Понедельник, 11.08.2025
Журнал Клаузура

Пересматривая «Ключ без права передачи» Д. Асановой

1976 год.

Мир без тотальной власти денег, без заказных убийств, без назойливой рекламы, уродующей мозги.

Без сериалов.

Мир, где литература воспринимается, как самосознание народа, и дети, хотя и почти выросшие, спорящие о ней, дышат чистотой и подлинностью.

Мир – «Ключа без права передачи».

Поэзия Д. Асановой держится на таких тонких субстанциях, как человеческая сложность и чистота: именно, что – даже конфликты, несколько наивные с точки зрения современной дрянной изощрённости, воспринимаются чистыми.

Тайна Марины-Прокловой, подростки льнут к ней, проста и сложно: она, и сама молода, столь открыта им, школьникам: правда – открыта душою…

Современное общество, кажется, заменило сие понятие эгоизмом и прагматикой.

Зачем душа-то?

Что разбирать в Макбете, Герцене или «Анне Карениной»?

Это не поможет укорениться в жизни.

Хотят ли укорениться в ней – те ребята?

Хотят, но совершенно по-другому, нежели теперь.

Ведь это мир, где бизнес, денег псевдоним, отсутствует, где работа подразумевает глубину постижения предмета и самореализацию с предельной отдачей чистоты и честности.

Мир был идеальным?

Где там! столько, у живших тогда, вспомнится негатива…

 Но он не был миром Трёх Толстяков, уродующим душу, если не отменяющим её вообще.

И души детей-десятиклассников – необыкновенны: они проступает и сквозь глаза, отражаясь в них, и через поступки, и через влюблённости: такие нежные и трогательные.

Как далеко всё было.

Как… рядом.

У того мира стоит поучиться, кстати.

Как у Марины, получившей словно магическим путём ключ от душ детей: но – без права передачи.

Десятиклассники вокруг неё.

Они на уроках решают проблемы бытия, которые не решить, но без попытки решения, и в жизнь выходить не стоит.

Они собираются у неё дома: счастливые: она их центр – интеллектуальный, нравственный.

Они любят её.

В её образ вшифрован секрет успеха высокой педагогики…

Они выросли хорошими людьми – эти дети.

Но вот после 91 первого – что с ними стало?

Однако, поэзия Асановой – поэзия чистоты.

Александр Балтин


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Электронное периодическое издание "Клаузура".

Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011

Связь

Главный редактор -
Плынов Дмитрий Геннадиевич

e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика