Новое
- Александр Радищев: Прозаик, мыслитель и бунтарь эпохи Просвещения — подвиг, трагедия и актуальность
- Пересматривая «Ключ без права передачи» Д. Асановой
- Александр Ралот. «Потомок Чингизхана или «Государь, произведите меня в немцы!»». Исторический рассказ
- Кратчайшее расстояние
- Рецензия на фильм «Код дружбы»: детский проект Артека о дружбе в цифровую эпоху
- Неаполитанское кино
Пересматривая «Ключ без права передачи» Д. Асановой
11.08.2025
1976 год.
Мир без тотальной власти денег, без заказных убийств, без назойливой рекламы, уродующей мозги.
Без сериалов.
Мир, где литература воспринимается, как самосознание народа, и дети, хотя и почти выросшие, спорящие о ней, дышат чистотой и подлинностью.
Мир – «Ключа без права передачи».
Поэзия Д. Асановой держится на таких тонких субстанциях, как человеческая сложность и чистота: именно, что – даже конфликты, несколько наивные с точки зрения современной дрянной изощрённости, воспринимаются чистыми.
Тайна Марины-Прокловой, подростки льнут к ней, проста и сложно: она, и сама молода, столь открыта им, школьникам: правда – открыта душою…
Современное общество, кажется, заменило сие понятие эгоизмом и прагматикой.
Зачем душа-то?
Что разбирать в Макбете, Герцене или «Анне Карениной»?
Это не поможет укорениться в жизни.
Хотят ли укорениться в ней – те ребята?
Хотят, но совершенно по-другому, нежели теперь.
Ведь это мир, где бизнес, денег псевдоним, отсутствует, где работа подразумевает глубину постижения предмета и самореализацию с предельной отдачей чистоты и честности.
Мир был идеальным?
Где там! столько, у живших тогда, вспомнится негатива…
Но он не был миром Трёх Толстяков, уродующим душу, если не отменяющим её вообще.
И души детей-десятиклассников – необыкновенны: они проступает и сквозь глаза, отражаясь в них, и через поступки, и через влюблённости: такие нежные и трогательные.
Как далеко всё было.
Как… рядом.
У того мира стоит поучиться, кстати.
Как у Марины, получившей словно магическим путём ключ от душ детей: но – без права передачи.
Десятиклассники вокруг неё.
Они на уроках решают проблемы бытия, которые не решить, но без попытки решения, и в жизнь выходить не стоит.
Они собираются у неё дома: счастливые: она их центр – интеллектуальный, нравственный.
Они любят её.
В её образ вшифрован секрет успеха высокой педагогики…
Они выросли хорошими людьми – эти дети.
Но вот после 91 первого – что с ними стало?
Однако, поэзия Асановой – поэзия чистоты.
Александр Балтин
Tags: александр балтин, Динара Асанова, Ключ без права передачи, литература, Марина Проклова., поколение 1970-х, поэзия воспитания, советская школа, советское кино, ценности образования, чистота души, школьная педагогика, школьный этическо-интеллектуальный центр
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ