Галина Галеррос. «Волшебный отзвук творчества С. Семёновой (23.08.1941 — 09.12.2014)»
25.12.2017Мама спросила как-то свою 14 – летнюю дочь: «Светик, так всё-таки кем ты собралась стать?» На вопрос Светлана задумчиво ответила: «Дипломатом или писателем»
Светлана, которая росла в атмосфере удивительной природы Урала, затем Молдавии, где многотрудная философия жизни преломлялась рождением легенд и песен, одухотворенных мечтой. А День Победы, 9 Мая 1945 г должен был стать точкой отсчета для новой жизни и в её семье, когда живыми вернулись с фронта близкие. Это было время ожиданий, наполненных трудностями созидания и возможностью творческой жизни, для вернувшихся с Победой наших солдат, всего народа после трагедии Великой Отечественной войны.
Светлана после окончания романо-германского отделения МГУ стала специалистом по французской литературе и языку, исследователем французского экзистенциализма, специалистом по истории русской философии, литературоведом.
В Переделкино, где жила семья Светланы Семёновой любили собираться близкие и друзья и дебаты как всегда кончались задушевными разговорами. И Верочка, любимая внучка росла в поэтической атмосфере, где музыка слова одухотворяла жизнь мечтами, наполняющие всё вокруг теплом души и сердечностью.
Светлана, уговорила свою талантливую Верочку учиться на факультете романо-германского отделения МГУ. И она не ошиблась в ней, а самое замечательное было то, что для Веры бабушка стала не только непререкаемым авторитетом, но прежде всего другом.
К тому времени Светлана Григорьевна, уже была известным доктором филологических наук и главным научным сотрудником Института мировой литературы РАН. В круг её научных интересов входили не только проблемы философской антропологии, философии религии и культуры, но и взаимосвязь русской философии и литературы. По-новому осветив проблему «человек и природа», она противопоставила ноосферные установки русского космизма ряду положений «нового экологического сознания». Она подчеркивала необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, осознания, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Причём варианту глобализации она противопоставила идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи. Это и есть идеал, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов. Соответственно развивала идеи Н. Ф. Фёдорова о регуляции природы взаимодействием земно-космической и психофизиологической сущности, имманентном воскрешении, а также творческой метаморфозе Эроса. В книге «Глаголы вечной жизни», посвящённой исследованию Четвероевангелия она по-новому раскрыла метафизический смысл событий Священной истории.
Всё началось с того, что в 1972 году руках Светланы оказалась книга В.А. Кожевникова «Николай Фёдорович Фёдоров», пробудив у неё серьёзный интерес к творчеству самой пророческой и дерзновенной фигуры русской мысли, философа, который, по словам С.Н. Булгакова, поистине «опередил своё время».
Уже в 1982 году в серии «Философское наследие» появилось подготовленное ею издание избранных сочинений философа. Была подготовлена книга «На пороге грядущего. В 1990 г. вышла её следующая книга «Николай Фёдоров. Творчество жизни» – о биографии, учении, судьбе идей «загадочного мыслителя». Вскоре последовало подготовленное Светланой Григорьевной совместно с дочерью, Анастасией Гачевой, филологом и единомышленником, практически полное издание «Собрания сочинений» Н. Ф. Фёдорова в четырёх томах. А в 2004 году, когда отмечалось 175 лет со дня рождения философа всеобщего дела, появилась книга: «Философ будущего века Николай Фёдоров».
Ежегодные международные чтения памяти Н.Ф. Федорова, проходящие более 30 лет в г. Москве, всегда привлекали и объединяли творческую молодежь и маститых ученых как естественно — научного направления, так и других специальностей — космонавтов, филологов, историков, математиков и др…
Настоящим научным событием стала объёмная монография «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден» (2008 г.), где были представлены «труды и дни» французского учёного, богослова, и раскрыта его философия христианского эволюционизма. В результате исследования творчества мыслителя в контексте эпохи были показаны этапы созревания учения христианского эволюционизма и дан анализ родства идей французского мыслителя с традицией русской религиозной философии конца XIX – первой трети XX веков.
Кроме того, рассматривая идею всеобщности спасения, Светлана Григорьевна обосновывает «этику снисхождения». Этику, предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение». При этом, утверждая её связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека как результата образно-художественной философии и выразительницы метафизического и национального самосознания.
На протяжении сорока лет судьба Светланы Семёновой была единой с судьбой Георгия Гачева, филолога, философа, культуролога, работающего над вопросами универсального и национального.
«Общий Сократ» – так называл Георгий Гачев свои разговоры с женой, в которых зарождались и росли многие его «жизни — мысли». А её книги считал явлением «сердечной мысли», соединяющей интеллектуальное и эмоциональное, способное примерить ум и сердце человека.
Последние два года – в период тяжёлой болезни – Светлана Семёнова не поддавалась унынию и отчаянию, укрепляясь внутренним словом новозаветного призыва «Духа не угашайте».
Рассказ Верочки, об уникальной судьбе Светланы Григорьевны, закончился удивительным признанием. В день ухода бабушки, у Верочки был экзамен. И она стала молить её, помочь, потому что была не уверена в своих знаниях. Подойдя к экзаменационному столу, вдруг услышала грохот распахнувшегося окна и порывом ветра все билеты были сметены на пол. Один из них лёг прямо у ног её. И Верочка попросила разрешение отвечать по нему. Каково же было её изумление, — в билете были вопросы по творчеству И. Гёте «Фауст» и по стихотворному творчеству И. Шиллера. В юности она со Светланой Григорьевной обсуждала глубинные истоки творчества обоих мыслителей. Верочка восприняла этот факт как руку помощи своей любимой легендарной бабули и благословение, с надеждой видеть в ней единомышленника. К чему сейчас она и стремиться всеми силами своей души и неравнодушного сердца.
Галина Галеррос
Фото Блог Николая Подосокорского
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ