Вы здесь: Главная /
Литература /
Мнение /
Сергей Уткин. ««Нет», отпертая дверь и рука, творящая Спас». О книге Мария Малиновская «Крылья напролёт»
Сергей Уткин. ««Нет», отпертая дверь и рука, творящая Спас». О книге Мария Малиновская «Крылья напролёт»
06.03.2018
/
Редакция
Помните такую мудрость? «Прежде, чем залезть кому-то в душу, подумайте, как Вы будете оттуда вылезать…» Поэт – не то чтоб Великая Душа, но всё же профессионально искажённое или, напротив, чрезмерно развитое вместилище переживаний, сомнений, суждений, мыслей, слов. И трагедий, конечно. Ибо Поэт, даже не писавший ни строки серьёзных текстов, понимает за обретением счастья в другом и присваивание беды, несчастья, драмы. Вот потому-то подступаться к Поэзии проще, чем к Поэту. Особенно, когда Автор больше текста и в момент написания, и во время прочтения, и в послестишие, время, следующее за стихами.
Мария Малиновская, без сомнения, много больше своих поэтических записей. И теперь, когда позади у неё оконченный Литературный институт имени А.М. Горького, и даже в ту пору написания стихов 2011-2012 годов, вошедших в изданный в Минске томик, названный «Крылья напролёт», она была значительно крупнее текста своего. Увлечения спортом, музыкой, живописью, фотографией, прозой – всё это переполняет Машу и не поддаётся ни одному тексту, не вмещается в него. Тем лучше. Тем интересней быть при встрече подле таких писателей, не ограниченных листом и страницей, сбегающих с них в жизнь за иным, чтоб привнести после и это в слова.
В замечательном предисловии одного из Машиных поэтических наставников, доводивших её до Поэзии, Кирилла Владимировича Ковальджи, ныне, увы, покойного, сказано немало тёплых слов и о максимализме, и о перерастании юности и детства, вырастании из возраста, семнадцатилетней тогда писательницы. О протесте против мелкотемья. В то же время, в завершении поднесения читателю своих предваряющих книгу слов, известный наставник молодых поэтов желает Марии выйти из ограниченности одной всепоглощающей её темой (любви), уйти от неё.
Первое стихотворение сборника заканчивается катреном:
…
А за стеной… Что было там? Бог весть…
Дань прошлому – одно из суеверий.
Ведь что бы ни было – оно уже не есть…
И нет меня у отпертой мне двери.
В нём Маша подводит некоторый итог предыдущих сборников и, как мне кажется, предупреждает об отходе от прошлого, о побеге, раскрепощении от минувшего. Вся книга при этом мечется от текста к тексту и по технике (от силлабо-тоники до верлибра), и по настроению, решительности, настойчивости проявления чувств, эмоций, скопленного и прибережённого для книги. От замашистых наречений Господа «Аве Грабителем», негодования святыми местами Руси и тем, что в них делают с лучшими людьми, до посвящений бабушке, не лишённых сдержанности, достоинства, сентиментальности даже. И всё же автор довлеет над тем, что пишет, не отвлекается, не отдаляет себя от писанного и описываемого. “Storm in a teacup” – почему-то именно эта песенка Red Hot Chili Peppers припомнилась теперь. Годы показали, что Мария прибегает к холодности, отвлечённости и отрешённости в более поздних работах, но тогда, видимо, как и полагается в 17, иначе у неё не выходило. Как говорится классиками: «Well, she was just seventeen and you know what I mean…»
Впрочем, выходило-то и получалось очень здорово от раза к разу. Мне особенно удачными видятся её лаконичные «крохотки», вроде этой:
***
Глаза открываю – землями:
Моря солоны вокруг.
Какими дурными зельями
Любимые поят с рук…
—
Я в пурпурном платье, белое ж –
Напрасный портняжный труд.
И что ты по храмам делаешь?
Такие там лишь крадут.
—
В последнем твоём апреле ведь
Не в море ушла вода.
Я буду тебя расстреливать
За каждое «навсегда».
Кстати, менее бравурные, мажорные интонации, печаль и тоска, также замечательно удаются (удавались) Марии Юрьевне. К примеру, там, где она, наконец, отвлекшись от застилающей глаза личной трагедии, видит старания и страдания старца-гребца на лодке:
Прерванный на сотом «Аве Отче»,
Местный старец, всё слабей гребя
И вмерзая в беспросветность ночи,
Сдавленно закончит: «Чтоб Тебя…»
И в этом искренне и честно переданном человеческом служении своей верности Богу в боли и преодолении её больше правды, по мне, чем в сказках и праведных речах, где вера одинаково сильна и несокрушима в человеке в любую минуту жизни. И смерти.
Конечно, положенные возрасту обращения к интимному и сугубо личному способу получения радости жизни не могли не попасть под решительное перо автора. Вот как, к примеру, об этом можно. Марии.
Расскажи мне… Но внутри
В эту нежность, в эту дрожь,
Ради Бога, не кури –
Не задушишь, так сожжёшь…
—
Рассказать, как спасся ты?
Впрочем, вот он был, рассказ, —
Ведь не терпит суеты
Твой Рукой творящий Спас…
Я не хочу выискивать Богоборчество в стихах Маши, хотя о ном истошно кричат комментаторы её публикаций. Пусть она выясняет отношения с Господом только сама и с откровенностью, которой, наверно, только он и достоин. Я же, как читатель, имею право лишь на отношения с текстом, который, кстати, наполняется значительно большим при прочтении личном, авторском. Марией слова её подаются особенно. Особенно хорошо. И за это, как и за подаренную многолетье назад книгу, спасибо!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ