Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Созвучия Сергея Белорусца

1

…и схема у каждого своя: предначертанная, однако, и фонарь зажигаешь тот, который сумеешь.

Какой позволят – те, или тот, кого не видишь, кто властно управляет твоей судьбой.

Поэтому:

…А ты блуждаешь снова

(Уже который год)

В пространствах дня земного

(Таков он – твой исход…)

Заложник личной схемы,

Фонарщик личной тьмы…

Притом что – вместе все мы,

Притом что – вместе мы…

Жёсткая компактность стихотворений С. Белорусца вовсе не исключает ни нежности: к действительности, пусть устроена, как устроена, ни сострадания ко всем малым сим…

…а в сущности: все малы, всем умирать, всем блуждать коленчатыми лабиринтами бытия, оступаясь в потёмках, не представляя, что ждёт за поворотом.

Причём аппетит Минотавра, как известно, хорош, а Тесея не существует.

Тонко, со смысловыми переворотами исследует поэт пространство бытия, в которое вмещён, и в котором расшифровывает собственное «я» через созвездия созвучий:

Ах, время первозданное

(Ты был ещё так мал…)

Как должное,

Как данное

Всё в жизни принимал.

Ах, время непреложное

(С течением годов…)

Как данное,

Как должное

Ты всё принять готов?..

Парадоксальное лучение мысли словно подсказывает желание вернуться туда: во время первозданное, чего не допускает пресловутая логика вещей.

Афористично вспыхивает четырёхгранник четверостишия, заставляя по-новому взглянуть на…коснеющее (вроде бы) в привычности, давно известное:

Бред взамен аналитики.

Догмы вместо идей…

Ой ли только политики

Ссорят мирных людей…

…ты сам – своя вина, своя помеха: интересно иллюстрируется тезис через образный строй стиха:

Вдруг возник барьер

На твоей дороге.

Это как пример

(Я – не про итоги…)

Жизнь порой строга,

А порой беспечна…

…Поискам врага

Продолжаться вечно?..

Есть в поэзии Белорусца белая соль стоицизма: соль, сильно, высверками вспыхивающая на золотящемся солнце духа.

Литературность мира подчёркивается внезапно:

Встроенные в штат

Блочные дома.

Строчками цитат

Полнятся тома…

Краткие стихи поэта точно бьют в читательское сознание, по-хорошему переустраивая его: ежели, конечно, речь о том варианте, когда ещё остаётся способность воспринимать поэтическую речь.

Поэт тщательно ткёт своё полотно, и интересно расшифровывает свою судьбу, созидая словесный свод свой красиво и уверенно.

2

Детские стихи требуют особой – лучевой силы.

О! здесь сложно играть анжамбеманами или придаточными предложениями, усложнённым подтекстом или причудливо звучащими диссонансами, — здесь нужна именно широта души, которой и создаётся поэтический текст: души, во многом не утратившей восхитительной детскости:

На работе

Побывал

У дяди Бори я.

Про неё

Теперь всё знаю

Без ошибки:

Называется она —

РЫБОЛАТОРИЯ —

Потому что там —

Аквариум

И рыбки!..

Нежно и тонко, словно из серебряных нитей, сплетает С. Белорусец гнёзда детских стихов: и в каждое вмещено столько разных птенцов эмоций!

Как виртуозно слово становится строкой!

Как мило дан смысловой сбив реальности: и ведь неологизм работает тонким механизмом, и детская точность, корректирующая мир, замечательна…

Рассыпаются детские интересы брызгами восторженных увлечений, и даже – представьте себе! – девчонки оказываются солнечными спортивными болельщицами:

В нашем классе

32 ученика.

Три восьмых

Из них —

Фанаты «Спартака».

Все девчонки

(Это целый коллектив)

Как одна

Болеют за

«Локомотив».

А что интересы детства такие же (иногда – почти такие же) как у взрослых: логично, ведь кто такие взрослые?

Просто – выросшие дети.

Возникают представители животного мира, становящиеся персонажами стихотворений…

Вот какой павлин: полюбуйтесь: здесь, оказывается не только переливистый, многопёстрый, как восточный ковёр, хвост, но и норов…соответствующий:

Хвастался хвостом

Своим павлин:

– В целом свете

Он такой – один!

Нет хвоста

Прекрасней моего.

Я в большом

ХВОСТОРГЕ

От него!..

Белорусец обходится без лобовой, скучной дидактики: мораль словно вшифрована в строки, или… разлита в их недрах особой поучительной субстанцией…

Пенистая лёгкость исполнения стихов прекрасна.

Играют солнечные зайчики детства, снова, прочитав несколько стихотворений, хочется – по лужам! босиком! радуга ярче воспринимается.

Пружинная упругость техники, векторная точность слов: каждое помещено только в ту ячейку, которая возможна.

…представляете?

И ударение может стать действующим лицом стихотворения: не заметно так, простенько, как в жизни… вдруг героем становится тень:

— Нельзя толкать меня локтём! —

Соседке заявил Артём.

— А локтем, — та спросила, — можно?

— Толкай. Но только — осторожно!..

Четырёхгранный кристалл поэтической формулы вспыхивает, мгновенно врезаясь в сознание.

Ребёнок, постигающий мир и речь: в последнюю рождаемся в не меньшей степени, нежели в плоть и явь, но детские речевые сбивы так очаровательны: о! тут сама онтология очарования, и вот – получите:

Я щенка взяла домой.

Был — ничей. Теперь он — мой.

— Мой щенок, — сказала я.

— Мой щенка, — сказал Илья…

Мир, выстраиваемый Белорусцем, обширен и высок, и то, как пространно-прекрасно насыщают его пласты детской поэзии, благородно действует и на взрослую… чуткую душу.

Александр Балтин

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика