга не только для детей о сложной взрослой жизни, поэтому она так хорошо запоминается. Зинзивером там зовут любимого друга любопытной синички Зиньки. Помнится, ещё в детстве подумалось: странно, синичка-мальчик с неброской внешностью, пинькает и прыгает по веткам, но, одновременно с этим – надежная мужская опора для своей подруги, которая с ним стала заметно спокойнее и смелее.

Необычные это птички, ведь даже мальчиков у них называют по-женски – синичка. Но, тем не менее, он – самец и ведет себя абсолютно по-мужски. В точности, как молодой поэт, хрупкий на первый взгляд, Митя Слёзкин.

Он неопытен, никто и не мог бы сразу разглядеть в нём настоящего  мужчину, способного на большие поступки. Его невидимые миру подвиги начались не сразу – подвиги терпения, веры, незлобивости, всех тех мужских качеств, на которых базируются человеческие ценности, глубочайшее доверие, порядочность.

Укрепляет литературное птичье родство с названием романа легкий намёк в виде странных крылаток-пальто, сшитых из казённого сероватого одеяла, неожиданно одинаковых у Мити и Розочки. В них наши герои спокойно ходят по улице, ездят на поезде. Словно маскировочное оперение, эти странные вещи призваны защитить скромных пташек от окружающих опасностей. И скрыть до поры до времени от лишних взглядов их истинную природу зинзиверов-синичек.

Имя

Алексей Федорович Лосев в своей работе «Философия имени» писал:

Слово, и в частности имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения.

Имена в романах очень часто несут в себе дополнительные смыслы, это устойчивая традиция русской классической литературы. Имя – это часть натуры героя. Имена в романе «Зинзивер» многозначительны.

Главный герой, его зовут Митя Слёзкин. Именно Митя. Звукоряд без хищного «р» показывает читателю, что носитель имени – незлобивый, мирный человек с нежной душой. Иногда его именуют полным именем Дмитрий, но это только в двух или трех  официальных случаях.

По фамилии он Слёзкин – что-то лёгкое и нежное, как серебристая травка «кукушкины слёзки» на лугу, роса или туман на листьях. И еще — сентиментальное. Поэтичное, как и сам молодой поэт Митя.

Жена Розочка. В романе упоминается её девичье имя – Розалия Пурпурик. Магия цвета здесь во всей красе. Пурпурная роза на языке цветов – высший накал всех возможных страстей. Белая роза – девичья нежность, вершину любовных страстей олицетворяет роза знойного алого цвета.

Пурпурная роза – это слияние всех безумных жизненных страданий, какие только могут быть — страсти любви плотской, духовной, мучений зависти, ревности, страха и боли. Дальше в ряду символических роз идут только багровая и черная – уже без страстей…

Но и это имя, Розалия Пурпурик, кажется, и впрямь не для неё, у Розочки совсем другая натура. Главная героиня романа стала и осталась Розочкой Слезкиной, имя без хищных звуковых сочетаний, имя человека не коварного, а мягкого и нежного, романтичного и бессильного перед тяготами судьбы.

В романе рассказывается, что хотя она и сохранила добрачный паспорт, да и пользовалась им на протяжении долгого времени, всё же спасение Розочке принес именно документ митиной жены, его имя. Она так и осталась маленькой розой с каплями слёз на лепестках.

Персонажи

Кто-то из великих сказал:

Пока персонаж не станет личностью, в него нельзя поверить.

Роман «Зинзивер» необычен тем, что в нём нет отрицательных героев. Совсем нет, хотя описаны там сложные во всех смыслах времена, обстоятельства, судьбы.

Но ведь так не может быть, люди в жизни проявляют себя сложно и по-разному. В романе «Зинзивер» – так.

Например, Двуносый. Заводила в компании алкашей. Потом управляющий пивным заведением, затем ставший правой рукой местных бизнесменов. Уж кому и следовало бы совместить в себе пороки общества, однако – нет: внутреннее благородство этого странного Двуносого показано читателю в полной мере.

Я бы сказала, что каждый персонаж в романе Слипенчука – личность. В них хочется верить. Ведь без веры вся основа жизни рассыпается в прах.

Обворовавшая Митю соседка по общежитию. Да, поступок далеко не из честных, но автор словно говорит нам: не судите второпях, люди, посмотрите – молодая мать с маленьким сыном оказалась в очень сложных обстоятельствах, чужая душа – потемки, а в потемках сложно разглядеть истину, но настоящая натура героя обязательно проявится. Так и случилось: соседка позже с лихвой возвратит Мите потраченные деньги, сшив ему  замечательное теплое пальто.

Хитрые сотрудники редакции газеты или вороватые строители в родном митином посёлке, продавцы на рынке или доморощенные бизнесмены 90-х, обитатели общежития или чиновники средней руки – наверняка среди них нашлось бы достаточно много малоприятных персонажей. Но митин ли взгляд на них или самого автора романа – добрый, их преображает. Нам словно говорят: обстоятельства бывают разные, не надо торопиться судить и обвинять. Описаны нелицеприятные поступки, но ни разу никакого клейма на самом человеке. И сам Митя никогда никого ни в чём не винит.

В романе встречается заведомое зло – куда же без него – странный попутчик из автобуса. Но был ли он на самом деле, или это Митя Слёзкин боролся с нехорошими мыслями и искушениями, сложно сказать. Был ли, не был ли? Может, и мираж…

Только после и остались в памяти от него странные круглые следы в снегу от сапожек, словно от копыт. Да и те пропали на следующий день.

Философия денег

Материальная сторона жизни молодой, не имеющей своего крова и стабильной зарплаты семьи описана в романе достаточно подробно. Не забудем, что всё это происходило в переломные 90-е.

Вначале повествования денег катастрофически не хватало, молодые супруги пытались выжить, барахтаясь в сложных обстоятельствах, наладить как-то свой быт. Закон жизни суров – даже самыми нежными словами сыт не будешь. Иллюзии романтичной юности оказались под ударом, а любовные записки могли наполнить холодильник, но не накормить. Юная жена вынуждена была пойти на поиски заработка.

Потом деньги в избытке пришли к главному герою. Неожиданно и естественно, честно и очень много.

Тема денег в романе решена философски. Дело не в том, что они вдруг в большом количестве появились у Мити, а в том, что они стали уже не нужны.

Большие деньги не смогли помочь сохранить жизнь, не смогли даже хоть как-то наладить её – богатая, оснащенная всеми удобствами, большая квартира и несколько машин на выбор всего лишь не надолго удивили митино семейство, вот только и всего.

В общем, деньги помогли лишь искупить моральный долг перед матерью, удалось на них отремонтировать старый дом.

Описание той поездки Мити в родной посёлок к матери вызывает странное ощущение. Митя приехал один после своей трагической потери. Приехал он, а словно и не он. Мать, разумеется, ждала и была рада его приезду. Но, как кажется, не верила до конца своим глазам, говорила осторожно, словно боясь спугнуть видение. И Митя, который охотно и много делился с читателем своими мыслями и образами, вдруг в эти дни, словно замкнулся ото всех. От нас, читателей, тоже.

Впечатлений у него было достаточно: воспоминания детства, строительные заботы, намерение оставить мать в надёжных руках будущего отчима… Оставить…

Кажется, что после его отъезда мать в глубине души удивлялась этому необычному появлению Мити?

На такое важное дело денег хватило с лихвой.

А для жизни? Слишком поздно эти деньги появились… Опоздали… Стали не нужны?

Двое

Цветовой символической игрой автор приводит читателей к мысли о предначертанной судьбе этой пары. Тайные знаки всегда рядом с ними.

Красные пряди, словно  пурпурный лепестки в волосах у мужа, красные отблески в его видениях или фантазиях – знак незримого постоянного присутствия жены Розы в его жизни.

Красивое платье зеленого с золотым цвета молодой жены, уже  когда-то виденное малышом Митенькой в раннем детстве на прекрасной женщине, сошедшей с иконы. Что это, как не предсказание предназначенной ей фамилии Слёзкина – светлой, легкой и сияющей.

Перекрещение судеб, невозможность жить друг без друга. Даже расставаясь, Розочка твердо знала только одно, что в беде помочь ей сможет только муж, и это невозможно изменить. А вся Митина жизнь – это ожидание призыва своей любимой, своей синички, надо только верить и терпеливо ждать.

***

О романе «Зинзивер» Виктора Слипенчука можно размышлять долго, ведь в нём переплелись такие разные направления – философские, символические, моральные, исторические, романтические. Любой читатель пойдет своим путём и найдет в нём свою суть.

А Виктор Слипенчук, как кажется, обнаружил суть жизни, ее строй и смысл, читателю осталось следовать его слову!

Татьяна Соколова

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика