Вторник, 24.06.2025
Журнал Клаузура

Предисловие к сборнику «Песни Испании»

Рождение легенды несомненно интересно! Не литературного произведения, а возникновение сути её! Я не о тех исторических легендах, которые живут века и даже тысячелетия, но легендах, условно говоря, исполнительских. О выдающихся спектаклях, концертах, ролях… как, например о Шаляпинском Демоне в опере Антона Рубинштейна, спектаклях Михаила Чехова или импровизациях молодого Рахманинова…

Если внимательно приглядеться – мы окружены легендами – большими, маленькими, общечеловеческими и семейным. Они не только обогащают, украшают нашу жизнь, но и воспитывают невольно, составляют мозаику уходящего и уже давно ушедшего времени, помогают нам понять, на какой почве мы стоим и растём.

Быть свидетелем события, ставшего легендой, удача и счастье! И об одном таком случае, имеющем непосредственное отношение к сборнику, который перед вами, я хочу рассказать.

Сегдня достаточно трудно восстановить точное число, но день был воскресный, в середине семидесятых годов прошлого, двадцатого века. И место совершенно определённо – Большой Зал Московской консерватории. И время точное – два часа дня: начало необычного Концерта Детских хоровых коллективов Моквы и Московской области…

Ильин, Хосе, Подельский, Садовский

В перетрубациях, переездах, пересылках перестроечных лет пропала моя коллекция программок и пригласительных билетов, которую я не собирал специально: она складывалась сама собой от посещения музыкальных вечеров, концертов, заседаний жюри и т.д. В ней были сотни списков, исполняемых произведений, с пометками, что было «добавлено» на бис,  что особенно привлекло внимание и что не показалось интересным… Все они, эти крошечные странички, исчезли. Конечно, невозвратно, а будь под рукой – не пришлось бы делать эту оговорку. Можно восстановить и число, и весь список хоров, и все прозвучавшие призведения, но суть совсем в другом.

Это был рядовой хоровой концерт, какие проходили в Большом зале очень часто – такая традиция существовала: отдавать детям этот Храм Музыки по воскресеньям…

В то воскресенье, о котором идёт рассказ, публика была необычной – в основном хористы- исполнители, их руководители и их болельщики. Пока один коллектив находился на сцене их коллеги, ожидавшие очереди, сидели в рядах слушателей… не предполагалось никакого соревнования,  не существовало никакого жюри, но всё это возникло само собой! Ибо невольно, каждый сравнивал и судил: кто лучше, а каждый – это две с половиной тысячи зрителей, слушателей, забивших до отказа все места в партере, первом и втором амфитеатрах, стоявших за кулисами в ожидании очереди, сидевших на ступеньках (хоть это и строго не дозволено пожарниками!), даже слушавших в комнатах за кулисами по трансляции!

Хосе Фелипе, Сарсуэла, Испания, 80-е

Отличные мастера представляли своих питомцев под разными знамёнами! Уровень исполнения, несмотря на самодеятельные детские хоры, был поистине профессиональный! Ребята, видимо чувствуя необычайный подъём, пели замечательно! Тем, кто сидел в зале, удивлённым и обрадованным таким праздником, концерт казался невероятным подарком, неожиданным смотром, удачей, и… когда на сцену вышел хоровой коллектив Ансамбля имени В.С.Локтева Городского Дворца пионеров и Главный хормейстер этого коллектива Хосе Фелипе поднял руки и вызвал первую ноту, зал как-то особенно замер и уже, не переводя дыхания, слушал буквально увлекаемый стремительным движением «Попутной песни» Михаила Ивановича Глинки. Публика ещё молчала несколько секунд пока замирала где-то в колосниках последняя нота, а потом… потом был обвал, громовые аплодисменты, крики бис и браво, нескончаемые поклоны дирижёра и… по условиям концерта каждый коллектив мог исполнить только два произведения и ни под каким предлогом ни единого звука на бис! Слишком много времени длился бы концерт при таком количестве участников…

Биса не было. Был неумолкающий вулкан восторга, благодарности, изумления… можно привести ещё десятки эпитетов, но невозможно описать музыку, исполнение – все эти слова – только эмоции по поводу события. И вся эта шумная пауза длилась значительно больше, чем если бы номер повторили!..

И в зале, и, главное, за кулисами всем стало ясно, что сегодня это исполнение выше всего прозвучавшего и что сегодня этот коллектив номер один! Большинство были удивлены и обрадованы, другие огорчены и, может  быть, несколько угнетены завистливым чувством, но все были единодушны в оценке. Невольно возникшее соревнование, никем не назначаемое жюри вознесли этот коллектив на вершину!

Хосе Филип, Михаил Садовский

Мне кажется, это было вчера… многие вспоминают об этом концерте на протяжении стольких лет!.. И Хосе Фелипе, с которым мы сидим в его доме в деревушке Моралсарсал в полусотне километров от Мадрида, тоже говорит мне:

«Ты представляешь – люди ещё помнят тот концерт! До сих пор звонят мне, а иногда совсем молодые, которых тогда и на свете не было, тоже знают о нём со слов своих друзей и педагогов! Ужас какой-то!»

Это его любимое выражение: «Ужас какой-то!»

А мне радостно, что мы снова вместе и восстанавливаем партитуру сборника, который у вас в руках.

Он был утерян, выброшен уже подготовленным к печати, из плана издательства в годину лихих перемен и великой лжи какими-то Иванами родства не помнящими, и казался мне утерянным навсегда.

Автор обработок уехал на Родину в Испанию, куда годом раньше, после смерти диктатора Франко вернулись его родители из вынужденной эмиграции, где они спасались от вынесенного им сметного приговора.

Король Хуан и Королева София благодарят Хосе Фелипа после концерта

Комичные ситуации возникают случайно и порой выглядят нелепо.

ЦМШ при Московской консерватории, а затем и сама Консерватория, педагоги по специальности Александр Борисович Хазанов, Главный хормейстер Большого театра, Владислав Геннадиевич Соколов, знаменитый хоровой мастер, зав кафедрой хорового дирижирования Московской Консерватории, профессор, Народный артист СССР – такое блестящее образование получил Хосе Фелипе…

Хосе всегда знал, что рано или поздно обязательно вернётся на родину, в Испанию – так его воспитывали родители… но в Испании  не признавали дипломы СССР о высшем образовании!..

Талант, конечно, заметен всюду, поскольку это подарок Бога живущим на земле! Хорошо если окружающие, заметив талант, помогают ему расрыться и служить для общего блага, а не угнетают его и не превращают в лагерную пыль лишь за то, что он выше всесильных и безнаказных властителей…

Хосе Фелипе де Арнаис, энтузиаст и фанатик хорового дела, стал своеобразным катализатором в Испанской столице! Через несколько лет после его приезда в Мадриде вместо одного хора возникло уже более полусотни! Он был приглашён в Национальный хор Испании и стал его руководителем, был профессором и заведовал кафедрой в Мадридской консерватории, объездил с коллективом Сарсуэллы, как художественный руководитель хора и его Главный дирижёр, весь мир! Руководил многочисленными хорами и необыкновенным Хором мальчиков августинского монастыря Эскориал, в котором вот уже полтысячи лет (!) воспитываются наследники королевского трона!

К сожалению, нет слов для того, чтобы передать пение этих сорока ангелов под каменными древними сводами. Могу только сказать, что это одно из незабываемых музыкальных событий  моей жизни!

Хор Политехнического института, который основал маэстро, завоевал многочисленные награды и призы, объездил все континенты, а летопись его существования за четверть века составила более 13 томов! Сам же маэстро Хосе был награждён Золотой медалью этого учёбного заведения, которая вручается профессорам за выдающиеся успехи в обучении студентов и научные достижения!..

Работа над сборником

Есть чудеса на свете! Есть! Мы сидим с Хосе в Моралсарсале за столом и разбираем чудом сохранившиеся в его архиве черновики обработок пропавшего сборника! Какое счастье снова быть рядом и работать вместе, отвлекаясь на воспоминания о том, как звучал в хоре тот или иной номер. Ведь часть из представленных в сборнике обработок была вперые исполнена их автором с ребятами хора Дворца пионеров более тридцати лет назад!

Неугомонный маэстро сегодня руководит четырьмя хорами, преподаёт, консультирует, участвует в жюри хоровых соревнований в разных странах мира, в том числе и в России, обожает свою Испанию и часами сидит за рулём, колеся по её дорогам!

Мы вместе в дороге останавливаемся в больших городах и малых деревушках, заходим в концертные залы и иглесии, и всюду он вдруг, хлопнув меня по плечу, говорит:

«Слушай! А ведь я пел здесь!.. тут с Хором Политеха, а там с детским хором Мадрида, с мальчиками..»

И совершенно искренне удивляется: «Ужас какой-то!» И мне кажется, что не осталось в этой древней красивой стране такого места, где бы не дирижировал знаменитый маэстро Хосе Фелипе…

В его доме на стене несколько фотографий, где Король с благодарностью после концерта на фоне зала или на приёме во дворце пожимает руку Маэстро Хосе!

Я горжусь своим другом!

Он говорит мне вдруг, остановившись посреди деревенской улицы:

«Знаешь, я так горжусь своей Испанией!»

И смотрит вокруг так, будто сейчас поднимет руки, покажет ауфтакт, и зазвучат окружающие нас, возвышающиеся в несколько рядов, как будто они стоят на хоровых подмостках, горы!

Я был бы рад если бы собранные в сборнике песни помогли Вам представить эту картину… ведь кроме всего прочего, особое достоинство этих обработок в том, что они сделаны человеком «не со стороны», а именно носителем культуры народа, выросшего на этих песнях и особым, можно сказать, особым генетическим чувством понимающим их очарование, нежность, юмор и глубину…

Мы закончили нелёгкий возврат в прошлое, чтобы вернуть настоящему и будущему эту работу, и Хосе написал мне на титуле рукописи:

Спасибо тебе, мой дорогой друг!

Я уверен: ты сделал щедрый подарок людям!

Послесловие

ДА, рукописи не горят. И эта рукопись не пропала сама собой, не сгорела, и мы не потеряли её.

Правда такова. Где-то в конце 70-х заведующая редакцией для детей и юношества издательства Музыка Ольга Осиповна Очаковская ушла на пенсию, и вместо неё назначили откуда-то сверху нового зав. Редакцией. Называть его фамилию по моему обыкновению не буду, ибо никогда не публикую имена недругов. Это был человек комсомольского разлива, такой как рисуют на плакатах улыбающегося неизвестно чему, розовощекого бодрячка. Он первым делом стал пересматривать план редакции и перым делом выкинул из него неугодные неизвестно по каким причинам лица. Он выкинул и наш сборник уже готовый к печати – была подписана вторая корректура! Выкинул физически буквально – рукопись нам не вернули! Её после длительных поисков и вмешательство в директора Издательства Леонида Сергеевича Сидельникова найти не удалось! Аппелировать к кому, куда? Я знал уже, что такое обращаться в Комитет по печати из своего опыта. Хосе махнул рукой, он был в Испании, я один не решился бороться. Рукопись бесследно исчезла. Пришли годы перестройки. Издать такой сборник заново в Музыке было можно только за свои деньги. Прошло много лет. В один из своих очередных приездов в Испанию к маэстро Хосе Фелипе (Xoce Felipe) я в его кабинете набрёл на отделение с нотами. Где было много нотных рукописей и просил Хосе разобрать и сложить аккуратно всю кипу нот, мой друг отказался. Тогда я сам начал эту работу , и к своему великому удивлению набрёл на этот сборник в оригинале ещё карандашом!

Далее началась кропотливая работа по восстановлению нот и текстов. На фотографии мы сидим рядом с Хосе за столом в его доме и ежедневно занимаемся этим долгое время. Когда рукопись была готова, я предложил издательству MPI в Челябинске включить сборник в список изданий в моей Серии, которая выходила там «Музыкальная коллекция на стихи поэта Михаила Садовского»

Вот и обложка этого сборника. Он доступен всем желающим любителям и профессионалам.

Михаил Садовский

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика