Вторник, 19.03.2024
Журнал Клаузура

Галина Галеррос. «Волшебный отзвук творчества С. Семёновой (23.08.1941 — 09.12.2014)»

Мама спросила как-то свою 14 – летнюю дочь: «Светик, так всё-таки кем ты собралась стать?» На вопрос Светлана задумчиво ответила: «Дипломатом или писателем»

Светлана, которая росла в атмосфере удивительной природы Урала, затем Молдавии, где многотрудная философия жизни преломлялась рождением легенд и песен, одухотворенных мечтой. А День Победы, 9 Мая 1945 г должен был стать точкой отсчета для новой жизни и в её семье, когда живыми вернулись с фронта близкие. Это было время ожиданий, наполненных трудностями созидания и возможностью творческой жизни, для вернувшихся с Победой наших солдат, всего народа после трагедии Великой Отечественной войны.

Светлана после окончания романо-германского отделения МГУ стала специалистом по французской литературе и языку, исследователем французского экзистенциализма, специалистом по истории русской философии, литературоведом.

В Переделкино, где жила семья Светланы Семёновой любили собираться близкие и друзья и дебаты как всегда кончались задушевными разговорами. И Верочка, любимая внучка росла в поэтической атмосфере, где музыка слова одухотворяла жизнь мечтами, наполняющие всё вокруг теплом души и сердечностью.

Светлана, уговорила свою талантливую Верочку учиться на факультете романо-германского отделения МГУ. И она не ошиблась в ней, а самое замечательное было то, что для Веры бабушка стала не только непререкаемым авторитетом, но прежде всего другом.

 К тому времени Светлана Григорьевна, уже была известным доктором филологических наук и главным научным сотрудником Института мировой литературы РАН. В круг её научных интересов входили не только проблемы философской антропологии, философии религии и культуры, но и взаимосвязь русской философии и литературы. По-новому осветив проблему «человек и природа», она противопоставила ноосферные установки русского космизма ряду положений «нового экологического сознания». Она подчеркивала необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, осознания, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Причём варианту глобализации она противопоставила идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи. Это и есть идеал, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов. Соответственно развивала идеи Н. Ф. Фёдорова о регуляции природы взаимодействием земно-космической и психофизиологической сущности, имманентном воскрешении, а также творческой метаморфозе Эроса. В книге «Глаголы вечной жизни», посвящённой исследованию Четвероевангелия она по-новому раскрыла метафизический смысл событий Священной истории.

Всё началось с того, что в 1972 году руках Светланы оказалась книга В.А. Кожевникова «Николай Фёдорович Фёдоров», пробудив у неё серьёзный интерес к творчеству самой пророческой и дерзновенной фигуры русской мысли, философа, который, по словам С.Н. Булгакова, поистине «опередил своё время».

Уже в 1982 году в серии «Философское наследие» появилось подготовленное ею издание избранных сочинений философа. Была подготовлена книга «На пороге грядущего. В 1990 г. вышла её следующая книга «Николай Фёдоров. Творчество жизни» – о биографии, учении, судьбе идей «загадочного мыслителя». Вскоре последовало подготовленное Светланой Григорьевной совместно с дочерью, Анастасией Гачевой, филологом и единомышленником, практически полное издание «Собрания сочинений» Н. Ф. Фёдорова в четырёх томах. А в 2004 году, когда отмечалось 175 лет со дня рождения философа всеобщего дела, появилась книга: «Философ будущего века Николай Фёдоров».

Ежегодные международные чтения памяти Н.Ф. Федорова, проходящие более 30 лет в г. Москве, всегда привлекали и объединяли творческую молодежь и маститых ученых как естественно — научного направления, так и других специальностей — космонавтов, филологов, историков, математиков и др…

Семья

Настоящим научным событием стала объёмная монография «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден» (2008 г.), где были представлены «труды и дни» французского учёного, богослова, и раскрыта его философия христианского эволюционизма. В результате исследования творчества мыслителя в контексте эпохи были показаны этапы созревания учения христианского эволюционизма и дан анализ родства идей французского мыслителя с традицией русской религиозной философии конца XIX – первой трети XX веков.

Кроме того, рассматривая идею всеобщности спасения, Светлана Григорьевна обосновывает «этику снисхождения». Этику, предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение». При этом, утверждая её связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека как результата образно-художественной философии и выразительницы метафизического и национального самосознания.

На протяжении сорока лет судьба Светланы Семёновой была единой с судьбой Георгия Гачева, филолога, философа, культуролога, работающего над вопросами универсального и национального.

 «Общий Сократ» – так называл Георгий Гачев свои разговоры с женой, в которых зарождались и росли многие его «жизни — мысли». А её книги считал явлением «сердечной мысли», соединяющей интеллектуальное и эмоциональное, способное примерить ум и сердце человека.

Последние два года – в период тяжёлой болезни – Светлана Семёнова не поддавалась унынию и отчаянию, укрепляясь внутренним словом новозаветного призыва «Духа не угашайте».

Рассказ Верочки, об уникальной судьбе Светланы Григорьевны, закончился удивительным признанием. В день ухода бабушки, у Верочки был экзамен. И она стала молить её, помочь, потому что была не уверена в своих знаниях. Подойдя к экзаменационному столу, вдруг услышала грохот распахнувшегося окна и порывом ветра все билеты были сметены на пол. Один из них лёг прямо у ног её. И Верочка попросила разрешение отвечать по нему. Каково же было её изумление, — в билете были вопросы по творчеству И. Гёте «Фауст» и по стихотворному творчеству И. Шиллера. В юности она со Светланой Григорьевной обсуждала глубинные истоки творчества обоих мыслителей. Верочка восприняла этот факт как руку помощи своей любимой легендарной бабули и благословение, с надеждой видеть в ней единомышленника. К чему сейчас она и стремиться всеми силами своей души и неравнодушного сердца.

Галина Галеррос

Фото Блог Николая Подосокорского

 

СПРАВКА
СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 — 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы.
Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в.
В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека.
Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.
А.Г. Гачева
Текст с сайта «Портал Николай Федорович Федоров»

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика