Вторник, 20.05.2025
Журнал Клаузура

Лица кинофестиваля «Кино-Интеллект»

На прошедшем в Москве кинофестивале «Кино-Интеллект», и на последующем стратегическом семинаре ШАНС в парке «Патриот» было множество коллег-педагогов из российских городов и регионов. Об образовании, воспитании, патриотизме шел наш разговор.

Интервью Первое

Мирошкина Наталья Викторовна,

Донбасский государственный технический университет

— Как Вы оказались здесь, на кинофестивале?

— Мы создали Региональное отделение, преподаватели Высшей школы. Я являюсь членом этого отделения, нас 8 человек. Нас пригласили как обмен опытом, на кинофестиваль, опыт у меня небольшой в области кинематографии, но что-то будем обязательно реализовывать.

— Чем Вы занимаетесь как преподаватель?

— Преподавательской деятельностью и патриотическим воспитанием.

— А в чем оно заключается и зачем оно нужно?

— Патриотическое воспитание очень важно. Мы формируем правильную гражданскую идентичность у молодого человека. Основным компонентом этой гражданской идентичности является патриотизм.

— Вы, как свидетель, человек, который видит то, что происходит, расскажите, пожалуйста, тем, кто не видит. Какие важно знать приоритеты?

— Что Вы имеет в виду?

— О тех людях, которые не находятся на территории Донецкой республики.

— Так как мы сейчас живем во времена Специальной Военной операции, молодые люди должны понимать истинные цели Операции. Они должны разбираться в истории, понимать, когда происходит фальсификация, когда происходят подмены понятий. Подмены исторических фактов. Мы должны бороться за сохранение исторической памяти. Те, кто не находятся на наших территориях, они должны глубже изучить проблему вопроса, изучить события 2013-2014 гг. С ноября 2013, когда не подписали договор о Евроинтеграции. Естественно, начался Майдан, который привел к отсоединению наших республик.  Важно разбираться в этих вопросах. Повспоминать, когда начали запрещать русский язык на государственном уровне, для нас, для жителей Донбасса это очень важно. Мы все – русскоговорящие регионы, юг и восток Украины. И – самое главное – то, как Украина повела себя по отношению к нам, Горловка, Донецк, постоянные обстрелы. Это было очень тяжелое время. Понимать, разбираться в этих процессах необходимо.

— Как Вы думаете, что может сделать СПбГУ для того, чтобы поддерживать Вас, как оказывать Вам помощь, какого рода она может быть? Какая действенная помощь может быть?

— Хочется, чтобы нас понимали. Нам не нужна помощь, нам нужно, чтобы нас понимали. Мы уже часть России. Мы четко понимаем цели государственной политики, мы очень сильно поддерживаем Президента и государственную политику. Когда я была жителем Украины, я смотрела все российские новости, и завидовала жителям России, что у них такой Президент. Я тоже очень хотела такого Президента. Моя мечта осуществилась. У меня аж дух захватывает от этого!

— Вы рассказывали о том, что было много жертв?

— Это не секрет. В Донецке есть Аллея Ангелов. Это трепетное место. Там увековечена память маленьких деток, которые погибли. Одна из первых жертв – девочка, жительница Горловки. Ее в народе называют Горловская Мадонна. Она стояла на остановке, в руках держала ребенка, прилетел снаряд, ей оторвало руки и ноги. Но ребенка она не выпустила, поэтому в народе ее так окрестили. Таких случаев много. Мальчишки в Макеевке играли в футбол, много деток.

— Когда Вы воспитываете учащихся, студентов, кроме этого духа патриотизма, Вы также занимаетесь своей специальностью, как это изменилось, что стало сложно, что стало легче?

— Легче стало то, что появилась уверенность в завтрашнем дне. Очень много трудностей, трудно говорить, что ждем счастливое будущее, а оно пока что не наступает, для многих семей. Очень радостно, что мы участвуем во многих программах. Ребята катаются по всей стране, участвуют во многих грантах. Во всех мероприятиях это очень нравится молодым людям. Выбор возможностей – великолепный. Для каждого найдется какая-то программа. Это многого стоит. Я занимаюсь преподавательской деятельностью. Основами государственности, курс пронизан патриотизмом, без него нельзя. Важно, чтобы у человека был стержень.

— Я рассказывала несколько дней назад о постколониальных исследованиях, но это – западная традиция. Я занимаюсь историей Великобритании и вопросом стыка культур. Есть понятия гибридность, амбивалентность. «Свой – чужой» не всегда работает. Россию я не обсуждала. Вы считаете, что лагеря и оппозиции ярко выражены или эти процессы сложнее? Идентичность меняется, будет сложной?

— Смотря что Вы имеете в виду. Идентичность… Как у меня было. Я родилась в СССР. Последний год, когда я училась, СССР развалился, это был первый кризис идентичности. Когда ребенку 17 лет, он видит, что происходит. У нас был очень дружный класс, наша учительница заставляли нас следить за событиями. Хорошие учителя говорили – вот Украина, мы выживем. Потом 23 года я в это верила, любила Украину, старалась быть хорошим гражданином. Потом стали происходить эти процессы. Евроинтеграция. Европейские ценности, кстати, если рассматривать демократичность – они неплохие, но есть подмена понятий. Не все то ценное в европейских ценностях, что нам внушалось.

— Понятие культурной апроприации. Каннский фестиваль дает призы фильмов, которые направлены на разрушение семейных ценностей, или против государства Иран, ярко выраженное позиционирование.

— У нас это тоже было очень серьезно. Рушилась украинская гражданственность.

— Вы различаете Украину и Запад?

— Конечно. Я была раньше гражданином Украины. Я все равно считаю, что Украина, Белоруссия, Россия – три братских народа.

— А Запад? Образ врага?

— Это не враг, это недружественная страна.

— А 90-е- годы?

— Очень многие хотели заграницу. Я была заграницей, попутешествовала. Как всем предлагали. Мы поехали на машине. Я пожила в одной семье, в другой. Пообщалась с простыми людьми. Поспрашивала, чем они в жизни занимаются. Я поняла, какой у них проезд, как они питаются. И я поняла, что не хочу там жить.

— Почему?

— Не нравится. Даже может быть, что-то чище, лучше. Как в Германии. Фестиваль, хорошо, но столько мусора я не видела нигде. Как в пословице, чисто не там, где часто метут, чисто там, где не сорят. Там часто метут, а у нас меньше сорят. Мы более культурные в душе, так мне кажется. По поводу идентичности. Мне было тяжело прощаться с Украиной. Я не могла поверить. Но когда прилетают конкретные с улицы снаряды, я знаю, где они разрываются. Мне пришлось кардинально меняться. Мне пришлось делать выводы.

— Либо туда, любо сюда? Без гибридности?

—   Кто-то ездил туда-сюда, мучились, приходилось выбирать. Для меня это было однозначно. Я знала, что с 1 сентября выйду и буду работать в своем родном ВУЗе, не могу бросить ребят, мои студенты – простые ребята, шахтеры-металлурги. Они без сложностей, но они искренние, справедливые, правдивые, их предать нельзя. Ополченцы – жители Донбасса, они взяли в руки оружие, сказали, что не пустят неонацистов к нам. Студенты стал ополченцами. Россия позже стала помогать, сначала было очень тяжело. Но я очень горда за этих ребят, которые не встали на колени. Донбасс никогда не встанет на колени.

— Спасибо Вам большое.

— Есть такая фраза – Донбасс порожняк не гонит. Пустые составы. Мы не любим пустые разговоры. Мы любим дело и справедливость. Любим смысл.

— Про идентичность еще несколько вопросов.

—  Если бы мне 15 лет назад сказали, а вот, хотела бы ты быть гражданкой России, я бы засомневалась. Но все кардинально изменилось, внутреннее состояние. Сейчас я не только размышляю, когда в 2022 было голосование, мы были на повышении квалификации… Когда мы узнали, приехали представители, мы голосовали, и рыдали от счастья. У нас брали интервью, было так трогательно. Я сейчас очень горжусь, что я гражданка России. Я все время думаю, что я могу сделать для нее.

— Для Вас это важно?

— Постоянный вопрос – гражданственность. Когда забрали студентов, я пыталась всячески помочь. Наши студенты 9 месяцев были на линии боевых соприкосновений. И мы добились возвращения студентов на скамью, письма писали, на видео снимали речи, обращались. Гражданская идентичность общероссийская – я провожу анкетирование — мне интересно, как люди воспринимают это сейчас. Пришла к выводу — старшее поколение хуже воспринимает ситуацию, наверное, скачают по пенсиям, может быть, материальный вопрос вторгается. Молодое поколение очень хорошо относится к новым возможностям. Хорошо сдашь экзамен – новые возможности.

— В чем сложность?

— Есть раскол в обществе. Кто принимает, кто нет. Иногда даже среди преподавателей слышно, что не все студенты довольны.   С одной стороны, можно понять, что никогда человек не будет рад началу войны. Поэтому сложно. Поэтому выбор гражданственной идентичности такой важный.

— А будущее?

— Все будет хорошо. Как в пословице о банке с солеными огурцами. Все просолятся, все будут вкусные и хорошие, общество все выравнит. Главное верить в будущее.

Интервью Второе

Волков Евгений Леонидович,

Херсонский технический Университет

— Какая Ваша профессиональная деятельность?

— В совсем недалеком прошлом я моряк, капитан, больше 30 лет проработал в море, работал в иностранных компаниях. С 2015 года я преподавал в Херсонской государственной морской академии, был гарантом образовательной программы, так как у меня у одного была ученая степень по профессиональному направлению — судовождение. После присоединения Херсона и области к России, продолжил свою профессиональную деятельность в Морской Академии, потом перешел в Херсонский государственный технический университет, возглавляю кафедру транспортных процессов и систем.

— Насколько важно для студентов патриотическое образование и насколько это интегрировано в образовательный процесс?

— Это основа всего. Знание своей истории. Ненавязанная история. Двигатель, который инициирует любовь к своей Родине, патриотизм, стремление создавать и созидать.

— Как об этом нужно рассказывать? Впрямую?

— Об этом нужно говорить громко и не стесняясь.

— Вы очень интересно рассказывали об истории и Херсоне. Вы не могли бы повторить то, что говорили о территориях.

— Начну с того, что мы все знаем, что Петр Первый построил город С-Петербург, прорубил окно в Европу. Но не всегда говорят о том, что Екатерина Вторая, построив Херсон, прорубила окно в Средиземноморье и всю Юго-Восточную Азию. Именно строительство Херсона, и строительство флота в Херсоне, позволило вывезти флот в Черное море и разбить турецкую эскадру, которая была единственной силой. Любые попытки построить флот, где бы то ни было на российском побережье, приводило к тому, что подходила турецкая эскадра и разбивала строящийся флот. И только строительство в устье Днепра позволило построить судоверфь и позволило вывезти флот в Черное море и победить турецкую эскадру.

— Насколько есть разница во взглядах на события?

— После развала СССР, к нам зашли крупные информационные каналы, площадки, такие как канал Discovery, которые на протяжении десятилетий подавали информацию истории, выгодную Западу. И это дало свои плоды. Надо отвоевывать эти площадки. Война идет в умах. Информационные площадки нужно замещать.  Искаженные фильмы, факты, многие западные каналы так работают. Их нужно замещать на свои каналы. Делать так, чтобы их смотрели, подавать правдивую информацию.

— Вы находитесь на отвоеванных территориях. Как вы относитесь к Западу?

— Я хорошо знаю менталитет западного человека. На Западе все время врут, в зависимости от целей.

— Хорошо проработанная политика?

— Да. Верно.

— Какие взаимоотношения у России и Херсона?

— Наша идентичность началась еще в СССР. Мы правильно понимаем историю, правильно понимаем исторические процессы. Идет интеграция в юридически правильное образовательное поле. Это нормальный процесс, который займет определенный период.

— В силу профессии, я занимаюсь постколониальной теорией, распространненной в Великобритании. Как вы относитесь к амбивалентности, гибридности? Сложна ли национальная идентичность?

— Англия – колониальная страна, у них экономика построена на доходах от колоний. Время, именно время, вытесняет Англию как колонизатора. Они ничего не могут с этим поделать. Им приходится уходить.

— Любое взаимодействие культур ведет к сложностям. Поэтому англичане в отношении постколониальной теории не говорят о жестких оппозициях.  Сходным образом, мы долгое время уважительно относились к Западу. Нужно ли прививать отрицательный образ? Сложно ли это?

— Во главу угла – временной период. Там это занимало столетия. Важно понимать, как потом шло развитие, самостоятельно ли.

— Есть ли у нас задача отделиться от Запада?

— Надо сохранять только деловые отношения, прагматичные деловые отношения. Дружить не стоит.

Интервью Третье

Екатерина Иванова Степанюк,

и.о. ректора Азовского государственного педагогического университета,

г. Бердянск, Запорожская область.

— Расскажите пожалуйста, о Вашей профессиональной деятельности.

— Кандидат педагогических наук, доцент, преподаю дисциплину «Методика проектной деятельности и обучение служением», руковожу работой магистров и аспирантов. По базовому образованию, я учитель начальных классов, практический психолог, есть у меня и последующее образование в области экономики, управления. Наш педагогический ВУЗ, его цель – подготовка педагогических кадров для регионов, в целом. И, конечно, роль культурного, просветительского, научно-образовательного центра города Бердянска и всей Запорожской области. Мы находимся на берегу Азовского моря. Исторически наш университет начал свою историю с 1872 года, когда был создана в Бердянске первая мужская гимназия, с этого времени Бердянск стал образовательным центром Северного Приазовья. Существовала мужская гимназия до 1919 года.

— Какое стратегическое значение территории?

— Мы находимся в 100 километрах от линии боевого соприкосновения. Когда началась Специальная военная операция, 28 февраля уже началась новая история Бердянска, была создана военно-гражданская администрация. Большие энерго-города вошли в состав Запорожской области как субъекты Российской Федерации. Наш Университет – самый молодой ВУЗ России. Университет долгое время носил имя Героя Советского Союза Полины Денисовны Осипенко. Мы делаем все шаги, чтобы восстанавливать и сохранять историческую память, которая долгое время была стерта. Университет имеет стратегическое значение, готовит кадры для ДНР, Мариуполя, для Херсонской области.

— Как Вы воспитываете студентов? Есть ли сложности?

— Сложности существуют. Мы готовы к этим вызовам. Мы предпринимаем все шаги, на момент создания Университета у нас было 1600 студентов, которые поступили в 2022 году. Студенты перешли в образовательное учреждение РФ. У нас в настоящий момент более 4000 студентов. За два года к нам приехало более 20 преподавателей. Сейчас у нас открыты площадки, кванториум, по поручению Президента открыты образовательные центры, мы – культурно-образовательный центр региона. Создание культурной среды для наших студентов актуальны. Патриотический фестиваль «Победный май», Ежедневный Вынос Флага, проведение мероприятий с детьми. Правда, есть информационное давление наших бывших коллег.

— Испытывали ли Вы давление западных ценностей в 90-е годы? Есть ли противопоставление?

— У нас с 2022 года обучение перешло на общеобразовательные стандарты РФ. Мы видели, как с каждым учебным годом методические рекомендации сокращали и воспитательный блок, сокращали фундаментальные дисциплины, меняли образование под европейские ценности. Это все сыграло свою роль. Плюс дистанционные ограничения в пандемию. Пропаганда наших бывших коллег была успешна, мы должны были начать новое обучение. Изменения показывают те возможности, которые есть у молодых людей сейчас. Бесплатное обучение, возможность участвовать в проектах. Это показывает студентам, что жить, учиться, работать в России — перспективно. Новое зависит от того, как студенты наполняют свое информационное пространство. Это в некотором смысле и ответ коллегам на мнение о том, что у нас фейковый ВУЗ, ответ на угрозы и публикации. Мы не обращаем внимание на такие санкции. Наша задача – воспитание студентов. Самое большое счастье – когда студенты с городостью говорят о нашем Университете, гордятся тем, что они граждане Российской Федерации. Пермский государственный университет, Воронежский государственный Университет, Московский педагогический университет нам помогает, поддерживает. Это крепкое плечо коллег очень важно.

— Спасибо Вам огромное за интервью!     

Интервьюер

к.ф.н., доцента СПбГУ

Нина Щербак

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика