Пятница, 10.01.2025
Журнал Клаузура

Ермак в поэзии

Древний, ветхий, как Завет, громогласный, загудит Кирша Данилов, живописуя:

Поехал Ермак Тимофеевич

Со своими казаками в ту сторону Сибирскую

Ермак соответствует русскому представлению о мощи, силе, геройстве полностью: нет не совпадающих нот смысла.

Жизнь Ермака – словно камень, перевитый столькими прожилками событий, что завораживают они, как бы ни стирало время.

Вогульская песня, однако, выплывшая из недр народных, предупреждает истово:

Ох, Ермак, не ходи в Сибирь,

Там злой царь Кучум…

Ох, Ермак, Ермак…

Да пойдёт, кто ж остановит.

Мощь ведёт – грудь: как струга перед, рассекая ветра, победа жаждая, двигается Ермак, возглавляет войско.

И Пушкин предполагал писать, зачарован образом, да вектор жизни увёл в сторону, в другие сокровищницы творчества.

Песенное слово играло: гусли на заднем плане раскрывались решёткой струн, домры вспыхивали огнями златопёрой музыки:

И тут у них стала баталия великая

Со теми татары котовскими;

Татары в них бьют со крутой горы,

Стрелы летят, как часты дожди,

А казакам взять не можно их.

И была баталия целый день,

Прибыли казаки тех татар немало число.

И тому татары дивовалися,

Каковы русски люди крепкие,

Что не едино убить не могут их:

Калёных стрел в них,

Как в снопики, налеплено,

Только казаки все невредимы стоят…

Колоритна песня, остры стрелы, неистово кусают, смерть суля, увечьем чужую победу праздную.

К. Рылеев живописал «Смерть Ермака», выбирая образы… под стать фигуре мужества и силы:

Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

О, непременно буря должна быть, да и молнии подойдут, зигзагами чертя реальность.

Страшила Ермака смерть?

Тогда и вообще-то к ней по-другому относились, будто препоны между мирами слабее были, полупроницаемы, прозрачны.

Ревела буря… вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Словно и мёртвый Ермак – от сказа, от былины, откуда и песня Рылеева золотится смыслами и лёгкой словесной оснасткой.

Ермак остаётся и так – в поэзии, в слове, как в чудесном янтаре запечатанный, вечный пример мужества и силы, бесстрашия и уверенности, что смерть – не самое худшее, что может быть.

Александр Балтин

От редакции

Образ Ермака в русской поэзии обладает рядом особых черт, которые сформировались на протяжении нескольких веков художественного осмысления этой исторической фигуры.

Героизация и мифологизация образа

Одной из ключевых особенностей изображения Ермака в поэзии является его героизация и мифологизация. Поэты наделяют атамана чертами былинного богатыря и культурного героя. В народных песнях и думах Ермак предстает как «отважный, умный, решительный» герой, совершающий подвиги во имя родины. Его образ приобретает эпический масштаб, сближаясь с архетипом царя-вождя.

Патриотический пафос

Важной чертой поэтического образа Ермака становится ярко выраженный патриотический пафос. Поэты подчеркивают, что все деяния атамана совершаются во славу России. В стихах Ермак предстает как верный слуга царя и Отечества, готовый искупить прежние грехи подвигом во имя родины.

Трагический конфликт

Многие поэты акцентируют внимание на внутреннем конфликте Ермака, его стремлении к искуплению прошлых преступлений. Этот мотив ярко проявляется, например, в трагедии А.С. Хомякова «Ермак». Гибель атамана часто изображается как высшая точка этого трагического противостояния.

Связь с природными стихиями

Особой чертой поэтического образа Ермака становится его тесная связь с природными стихиями Сибири. Поэты часто используют образы бушующей реки, грозы, бури для усиления драматизма повествования о подвигах и гибели атамана. Природа выступает и как союзник, и как противник героя.

Фольклорные мотивы

Поэтический образ Ермака вобрал в себя многие фольклорные мотивы. В стихах нередко используются элементы народных песен и легенд о покорителе Сибири. Это придает образу особую поэтичность и связь с народной традицией.

Эволюция образа

Важно отметить, что образ Ермака в русской поэзии претерпел определенную эволюцию. Если в XVIII — начале XIX века преобладала героико-патриотическая трактовка, то позднее усилились психологизм и внимание к внутреннему миру героя.

Поэтический образ Ермака многогранен и сочетает в себе черты эпического героя, патриота-подвижника и человека, раздираемого внутренними противоречиями. Эта сложность и неоднозначность делает образ покорителя Сибири притягательным для поэтов на протяжении многих поколений.

ГлавРед

Дмитрий Плынов


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика