Театр интонаций Ромашина
05.11.2025
/
Редакция
Анатолий Ромашин считал, что категоричность и прямолинейность противопоказаны искусству. В основу критерия выбора своего героя в театре и в кино, актером был положен принцип анализа деталей сущности человека, размышление над его характером.
Творческие этапы и первые роли
Анатолий Владимирович Ромашин родился 1 января 1931 года в Ленинграде. Его Отец был рабочим, а мать, эстонка по происхождению, работала горничной и плохо говорила по-русски.
В Детстве будущий актер пережил блокаду Ленинграда, уехав с сестрой и матерью по льду Ладожского озера на большую землю.
После окончания школы-студии МХАТа в 1959 году, Ромашин был приглашен в Театр имени В. Маяковского.
За 40 лет Ромашин сыграл в 111 картинах и поставил фильм. На сцену он выходил в 12-ти спектаклях, в постановке одного из которых участвовал, в качестве режиссёра.
За театральные работы Ромашин в 1977 году был удостоен Государственной премии России.
Как вспоминал актер А. Филозов: «В «Дяде Ване» он (Ромашин) дико смешно играл профессора Серебрякова — причем делал это, мягко говоря, нетрадиционно. Толя все время искал разные интонации для одних и тех же реплик. Например, фразу: «Который теперь час?» произносил на все лады, выделяя то одно, то другое слово. Мы называли это театром интонаций, хохотали и тоже искали разные интонации».
Из воспоминаний другого актера А. Лазарева: «Толя с его характером был решительным, творческим и в то же время взбалмошным. Чувствовал он себя лидером и на нашем курсе — всех нас строил. По утрам, когда мы, проснувшись, что-то немудреное себе готовили, бегал за нами с раскаленной сковородкой и заставлял делать зарядку — в противном случае грозил приложить ее к спине. Мы, конечно, понимали, что это шутка, но зарядку все-таки делали».
Первая его роль (ротмистра) в кино исполнена в фильме А. Алова и В. Наумова «Ветер».
Его герои были разными, начиная с мягкотелых интеллигентов до стоических аристократов, но всех их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность.
Анатолий Владимирович был близок режиссуре А. Гончарова. Фактически, ему предоставлялось право спорить с самим А. Гончаровым.
Ромашин выходил на сцену в спектаклях по произведениям Ф. Достоевского, А. Островского, Б. Брехта, В. Шукшина, М. Горького и М. Булгакова.
В спектакле «Бег» он играл Сергея Голубкова. Роль была сложной, поскольку у его персонажа не было биографии и судьбы. Необходимо было придумывать и рассказать.
За совместную постановку спектакля «Венсеремос» с А. Гончаровым, они они получили Госпремию СССР.
Одна из лучших ролей в театре Маяковского — Клим Самгин в постановке А. Гончарова «Жизнь Клима Самгина» по роману М. Горького.
Клим Самгин — русский интеллигент, которого постоянно одолевают сомнения, метания, внутренний конфликт.
Спектакль построен как воспоминания Самгина: сцены прошлого одна за другой вспыхивают в его сознании. Он располагается в кресле и глядит на свою жизнь. Ведет диалог с собой, обращаясь к совести. Нахлынули воспоминания в связи с неожиданным визитом ротмистра (А. Лазарев), который задает вопросы, заставляя возвращаться к прошлым событиям. Ротмистр пытается помочь расположить к себе Самгина, вынудить пойти на сотрудничество с органами. Он пробует завоевать его доверие, но Самгин отвечает ему с брезгливостью, тогда ротмистр начинает его запугивать. Напряженный диалог-поединок — основа спектакля, на котором «построена» суть жизни Клима Самгина.
Манера игры Ромашина связана с методом отстранения. Он рисует точный образ, но при этом сохраняет дистанцию между собой и героем. В игре актера прослеживаются мельчайшие нюансы внутренней борьбы Самгина с собственными страхами и ошибками прошлого.
Киноработы и индивидуальность Ромашина
Особое значение для актера имела, роль царя Николая II в фильме режиссера Э. Климова «Агония».
Царь у Ромашина вышел мягким, человечным и обаятельным, что противоречило всей тогдашней советской истории. Анатолий Владимирович играл не властелина, он играл человека со всеми его слабостями. Позднее, Андрей Тарковский отметил, что Э. Климов убил себя, убил картину, которую никогда не выпустят в прокат, и как в воду глядел: фильм о Распутине, которого блестяще сыграл А. Петренко, и его отношениях с четой Романовых надолго упрятали на полку.
Картина «Агония» в 1982-м на кинофестивале в Венеции получила премию международной федерации кинопрессы, а потом была продана во многие страны.
В СССР показ картины состоялся в 1985. Друзья, шутя, обращались к Ромашину «Ваше Величество».
В 1975-м Ромашин сыграл телефильме «Следствие ведут ЗнаТоКи». В «Ответном ударе» (10 серия) он предстал в роли мелкого жулика инженера Бориса Баха, который, боясь ареста, решил свести счёты с жизнью. Его монолог, полный ощущения быстрого конца, кинокритики до сих пор считают исполненным безупречно.
В конце 70-х режиссёр А. Васильев предложил Ромашину сыграть в картине «Фотографии на стене». В фильме показана история молодого человека в исполнении Д. Харатьяна, случайным образом, узнавшего о грешках в семейном шкафу, обстоятельствах своего рождения и ошибках молодости своего отца в исполнении Ромашина. Его герой был способен на ложь и предательство, и всё это под маской человека, ищущего идеал.
В 1987 году выше фильм режиссера С. Говорухина «Десять негритят» по детективу А. Кристи. В нем Ромашин сыграл доктора Армстронга.
Первоначально, Анатолий Владимирович не хотел сниматься, потому что был суеверным человеком (страх перед собственной смертью в кадре). Сыграть доктора Армстронга он согласился после того, как С. Говорухин заверил, что в сцене убийства его подменит дублёр. По сюжету Армстронга сбросили с высокой скалы в море, но и дублёр не стал рисковать. Вниз полетел манекен, а в воде плавал дублёр, который чуть не погиб, когда сильной волной его бросило на камни.
Доктор Армстронг в исполнении Ромашина представлен как профессионал в своем деле, но имеющего, длинные тени грехов в прошлом.
Приведем небольшой отрывок из детективного романа А. Кристи.
У героя Ромашина Армстронга спрашивают: «Ну а вы, доктор, что нам скажете вы? Нашалили по врачебной части? Запрещенная операция? Не так ли?».
Доктор Армстронг отлично владел собой – он только добродушно покачал головой.
Затем он отвечает: «Признаюсь, я в полном замешательстве, – сказал он, – имя моей жертвы ни о чем мне не говорит. Как там ее называли: Клис? Клоуз? Не помню пациентки с такой фамилией, да и вообще не помню, чтобы кто-нибудь из моих пациентов умер по моей вине. Правда, дело давнее. Может быть, речь идет о какой-нибудь операции в больнице? Многие больные обращаются к нам слишком поздно. А когда пациент умирает, их родные обвиняют хирурга. Он вздохнул и покачал головой. «Я был пьян, – думал он, – мертвецки пьян… Оперировал спьяну. Нервы ни к черту, руки трясутся. Конечно, я убил ее. Бедняге – она была уже в возрасте – ужасно не повезло: сделать эту операцию – пара пустяков. В трезвом виде, конечно. Хорошо еще, что существует такая вещь, как профессиональная тайна. Сестра знала, но держала язык за зубами. Меня тогда сильно тряхануло. И я сразу взял себя в руки. Но кто мог это раскопать – после стольких лет?».
Другими словами, доктор Армстронг признает свою вину в убийстве пациентки.
Вместо заключения
После почти 30-лет службы в театре им. Маяковского Ромашин уходит.
Он играл в «Театре Луны» у С. Проханова (в частности, роль Фауста). Взял курс во ВГИКе, воспитал учеников, среди которых: Э. Кюрзидис, А. Бабенко.
Анатолий Владимирович, словно Треплев в «Чайке», соорудил во дворе своей дачи сцену, на которой хотел играть спектакли со своими студентами.
Актер на протяжении длительного времени работал в театре. Комедии, психологические драмы, исторические ленты, мелодрамы и фильмы для детей. Анатолий Ромашин убедительно играл своих героев в самых разных жанрах, добиваясь узнаваемости, яркости и полноты художественных образов.
Для самого актера важным критерием при выборе будущей роли являлся сценарий. Ему необходимо было почувствовать своего героя, «докопаться» до сущности человека. Фокус Ромашина обращен в размышление над тем или иным характером героя.
Как вспоминает сам актер в процессе съемок фильма «Борис Годунов» (режиссер С. Бондарчук) в роли князя Шуйского, он обнаружил, что его персонаж человек ранимый, чутко реагирующий на внешние обстоятельства. Ромашин обращает внимание на важный аспект творческого процесса – умение сомневаться. Поскольку, если человек сомневается, значит, он живет.
Погиб актер 8 августа 2000 года при нелепых обстоятельствах. На него упало старое дерево, которое он спиливал у себя на даче.
С.И. Луценко,
Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономических стратегий Российской академии наук, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне, соавтор документов «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации», «О Концепции государственой миграционной политики Российской Федерации на 2026-2030 годы».
Литература:
-
-
-
Ромашин А. «Искусство контакта» // Советский экран. 1986. № 17. С. 16-17.
-
Чтобы помнили… Актер Анатолий Ромашин погиб, пытаясь спилить старую засохшую сосну, которая мешала красивому виду, открывавшемуся с его дачи // URL: https://kan-oleg.narod.ru/union/roma.htm (дата обращения: 02.11.2025).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ