Новое
- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 -1744) — Русский поэт-сатирик и дипломат
- В ожидании премьеры: новая постановка в Театре-студии Всеволода Шиловского
- Зинаида Гиппиус (1869 – 1945). «Мне нужно то, чего нет на свете»
- Никита Николаенко. «Газонная травка». Рассказ
- Первый фестиваль пародий на Кубани
- Евгений Татарников. «Я ее искал 3 дня и три ночи. Профессорскую столовую». Эссе-воспоминание о студенческой жизни
Символика романа «Зинзивер»
21.10.2024Знаменитые слова Катона Старшего Rem tene, verba sequentur (Держись сути дела, а слова найдутся), как нельзя кстати подходит к теме нашего разговора о романе Виктора Слипенчука «Зинзивер».
Литературоведы создают сложные литературоведческие тексты — осмысляющие, объясняющие книгу всему остальному миру, трактующие смыслы романов, повестей, стихотворений, их суть. Но…
По правде говоря, ученых менее всего интересует простота и изящество сюжета и стиля. Им важнее завуалированные смыслы, даты, аллегории, аллюзии, цитаты и трактовки. Они анализируют книги, но все это и пишется для анализа, во имя анализа, а не для читательского понимания.
Виктор Слипенчук в своем романе следует сути вещей, плетя кружева смыслов, цвета и света.
Попробуем следовать замыслу автора, сути и букве его романа.
Название
Практически все авторы уже имеющихся рецензий название романа проводят от замечательных строчек стихотворения Велимира Хлебникова про зинзивера-синичку. С литературными авторитетами спорить глупо, но, честно говоря, при имени Зинзивер мне вспоминаются сразу же главные герои повести «Синичкин календарь» Виталия Бианки.
Все мы родом из детства, и впечатления оттуда самые красочные и стойкие. Это добрая книга не только для детей о сложной взрослой жизни, поэтому она так хорошо запоминается. Зинзивером там зовут любимого друга любопытной синички Зиньки. Помнится, ещё в детстве подумалось: странно, синичка-мальчик с неброской внешностью, пинькает и прыгает по веткам, но, одновременно с этим – надежная мужская опора для своей подруги, которая с ним стала заметно спокойнее и смелее.
Необычные это птички, ведь даже мальчиков у них называют по-женски – синичка. Но, тем не менее, он – самец и ведет себя абсолютно по-мужски. В точности, как молодой поэт, хрупкий на первый взгляд, Митя Слёзкин.
Он неопытен, никто и не мог бы сразу разглядеть в нём настоящего мужчину, способного на большие поступки. Его невидимые миру подвиги начались не сразу – подвиги терпения, веры, незлобивости, всех тех мужских качеств, на которых базируются человеческие ценности, глубочайшее доверие, порядочность.
Укрепляет литературное птичье родство с названием романа легкий намёк в виде странных крылаток-пальто, сшитых из казённого сероватого одеяла, неожиданно одинаковых у Мити и Розочки. В них наши герои спокойно ходят по улице, ездят на поезде. Словно маскировочное оперение, эти странные вещи призваны защитить скромных пташек от окружающих опасностей. И скрыть до поры до времени от лишних взглядов их истинную природу зинзиверов-синичек.
Имя
Алексей Федорович Лосев в своей работе «Философия имени» писал:
Слово, и в частности имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения.
Имена в романах очень часто несут в себе дополнительные смыслы, это устойчивая традиция русской классической литературы. Имя – это часть натуры героя. Имена в романе «Зинзивер» многозначительны.
Главный герой, его зовут Митя Слёзкин. Именно Митя. Звукоряд без хищного «р» показывает читателю, что носитель имени – незлобивый, мирный человек с нежной душой. Иногда его именуют полным именем Дмитрий, но это только в двух или трех официальных случаях.
По фамилии он Слёзкин – что-то лёгкое и нежное, как серебристая травка «кукушкины слёзки» на лугу, роса или туман на листьях. И еще — сентиментальное. Поэтичное, как и сам молодой поэт Митя.
Жена Розочка. В романе упоминается её девичье имя – Розалия Пурпурик. Магия цвета здесь во всей красе. Пурпурная роза на языке цветов – высший накал всех возможных страстей. Белая роза – девичья нежность, вершину любовных страстей олицетворяет роза знойного алого цвета.
Пурпурная роза – это слияние всех безумных жизненных страданий, какие только могут быть — страсти любви плотской, духовной, мучений зависти, ревности, страха и боли. Дальше в ряду символических роз идут только багровая и черная – уже без страстей…
Но и это имя, Розалия Пурпурик, кажется, и впрямь не для неё, у Розочки совсем другая натура. Главная героиня романа стала и осталась Розочкой Слезкиной, имя без хищных звуковых сочетаний, имя человека не коварного, а мягкого и нежного, романтичного и бессильного перед тяготами судьбы.
В романе рассказывается, что хотя она и сохранила добрачный паспорт, да и пользовалась им на протяжении долгого времени, всё же спасение Розочке принес именно документ митиной жены, его имя. Она так и осталась маленькой розой с каплями слёз на лепестках.
Персонажи
Кто-то из великих сказал:
Пока персонаж не станет личностью, в него нельзя поверить.
Роман «Зинзивер» необычен тем, что в нём нет отрицательных героев. Совсем нет, хотя описаны там сложные во всех смыслах времена, обстоятельства, судьбы.
Но ведь так не может быть, люди в жизни проявляют себя сложно и по-разному. В романе «Зинзивер» – так.
Например, Двуносый. Заводила в компании алкашей. Потом управляющий пивным заведением, затем ставший правой рукой местных бизнесменов. Уж кому и следовало бы совместить в себе пороки общества, однако – нет: внутреннее благородство этого странного Двуносого показано читателю в полной мере.
Я бы сказала, что каждый персонаж в романе Слипенчука – личность. В них хочется верить. Ведь без веры вся основа жизни рассыпается в прах.
Обворовавшая Митю соседка по общежитию. Да, поступок далеко не из честных, но автор словно говорит нам: не судите второпях, люди, посмотрите – молодая мать с маленьким сыном оказалась в очень сложных обстоятельствах, чужая душа – потемки, а в потемках сложно разглядеть истину, но настоящая натура героя обязательно проявится. Так и случилось: соседка позже с лихвой возвратит Мите потраченные деньги, сшив ему замечательное теплое пальто.
Хитрые сотрудники редакции газеты или вороватые строители в родном митином посёлке, продавцы на рынке или доморощенные бизнесмены 90-х, обитатели общежития или чиновники средней руки – наверняка среди них нашлось бы достаточно много малоприятных персонажей. Но митин ли взгляд на них или самого автора романа – добрый, их преображает. Нам словно говорят: обстоятельства бывают разные, не надо торопиться судить и обвинять. Описаны нелицеприятные поступки, но ни разу никакого клейма на самом человеке. И сам Митя никогда никого ни в чём не винит.
В романе встречается заведомое зло – куда же без него – странный попутчик из автобуса. Но был ли он на самом деле, или это Митя Слёзкин боролся с нехорошими мыслями и искушениями, сложно сказать. Был ли, не был ли? Может, и мираж…
Только после и остались в памяти от него странные круглые следы в снегу от сапожек, словно от копыт. Да и те пропали на следующий день.
Философия денег
Материальная сторона жизни молодой, не имеющей своего крова и стабильной зарплаты семьи описана в романе достаточно подробно. Не забудем, что всё это происходило в переломные 90-е.
Вначале повествования денег катастрофически не хватало, молодые супруги пытались выжить, барахтаясь в сложных обстоятельствах, наладить как-то свой быт. Закон жизни суров – даже самыми нежными словами сыт не будешь. Иллюзии романтичной юности оказались под ударом, а любовные записки могли наполнить холодильник, но не накормить. Юная жена вынуждена была пойти на поиски заработка.
Потом деньги в избытке пришли к главному герою. Неожиданно и естественно, честно и очень много.
Тема денег в романе решена философски. Дело не в том, что они вдруг в большом количестве появились у Мити, а в том, что они стали уже не нужны.
Большие деньги не смогли помочь сохранить жизнь, не смогли даже хоть как-то наладить её – богатая, оснащенная всеми удобствами, большая квартира и несколько машин на выбор всего лишь не надолго удивили митино семейство, вот только и всего.
В общем, деньги помогли лишь искупить моральный долг перед матерью, удалось на них отремонтировать старый дом.
Описание той поездки Мити в родной посёлок к матери вызывает странное ощущение. Митя приехал один после своей трагической потери. Приехал он, а словно и не он. Мать, разумеется, ждала и была рада его приезду. Но, как кажется, не верила до конца своим глазам, говорила осторожно, словно боясь спугнуть видение. И Митя, который охотно и много делился с читателем своими мыслями и образами, вдруг в эти дни, словно замкнулся ото всех. От нас, читателей, тоже.
Впечатлений у него было достаточно: воспоминания детства, строительные заботы, намерение оставить мать в надёжных руках будущего отчима… Оставить…
Кажется, что после его отъезда мать в глубине души удивлялась этому необычному появлению Мити?
На такое важное дело денег хватило с лихвой.
А для жизни? Слишком поздно эти деньги появились… Опоздали… Стали не нужны?
Двое
Цветовой символической игрой автор приводит читателей к мысли о предначертанной судьбе этой пары. Тайные знаки всегда рядом с ними.
Красные пряди, словно пурпурный лепестки в волосах у мужа, красные отблески в его видениях или фантазиях – знак незримого постоянного присутствия жены Розы в его жизни.
Красивое платье зеленого с золотым цвета молодой жены, уже когда-то виденное малышом Митенькой в раннем детстве на прекрасной женщине, сошедшей с иконы. Что это, как не предсказание предназначенной ей фамилии Слёзкина – светлой, легкой и сияющей.
Перекрещение судеб, невозможность жить друг без друга. Даже расставаясь, Розочка твердо знала только одно, что в беде помочь ей сможет только муж, и это невозможно изменить. А вся Митина жизнь – это ожидание призыва своей любимой, своей синички, надо только верить и терпеливо ждать.
***
О романе «Зинзивер» Виктора Слипенчука можно размышлять долго, ведь в нём переплелись такие разные направления – философские, символические, моральные, исторические, романтические. Любой читатель пойдет своим путём и найдет в нём свою суть.
А Виктор Слипенчук, как кажется, обнаружил суть жизни, ее строй и смысл, читателю осталось следовать его слову!
Татьяна Соколова
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ