5 октября в American Spectator (США) была опубликована статья под заголовком «Идеология западного самоубийства», в которой утверждалось, что хаос в политической системе США ведёт к краху западной цивилизации. Запад будет спасён, по мнению автора, когда его лидеры вновь обретут долиберальное убеждение в том, что «западная цивилизация отличается от других цивилизаций и превосходит их по качеству».
При констатации самого факта реальной угрозы скатывания западной цивилизации в пучину бед автор статьи в качестве спасительных мер высказывает ряд весьма спорных соображений, могущих ещё более усугубить тенденцию «краха». Уже сосредоточение внимания на сугубо политических моментах, причём исключительно в США, спекулятивно сужает и умаляет масштабы кризиса западной цивилизации. Утверждение, что всему виной «либеральное убеждение» ближе к истине, но тоже из разряда политических уловок. Заявление же о «превосходстве» западной цивилизации является, по сути, вызовом всем другим цивилизациям мира.
Разговоры в западных СМИ о судьбе цивилизации с каждым новым витком мирового кризиса идут всё чаще и острее и возвращают нас к дискуссиям 1990-х годов и даже дальше – к началу XX века. В начале века толчком к обсуждению цивилизационных проблем послужила книга немецкого культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1923), а в его конце – их детонатором стали книги американских политологов Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек» (1992) и Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций и конец мирового порядка» (1993).
Освальд Шпенглер (1880-1936) на основе анализа культур разных эпох и различных народов пришёл к выводу о неизбежности конечной гибели европейской культуры под натиском рационалистической и циничной по своей сути цивилизации. Причём он констатировал это как факт и как закон, не подлежащие сомнению. Этот своего рода фатализм был по-своему истолкован Адольфом Гитлером, который решил продемонстрировать роковую мощь немецкой цивилизации, полностью отвергающей «губительные слабости» немецкой и мировой культуры.
Фрэнсис Фукуяма (1952 г.р.), в упоении от распада СССР и открывающихся, в связи с этим, «грандиозных» перспектив для США, поспешил провозгласить «конец» мировой истории. Делая упор на победоносном шествии по всему миру либеральной демократии западного образца, он счёл эту модель «конечной точкой» социокультурной эволюции человечества. Из этого следовало, что именно американская цивилизация, основанная на этой довольно зыбкой почве, является высшим и окончательным достижением человечества.
С таким утилитарно-идеалистическим подходом к истории и цивилизации не согласился Сэмюэл Хантингтон (1927-2008). На основе анализа этнокультурных различий стран и целых мировых регионов, сформировавшихся к концу XX века, он считал неизбежным «столкновение» цивилизаций. С учётом национальных традиций и исторически выработанных культур он особо выделил два «мира» — мир Запада и исламский мир. Именно «исламскую цивилизацию» он считал главным мировым злом, на борьбе с которым должна сосредоточить внимание «американская цивилизация».
Следует отметить, что Шпенглера, Фукуяму и Хантингтона мало волновал мир за пределами территории Запада. Первый горевал о крахе сугубо европейской культуры, второго культура заботила в последнюю очередь, а третий рассматривал культурный фактор в качестве источника перманентной конфликтности. Причём Фукуяма и Хантингтон под Западом понимали исключительно США и даже Европу рассматривали как своего рода подсобный (и даже расходный!) материал в формировании единственной и неповторимой «американской цивилизации».
При таком подходе понятие мира в Европе и США деформировалось и сузилось до предела. Западный мир стал представляться миром подлинным, реальным и в высшей степени самоценным, а «остальной мир» — как абстракция, иллюзия и докучливая обуза. В силу этого тот, другой мир, если и не подлежал «упразднению» (а этого, конечно, в идеале США хотелось бы), то, по идее, «нуждался» в переформатировании и жёсткой упорядоченности. Разумеется, под эгидой США, которые запустили (в интересах «порядка»!) вирус модели перманентного управляемого хаоса.
Но этот покерный шулерский приём не сработал. Инициированная Штатами волна «цветных революций», накрывшая поначалу несколько не самых крупных стран, начала откатываться и, более того, на своём исходе ударила по самим США, вызвав беспрецедентные беспорядки, вплоть до покушений на неугодных политиков и захвата Капитолия. Фукуямовский либеральный «демократизм» (вернее – тоталитаризм) начал трещать по всем швам, угрожая уже не «американской цивилизации» как таковой, а самому существованию Америки.
И именно в этот критический для США момент на политическую сцену буквально ворвался удачливый предприниматель, нахрапистый шоумен и человек с неумеренными амбициями Дональд Трамп. Подобно тому, как в Штатах прагматически утилизируют наиболее важные идеи и яркие образы мировой классики (взять ту же «Золушку» Шарля Перро), американский президент воплотил в себе имиджи Александра Македонского, Юлия Цезаря, Людовика XIV («государство – это я») и Наполеона. Его пресловутая «непредсказуемость» является при этом своего рода маскарадом, в котором он забавляется сменой личин – одной за другой.
Однако за этой эпатажной имиджевой игрой скрывается, на мой взгляд, весьма ранимая, ни в чём не уверенная и даже временами робкая личность. Таким он приоткрыл себя в Анкоридже, но затем под давлением обстоятельств, окружения и собственных комплексов он вновь спрятался в панцирь жёсткости и даже усилил свою «крутизну». Именно этот скачкообразный, мечущийся «трампизм» отобразил суть и смысл кризиса «американской цивилизации», ещё могущественной в военном и экономическом отношении, но теряющей уверенность в своём будущем.
Совсем иная ситуация в этом плане произошла с Россией. Советский Союз с его коммунистической идеологией и реальным демократизмом (если учесть гигантский рывок в образе жизни и самосознании советского народа) утвердил новое видение мировой цивилизации. Но мир к ней не был готов, да и в самой стране стали нарастать силы торможения и противодействия. Надорвавшись в войнах с германским нацизмом и японским милитаризмом, СССР частично экономически выдохся, но, по сути, стал внутренне перерождаться, особенно в недрах «номенклатурной» элиты. Что и привело в конечном счёте к его развалу.
Чудом уцелевшая Россия, оболганная, обобранная и по настрою горемычная, оказалась брошенной и никому не нужной. Унаследованная от СССР власть в ней оказалась на удивление беспринципной и безудержно продажной. О державном достоинстве и национальном интересе эта «власть» в «святые девяностые» даже заикнуться боялась. Экономика рухнула. Вооружённые силы пали. Культура обвалилась. Цивилизация кончилась. Создалось впечатление, что с Россией как самостоятельным государством было покончено, если не навеки, то на очень долгие времена.
Ныне невозможно воссоздать во всём объёме общую атмосферу в Московской Руси ордынского периода. Но, по-видимому, она мало чем отличалась от того разора и упадка духа, что воцарились в России в итоге победоносного шествия по стране тяжёлого, давящего, безжалостного сапога западной «цивилизации». Мы этот десятилетний ночной кошмар пытаемся забыть и вытравить из нашего сознания. Однако нам от него никуда не деться, ибо он реально существовал, и наши ум и души ещё не скоро освободятся от его ужасного бремени.
Глядя сегодня на Украину, в которой безумие элит и слабоволие народа в течение последних десяти лет не только не иссякли, но достигли своего апогея, приходится удивляться, как это нам, россиянам, всё же удалось вырваться из гибельного западного капкана и встать на путь борьбы за свою свободу и независимость. Нашим воинам на полях сражений в ходе СВО приходится нелегко. Успехи даются ценой пота, крови и беспримерного мужества. К сожалению, много потерь, лишений, случаются неудачи и личностные трагедии.
Но всё это нисколько не умаляет величие подвига русско-российского народа и масштабность происходящих на Украине событий. Наоборот, рутинные проблемы и сопутствующие неурядицы только подчёркивают величественность и судьбоносную значимость этого «поля Куликова» в истории нашей страны и всего мира. У СВО много граней и смыслов, о которых уже много говорено на политическом и журналистском уровне. Но, в соответствии с темой статьи, хотелось особо акцентировать внимание на её цивилизационных аспектах.
Западная цивилизация в последнюю четверть века претерпела существенные и, можно даже сказать, сущностные метаморфозы. Культурная составляющая в ней не просто отступила на задний план, а, по сути, превратилась в антиквариат. Снобистские элиты Запада ещё продолжают ловить кайф от симфонических концертов, балетных постановок и театральных премьер. Но жаждут исключительно изысков и разного рода инноваций, наслаждаясь не столько произведениями и исполнителями, сколько самой атмосферой пресыщенности и элитарности, царящей в залах.
Одновременно с этим в политических, экономических и общественных кругах Запада такие понятия, как честь, благородство, верность данному слову, некогда служившие признаками хорошего тона и гарантами делового успеха, уступили место цинизму, алчности и вероломству. На наших глазах происходило трагикомическое явление катастрофического убывания цивилизованности в горделивых приверженцах западной цивилизации. В самом своём существе Запад начал стремительно скатываться к варварству с налётом снобистского высокомерия.
В этих условиях решимость руководства России обезопасить страну от нарастающей угрозы вторжения на её южных рубежах путём проведения одномоментной спецоперации была использована Западом как предлог для «наказания» и разгромного «ослабления» российской державы. СВО, которая в течение месяца успешно решила задачу принуждения зарвавшейся военщины собственно Украины к миру, в силу вмешательства сначала Великобритании, а затем США и НАТО стала стремительно превращаться в полномасштабную войну. Тем самым эта формально не объявленная, но фактически ведущаяся битва России со всем западным миром стала приобретать всё более явственный цивилизационный окрас.
И здесь вдруг стали происходить мировые метаморфозы, которые иначе как чудом и назвать-то сложно. Сначала эти чудеса происходили преимущественно в самой России. Обречённая на погибель ещё вчера лежавшая на смертном одре презренная «Раша», почуяв реальную опасность, не только не уступила полчищам врагов на поле боя, но начала наливаться силой и крепнуть духом, стремительно развивая свою экономику, мобилизуя народ и наращивая вооружённые силы. За три года СВО Россия превратилась из полуколонии США в державу с четвёртой экономикой в мире.
Но не меньшее удивление вызывает и стремительный рост влияния страны в мире. В условиях тотальной блокады Западом любых связей России с внешним миром, включая культурные и даже родственные, её контакты с другими странами не только не оборвались, но стали расширяться и крепнуть. Сначала осторожно, но потом всё смелее плечо дружбы России начали подставлять такие великие державы, как Китай и Индия. Ныне же договоры о стратегическом партнёрстве с нашей страной заключили КНДР, Иран, Венесуэла и Республика Куба.
Такие организации как ШОС и БРИКС, на начальном этапе представлявшие собой весьма рыхлые и преимущественно декларативные объединения, стремительно расширяясь по ходу СВО, стали набирать всё большие политический авторитет и реальное влияние в мире. Сегодня они выходят уже на уровень реальной конкуренции с Западом в экономическом и социальном отношении. В случае же формирования в рамках БРИКС финансовых и военных органов и превращения ШОС в параллель с ООН этот внезападный «другой мир» вполне способен стать локомотивом образования и утверждения новой мировой цивилизации.
Отметив на Валдайском форуме (2.10.2025) наличие гибельного «цивилизационного разлома» в современном мире, Владимир Путин подчеркнул, что формирующийся новый мир «сложен как квантовая механика». Отметив нетерпимость старого, западного мира к «любой суверенной и независимой мысли», он выразил убеждение в том, что новый, внезападный мир (по сути, новая мировая цивилизация) должен строиться на основе гармонии и баланса, с учётом национальных и культурных традиций и с соблюдением обязательных для всех норм.
Всё так. Но есть нюансы. Подобно тому, как существуют в мире Бог и Дьявол, добро и зло, любовь и ненависть, антиподные друг другу, извечно борющиеся друг с другом, но не могущие уничтожить друг друга, сосуществуют в человеческом обществе цивилизация и варварство. Зародившиеся ещё в древнем мире зёрна цивилизации по логике вещей сегодня должны были бы превратить человечество в цветущий сад, в котором растут райские яблоки и гуляют, любовно взявшись за руки, свободные от греха, чистые сердцем люди.
Но этого не происходит, и в нашем мире вполне уживаются цивилизация и варварство, добро и зло, Бог и Дьявол. При этом цивилизованные люди, страны и целые континенты под видом окультуривания «дикарей» нещадно эксплуатируют их, закрепляя нищету и не подпуская «варваров» ни на шаг к вожделенной цивилизации. Более того, нынешнее столкновение «варварской» России с «цивилизованным» Западом выявило удивительный парадокс. Наша страна, взывающая к цивилизованности Запада, сталкивается с диким варварством последнего, взращённым и укоренённым в недрах блестящей на вид западной цивилизации.
О чём это говорит? О том, что цивилизации бывают разные – подлинные и мнимые. В подлинной цивилизации всё находится на своих местах – Бог, разум, добро, любовь. В цивилизации же ханжеской всё перевёрнуто вверх дном: в божеский ранг возведён Дьявол, разум подменён безумием, добро – злом, любовь – ненавистью. Эта «цивилизация», будучи к тому же весьма воинствующей, представляет собой худший тип варварства, граничащий с дикостью и вандализмом.
Задача новой, формирующейся вне западных границ цивилизации состоит не только в реальном утверждении позитивных ценностей, но в перманентном противостоянии и непримиримой борьбе с цивилизацией мнимой. Цивилизация не может быть страновой или региональной. Она может и должна состояться исключительно в качестве мировой цивилизации. И главным её содержанием должна стать именно мировая культура, сотканная из национальных культур, аккумулирующая в себе мировой разум и демонстрирующая одухотворённую человечность.
Варварство многолико, увёртливо и искусительно. Оно таится в дебрях и кущах вокруг нас и в нас самих и выскакивает, подобно хищному зверю, в самый неожиданный и неподходящий для нас момент. И чем больше оно рядится в одежды дружбы, любви и добра, тем более опасными становятся его реальные последствия для отдельного человека и всего человечества. Будем же бдительными и разумными и не позволим себя обмануть!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ