Вторник, 14.01.2025
Журнал Клаузура

«Обветшалые камни» Виталия Шатовкина. Рецензия

«Обветшалые камни»

Виталий Шатовкин

Обветшалые камни
и детский неопытный смех,
всюду хлебные крошки,
чтобы мы не забыли дорогу домой –

годовалые птицы не трогают их.

Видишь – там, внизу
в белом платьице девочка робко идёт,
смотри под ноги,
будто увидела звёздное небо:

первый раз, отпуская птенца из гнезда,
скажет ласточка младшему сыну.   

Виталий Шатовкин – поэт и автор своих поэтических сборников. В настоящее время живёт в Новосибирске, работает библиотекарем. Вся информация о нем расположена на странице вконтакте.

Пост-авангардистское и метареалистичное (метагалактическое) творчество Виталия Шатовкина, побудило меня сделать разбор одного из его стихотворений, опубликованных на литературном сайте проzа.ру.

Название стихотворения «Обветшалые камни» сразу привлекает внимание, пробуждая далекие воспоминания и погружая читателя в прошлое. «Обветшалые камни» символизируют утрату природных свойств предмета или явления, а также увядание их жизненного цикла. Они выступают знаком прошедших событий и ушедшей эпохи.

Камни, утратившие свои изначальные свойства, олицетворяют древнейший опыт и глубину прожитых лет. В то же время явления, описанные в тексте, говорят нам не только о разрушении, подавленности и тоске, но сулят изменения в лучшую сторону. Разрушение старого и зарождение нового. Определенно здесь есть над чем поразмыслить.

Просматривается визуальное несовпадение строк по классике и едва уловимая ритмическая сложность. Чередуются разностопные строки в первом четверостишии и во втором, что на первый взгляд кажется хаотическим. Отдельная стоящая строка с ритмическим рисунком. Гармонично и незамысловато подобрано в равносложном стихосложении. В поэзии Шатовкина наблюдается смысловые структуры и сдвиг речевых композиций. Существуют некие «зазоры» в смысловом понимании. Текст «по смыслу» находится «внутри себя». Четкая размерность во втором четверостишии отсутствует, однако в метариалистической поэзии Шатовкина сохраняются «классические элементы» и «свободная форма», что позволяет автору экспериментировать с современными приемами.

Возвращаясь к анализу стихотворения, можем наблюдать, что сквозь верлибрстическую основу проходит – синхронное звучание – каждых строк; напевность и одновременно завороженность каждого слова возвращает нас читателей к «исходнику», к тому, с чего начинаются «обветшалые камни». Безусловно, сам процесс увлекателен, словно просмотр фантастического фильма, в котором используются специальные очки с различным спектром зрения. Поэзия Виталия Шатовкина привлекает внимание своей музыкальностью и ритмической гармонией. Даже в случайно выбранных стихах читатель может заметить своеобразные ритмы и напевность, что создаёт особую атмосферу. Конечно, если читатель – не ставит себе цель погрузиться в еще более – тонкие материи или смысловые структуры стихосложения.

С позиции читателя я сразу обратила внимание на интересную концепцию стиха, размерности и символического названия, в котором содержится правда воспоминаний, а также некая романтизация прошлых фрагментов жизни (осколков цивилизации).

Например:

«и детский неопытный смех,

всюду хлебные крошки»,

Здесь говорится о повествовании детства, воспоминаниях уплывших фрагментов, но не забытых спустя прожитое время.

Автор пользуется широким диапазоном логических и художественных связей. Никоим образом, не запутывая клубок блуждающих мыслей и рефлексов. Автор дает возможность понаблюдать за разнообразием природных явлений, описывая окружающий мир. Аккуратно нанизывая бусины метафор и аллюзий на тонкую проволоку поэтического текста.

Например:

«Чтобы мы не забыли дорогу домой»

«годовалые птицы не трогают их».

Первая строфа указывает на то, чтобы мы не забыли дорогу домой, то есть попали в «родное измерение», сменив место «дислокации»; а также это еще раз напоминает о значении надежного тыла – дома. И дорога домой не должна стираться из памяти как у автора, так у читателя.

Во второй строфе упоминаются птицы, которые не будут трогать «хлебные крошки», то есть клевать их. В данном фрагменте текста усматривается аллегорический подход «персонажа, находящегося в другом измерении». Нестандартные образы и действия предметов происходят во сне, либо же представляют собой синтаксические связи, не имеющие четких рифм в тоническом стихосложении, но каждая строфа сохраняет ритм, логична и повествовательна.

Текстуальность – динамична и линейна. Интенция не изменяется по языковым признакам в стихотворении. Поэзия Шатовкина – это не просто набор метафорических описаний и фрагментов, а четко оформленные визуальные образы, которые автор выделяет значением, не бравируя ими. Складывается мнение, что у автора единое стихотворение, без разногласий в когнитивно-языковой цепочке. Однако, как говорят литературные критики-филологи, в метареализме конца прошлого века, в период острого авангардизма, существовала некая разрозненность. Царил крах идеалов, без надежды на восстановление цивилизации, а лишь на собирание крупиц её осколков.

Метареализм, упомянутый выше, напрямую соотносится с авторским стилем данного стихотворения. Автор работает в данном жанре. Об этом сказано в его поэтической книге «Честные папоротники».

Культуролог М. Эпштейн называл поэзию метареалистов – «метаболой», что являлось крайне новым прочтением метаморфоз в контексте поэтических произведений. Новый тип метафоры строго выполняет функции «метареализма». А метаболу можно понять, как смещение в иное пространство; некий бросок в реальное (стихотворение Шатовкина прямо так интерпретируется).

Чувствуется влияние Алексея Парщикова – одного из главных представителей метареализма прошлого столетия, а также лианозовской школы (бытовой лирики), художников-авангардистов, ОБЭРИУ. Этот список далеко не исчерпывающий. Скажем, лишь, что изобразительность, курьезность и стилистические сломы в языке имеют четко выраженную семантику, но не претендуют на высокую значимость в самом тексте.

Множество стихов Виталия Шатовкина по системе стихосложения силлабо-тонические и это прослеживается в каждой строчке стихотворения.  Можно сказать, что творческий мир Виталия богат и разнообразен. Стихотворный текст – мозаичный. Рельефный по ритму. Есть определенный слом по форме стихотворения, но автор выражает свое отношение к этому посредством: образов, метафор, смыслов, подчеркивая, что «метареализм», это его сильная сторона; данный факт позволяет интерпретировать ситуацию не «в», а «над». В этом есть принципиальное различие метареализма от концептуализма. Например, для массового восприятия, людям в советские годы была ближе «концептуальная литература» и доходчиво объяснялась, нежели подача метареализма как метаметафоры; и тут стоит сказать, что «метареализм» не всеми тогда воспринимался, а сейчас воспринимается в равной степени: осмысленно, доступно, понятно. Вся прелесть этого направления состоит в своеобразном образе мышления. Концептуализм лишь тень метареализма. Слог вовлекается в материю и создается яркое ощущение послевкусия от прочитанного. Это равносильно, что в жаркую погоду отведать холодного мороженого и насладиться всем спектром эмоций, посмотрев на все под другим ракурсом. Рифма встречается в самых неожиданных местах. Можно назвать сочетание рифм, слога и темпа неким лабиринтом. Неизвестно в какую точку придет та или иная мысль?! Найдется ли, в конечном счете, выход из лабиринта поэтических троп? Вопрос остается – открытым!

В стихотворении разворачиваются события прошлого, и лирический герой описывает, что происходило, вероятно, в детстве. В самом сердце поэта кроются мысли о «тщетности бытия» и невозможности изменить что было «упущено», но лирический герой в данном стихотворении акцентирует внимание: на атмосферу, окружающий мир и те действия, которые происходили в прошлом. В поэзии Шатовкина, как и у классических писателей-поэтов – прошлого столетия, прослеживается мистическое наполнение, таинственность человеческой души, находящейся за пределами каких-то рациональных объяснений. Стоит полагать, что автор заимствует у пространства художественные идеи, облекая их в форму полноценного, литературного материала.

После второй строфы идет строка:

«смотри под ноги,

будто увидела звёздное небо»:

Это своего рода посыл к действию: смотреть под ноги. Строка – метафорична и в ней кроется смысл невесомый, если хотите, сакральный. Происходит отождествление девочки с ангелом, которая сначала ничего не замечая шла по земле, а спустя короткое время увидела небо. Она возвышается над бытием и начинает созерцать иной порядок существования.

Говоря об образности языка, можно заметить фрагменты повседневности и очертания внешнего мира. Как течение в океане, определяющее климат стран или течение, проходящее вдоль берегов, так и стихотворение определяет климат материков. По форме автор не менее тщательно подошёл к этому вопросу. Данное стихотворение – это не просто поток несвязных между собой слов и нагромождений, а яркая сила мысли, мозаично-смысловые образы; словно автор делится опытом с читателем.

Две последние строфы замыкают круг поэтического повествования, предлагая читателю осознать закономерность ситуации с позиции преданности: отца к сыну, матери к ребенку. Скажем, что следует из стихотворения и какие у меня на этот счет размышления:

Во-первых, автор в своем произведении пытается связать прошлое, настоящее и будущее.

Во-вторых, настоящее – это девочка, которая робко идет.

В-третьих, будущее – это действие ласточки, которая отпускает «птенца из гнезда», что характерно для живых существ в силу их взросления и сегрегации. Это действие показывает – очевидную, распространенную практику.

Таким образом, действия в стихотворении взяты из разных временных эпох; это позволяет остальным междустрочиям вносить свои коррективы, мысленно продолжая мнение – автора; он оставляет за скобками возможность добавить что-то внутреннее, с чем предстоит сравнивать; это один из приемов, который позволяет читателю принимать участие в логической цепочке событий этого стихотворения.

Поэтому читателям стоит обратить внимание на творчество Виталия Шатовкина не столько с позиции стиля и жанра, в котором он пишет, сколько с позиции интереса читателей к русской поэзии современных авторов. Сами авторы, писатели, публицисты открыто не говорят об улучшении и обогащении русского языка, литературы и духовного преображения отдельного человека или целого общества, но именно – они формируют умы подрастающего поколения. Писатели учат людей «чувствовать» и «мыслить» так же, как это делали их предшественники, достигшие многого, однако об этом не говорят широкой аудитории, хотя, возможно, такие дискуссии ведутся в узких кругах. К сожалению, все подлинные знания и традиции «выхолащиваются» квазикапитализмом.

Казалось бы, это совсем из другой области, но тем не менее: культура, образование и литература сохраняются в России, чему есть масса примеров. В Новосибирске существует круг пишущих людей (интеллигенция), которые не идут на поводу у аморфных, чужеродных ценностей, искаженных представлений (разумеется, представлений западной культуры) о самобытности и развитии индивидов того или иного этноса. По собственным наблюдениям могу сказать, что писатели и поэты Новосибирска посредством своего творчества в различных жанрах и стилях постоянно развиваются, доносят информацию, опираясь на свой жизненный опыт и мировоззрение.

В заключении анализа подчеркнем, что творчество Виталия Шатовкина – отдельный пласт поэзии в новосибирской литературе; он апеллирует к известным авторам-метареалистам прошлого века. Виталий использует классические формы стихосложения, комбинируя их с современными приемами, создавая уникальный почерк, сочетающий «новаторство» и «традиции». Метафоры и образы помогают автору раскрывать глубинные вопросы истины, благодаря чему читатель улавливает в стихотворениях – музыкальность строк и ритмическую гармонию.

Анна Кролевец


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика