Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Сергей Прохоров. «Конкурсы, конкурсы, конкурсы! Или «шоуменизм» от «Музы»»

Все мы тщеславны. Ну, почти что все. Да и сам Борис Леонидович, то бишь  Пастернак, по-моему, слегка лукавил, утверждая, что “Быть знаменитым некрасиво”. Такая уж у человека натура — радоваться успеху своего дела  и исключений здесь  природа-матушка не заложила. И вот этой человеческой слабостью, я бы даже сказал: “тонкой струной тщеславия” научились, и довольно искусно играть деловые люди — современные “шоумены” всех сфер человеческого бытия. И литература здесь тоже не исключение.

Полистайте любое издание: и бумажное и особенно сетевое. Редко где вы не встретите зазывающей рубрики “Конкурс!”

Предосудительного здесь ничего нет. Это даже здорово, когда есть возможность испытать себя в творчестве, получить профессиональную оценку.

И потому-то многие поэты, прозаики, и опытные, и  молодые, особенно начинающие, ринулись в бой за лидерство на  поэтическом Олимпе. Их даже не смутило то, что конкурсы платные. Понимали: строгому жюри задарма трудиться не к лицу. Сходили с дистанции только самые нищие литераторы, да те, кто хорошо знал настоящую цену своему творчеству.

И засветились, загорелись на поэтическом небосводе тысячи новых звёзд.

И вскоре Олимп уже не смог вместить всех лауреатов нескончаемых конкурсов. И началось там поэтическое наводнение, перешедшее в потоп. Бедные Александр  Пушкин с  Вильямом Шекспиром! Как им там?

И захотелось мне почитать современных поэтических шедевров, насладится мелодией гениальных строк.

Андрей Чернов — номинант конкурса “Золотая строфа”:

Ну, вот и снег. Пушистый странник.

 Пожмет озябшую ладонь.

 Привычно вывернет карманы

 Уже немодного пальто.

Ему легко! А я, несмелый,

 Повыше ворот задеру.

 А белый снег, дитя метели,

 Шагает гордо по двору.

“Пушистый странник”- неплохой образ. Только не понятно, как  он (снег) выворачивает карманы? Он что — карманный вор?.  Да и “ладонь” как-то слабо рифмуется с “пальто”.

Тимур Зульфикаров — победитель конкурса Эльдара Ахадова “Озарение”:

Если тебе снится звёздное алмазное небо.

Вот закроешь устало глаза –

и в алмазах текут полыхают несметно Плеяды

Значит скоро умрёшь ты обрадованный

И пойдёшь по млечным дорогам

И будешь блаженно пылить

на звездных, осыпчивых звездных тропах…

Может это и гениально, но что-то, ей-богу, не тронуло душу.

Марина Матвеева — победитель международного  Большого поэтического конкурса  “Серебряный стрелец 2011” (2-я премия):

Мир мой — мулета. Что моря рассветного

 взволн пред глазами!

 (Что там за нею за вошь несусветная?..)

 …Жарко лобзанье

глаза и красного, сердца — и — красного!

 Лучшего цвета!

 (Что ты мелькаешь, мелкашка бликастая

 там, за мулетой?

 Вот надоеда! Что солнцем от зеркальца…)

 Солнце — не пара

зеркалу!

 Мир мой — без меры! Не смеркнется

 и под ударом…

шпаги???

 Ты это о жальце комарием?

 И не задето!

 Мир мой — о, море! о, красное марево!..

                                                            …лучшего…

                                                                       …цвета…

Экстр авангардная лирика. Сразу и не разберешь, что там за “взволн” пред глазами — глагол или имя существительное? А “несусветная вошь”, видимо, солнечный блик от зеркала?  Весьма своеобразный, я бы даже сказал, насекомообразный поэтический образ. Не впечатлила меня   трижды лауреат конкурса “Серебряный стрелец” Марина Матвеева. Может, я старомоден в оценке поэзии, но скажу — это не Новелла Матвеева. И  приведённые  строки петь не хочется.

И расхотелось мне читать конкурсные творения. Нет,  есть там кое-что и даже очень талантливое. И  классиков наших: Евгения Евтушенко и рангом пониже встретить можно. Им, несмотря на известность, тоже хочется примерить на себя новые, современные звания литературных лауреатов. Хотя они скорее всего служат призывным украшением, эмблемой этих конкурсов.

И, всё-таки, какими бы высокими  не были рекламные статусы проводимых сегодня литературных конкурсов, в них потенциально заложен шоу-бизнес, который скорее напоминает лотерею, где выигрывают единицы из тысяч, но в выигрыше всегда организаторы шоу. Их зачастую мало волнует  профессиональный статус участника конкурса. За плату сразу же определят в номинанты  и выставят ваш шедевр на общее обозрение. И автору известность и организаторам на хлеб с маслом.  И только читателю не всегда в радость   знакомство с такой литературой, которой занимаются деятели, порой далёкие от настоящей литературы.


комментария 4

  1. александр

    В одном конкурсе меня попросили не участвовать. Там все свои и все распределено заранее. А тут текст, который не объедешь!
    Но конкурсы нужны безусловно. Иначе куда же податься неизвестному литератору?
    Так что их ругаем с советских времен (считалось, что там делились казенными денежками со своими). Но часто и моральная поддержка бывает очень важна.

  2. Галина Зеленкина

    Спасибо, Сергей Тимофеевич! Сама собиралась написать о лауреатах и победителях конкурсов. Поучаствовав во многих платных и бесплатных конкурсах, пришла к выводу, что нет объективности в оценке творчества участников конкурса. Возникает ощущение, что конкурсные работы члены жюри не читают, так как победители определяются заранее. Например: итоги конкурса «Золотое перо Руси» сильно озадачили. Возникло желание написать Светлане Савицкой, чтобы из названия конкурса убрала слово Руси, так как русским духом среди победителей конкурса практически не пахнет. А конкурс «Славянские традиции» изначально ставит условия финалистам — приехать на финальные соревнования в Крым. Хорошо, если живёшь в средней полосе России, не так накладно. А если в Красноярском крае, да в сезон отпусков? В прошлом году меня вычеркнули из финалистов за то, что я не смогла найти денег на поездку в Крым. Получается, что конкурсы проводятся для обеспеченных людей. А кто же тогда о бедном поэте замолвит слово? Вряд ли этим будет заниматься «Новая русская литература» для «новых русских». С уважением, Галина Зеленкина, г.Кодинск, Красноярский край

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика