«Здесь всё – моё»…
14.11.2024
/
Редакция
Наверное, не зря на рубеже веков возник вопрос: «Может, время стихов ушло, время прозы суровой настало»? Думаю, что жизнь убедительно ответила, показав, что время поэзии длится, стихотворения пишутся и даже читаются. А вот время поэм, хоть и не ушло, но, в какой-то мере, подобно шагреневой коже, сокращается. Ускоряющийся ритм жизни (к поэзии в целом, не благоволящей) чтению поэм, вдумчивому и неспешному, не способствует. Впрочем, так было всегда. Ни один период времени изобилием поэм не отличался, и авторы понимали, что масштабные поэтические произведения требуют своего, особенного, подготовленного читателя. Тем не менее, выдающиеся поэмы Александра Твардовского о Василии Теркине и «За далью даль» были широко любимы в народе, и популярность их была честная и заслуженная. Они не просто талантливы, в них звучал голос народа, голос правды. «А всего иного пуще не прожить наверняка — Без чего? Без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, как бы ни была горька». Правда (в которой сила), мир и война, смысл бытия, вопросы и поиск ответов, счастье и любовь… Обо всем этом писали всегда и пишут сегодня. В том числе, и в поэмах. Одну из них написала известный поэт из Липецка Наталия Дёмчева, назвав ее «Степная сага». В ней нет героя, подобного Теркину, хотя, поэма тоже о войне (той, что нежданно случилась в 21-м веке), редко встречается прямая речь, но личность автора ощутима в настроении, мыслях и чувствах. Наверное, героем поэмы можно назвать время. А можно – степь, что стала полем битвы. Или воздух Родины, который, как сказано о нём, «особенный, не надышишься им». А вероятней всего, герой поэмы – весь народ, преодолевающий, стиснув зубы, трудности военного лихолетья. Кто-то – на фронте, а кто-то в тылу, но и в нем невозможно не расслышать эхо канонады, не увидеть то, что еще вчера казалось кадрами из приключенческого кино. Жизнь превосходит своей реальностью любой фантастический фильм…
«Степную сагу» можно было бы назвать не поэмой, а циклом стихотворений. Но он сложился в единое целое и стал поэмой. Главное, что стихи проникнуты авторской позицией, которая совпадает со взглядами читателей, узнающих в поэтических строках отражение собственных судеб. И, в целом, судьбы страны. Прежде, чем продолжить вести речь о произведении Дёмчевой, хочу вспомнить отрывок из поэмы Давида Самойлова «Снегопад». Она тоже о войне и о судьбе, и о том главном, что помогает автору найти свою поэтическую тропу, не сбиться с нее на всём протяжении обширного повествования.
«…Летел, летел прекрасный снег, струился без отдохновенья и оставался в нас навек, как музыка и вдохновенье… Учусь писать у русской прозы, влюблён в её просторный слог, чтобы потом, как речь сквозь слёзы, я сам в стихи пробиться мог».
Великая школа русской классики – это универсальный способ совершенствования литературного стиля, мастерства, умения. Это уникальное наследство, которое никогда не потеряет свою ценность. Просторный слог ощущается и в лучших строках поэмы «Степная сага». Возможно, кому-то она покажется излишне громоздкой, могут возникнуть претензии к излишнему стремлению к красивостям, злоупотреблению аллюзиями и аллитерациями. Но автор вправе ответить, что таков ее стиль.
«Уходят в вечность поезда, на звук сирен спешат. В глухую темень, в никуда, в пылающий закат. Внося в вокзальный диссонанс речитатив мольбы, колёса напевают вальс разлучницы-судьбы. По рельсам стелется состав железный, вороной. Перрон, беспомощно отстав, остался за спиной»…
За спиной у Наталии Дёмчевой – богатый жизненный и писательский опыт. Она не только автор многих книг, но и руководитель литературной студии «Звукопись». Вот, как пишет ее земляк, писатель и воин Александр Пономарев: «Наталия родом из Донбасса. В Горловке похоронен её отец, работавший инженером-горноспасателем. А она с отличием окончила «Десятую гвардейскую школу» в шахтёрском посёлке Ртутный. После окончания медицинского института долгие годы живет в Липецке, помогая людям и как врач, и как поэт. Благодаря лидерским качествам и неиссякаемой энергии, Наталии удалось собрать и объединить в своей студии авторов, разных по стилю и направлению творчества.
Бескорыстно делясь с ними опытом и знаниями, она содействует их творческому и личностному росту. Это как раз тот случай, который называют служением и подвижничеством».
Филолог Геннадий Авилов в предисловии к новой книге Дёмчевой отмечает: «Из отдельных кадров, фрагментов, мелочей в поэме складывается целая жизнь. Простые, на первый взгляд, истины, мимо которых можно спокойно пройти, попадают в эпицентр ее внимания. Лирические раздумья обогащены глубиной социально-исторических ассоциаций. Своеобразный историзм образной ткани поэмы придает ей некое эпическое звучание».
Явственно слышна в поэме перекличка нынешнего времени с годами испытаний Великой Отечественной войны. Как всё похоже… И как неожиданно. И как неотличимо зло сегодняшнее от того, что ломало жизнь и судьбы людей и страны в страшную годину фашистской оккупации. Зло не меняет свои повадки, оно не терпит доброты и справедливости, равенства и стремления к свободе. Но и добро бессмертно. Оно проявляется в лицах и поступках потомков тех, кто сражался с фашистами. И нынешние солдаты продолжают традиции поколения победителей.
«Торжественно, легко и грустно плывут в историю века… По неизведанному руслу текут и время, и река».
«В глубинах запотевшего пруда рождается подводное теченье. «Отличники шахтёрского труда» за Родину уходят в ополченье. А где-то на пологом берегу, в руинах обескровленного лета, я дедовы медали берегу и связку писем в стареньких конвертах»
«И в памяти листая информацию, где болью продиктована строка, читаю, как в войну на дальней станции ходил отец за кружкой кипятка».
Отцы и деды, чья широта души сродни степным бескрайним просторам Донбасса, а крепость характера близка твердости угольных пластов, смогли победить объединенный европейский фашизм, изгнав захватчиков с родной земли. И в поэме степь помнит своих сыновей, а терриконы защищают от вражеских обстрелов, помогают в бою, как в труде. Так было, и так есть. Степь защищает и возрождает своих. И не дает укрыться от возмездия чужим.
«Тополь тоскует в дозоре, как боевой командир. Степь… Необъятное море в сите осколочных дыр. Житное, ратное поле – рубища ветхий наряд. Изнемогая от боли, ангелы в небе парят»…
«Даже последний вздох в жизнь протаранит путь. Раненому врасплох степь забинтует грудь. Смешанный с ложью страх обезоружит сон. Дождь на семи ветрах скроет победный стон».
«Ястреб тризну празднует, кружится над минами. Жизнь такая разная… Вечность – под руинами. Над несчастным городом грозно зреет зарево… Степь живая, гордая, возродится заново».
А что еще во все времена (и военное – не исключение) придает силы и возрождает, укрепляет в надежде, дарит веру в счастливое будущее и настоящее? Конечно, любовь, и она на страницах поэмы – не случайная гостья. Не зря говорится: «Кипяток всех житейских страданий обжигает сердца вновь и вновь. И спасительной ложкой в стакане защищает аорту любовь». Любовь побеждает даже, если «Танцев нет. Все ушли на войну». И это не может никого оставить равнодушным. Это основа жизни, секрет счастья и противоядие от гибели. «Степная сага» — и о любви тоже.
«Все на фронт ушли друзья, Их вернуть в апрель нельзя. Веет холод от жнивья. Но любовь моя – жива».
«Мир по глотку завяз в быту, жизнь в берлоге печали бренна. Я и ты – это там и тут, где забытое счастье дремлет… Стыдно болью грузить вагон и презенты просить у Бога. Нам бы только любви немного, не растоптанной сапогом».
«Накрест дверь заколочена в клубе. Просмолив табаком седину, сторож клеит афишу над клумбой: «ТАНЦЕВ НЕТ. Все ушли на войну!»
И, всё же, главный смысловой стержень поэмы – в утверждении жизни и окончательной победы над вселенским злом, чьи неотъемлемые признаки – насмешливое неприятие справедливости, ненависть и нетерпимость к инакомыслию, мстительное злорадство, жестокое равнодушие к страданиям ни в чем не повинных людей. Всё это бывало в истории, и не раз.
Почему оно повторяется? Этот вопрос звучит в поэме. Но ответ на него неочевиден. И потому нужна победа. «Вновь бесноватость назначает встречу. И ненависть, оскалив черный рот, взрывает, убивает и калечит. И, кажется, назад, а не вперед стремится время, как палач за плахой, как мракобес, лелеющий войну. И прошлой смерти воскрешая страхи, жизнь, как собака, воет на луну».
В поэме Наталии Дёмчевой жизнь продолжает бой. Враг – коварен и жесток, беспощаден и вооружен всеми силами зла. Но на стороне жизни – добро и справедливость, милосердие и сострадание. И потому жизнь – непобедима. Примечательно, что одно из стихотворений завершается словами «Здесь всё моё». Здесь – родная земля, степь и терриконы, здесь родные и друзья. Здесь – Родина. И в этом – главный смысл поэмы.
«И падает иудина монета на расчленённый свастикой майдан, где снайпер, не щадя бронежилета, пакует закордонный чемодан».
«Ведь на войне, друзья, как на войне. Прилюдно умереть – и смерть красна. Особенно, когда в строю – Весна, промозглая, на ветреном коне».
«По старикам слабеющим тревоги, и боль о поколенье молодом, И дураки России, и дороги, и взрывом сбитый с ног панельный дом… Здесь всё – моё»…
Наталия Дёмчева. «Степная сага» поэма, 1-я часть трилогии «Военный синдром»
100 с. Изд. «Медиа Принт» , г. Липецк, ул. Космонавтов, 92,
ISBN 978-5-6046699-6-9
ББК: 84 (2Рос = Рус) 6-5 Д 30
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ