Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Интервью с директором Государственного музея А.С. Пушкина Евгением Анатольевичем Богатыревым

Без малого четверть века Заслуженный работник культуры РФ Евгений Анатольевич Богатырев руководит Государственным музеем А.С. Пушкина, что на Пречистенки в историческом московском особняке —  усадьбе Хрущевых-Селезневых. На его глазах и под его началом музей пережил нелегкие времена 90-тых, расширяется и приумножает свою коллекцию сегодня.

В 1999 году была закончена реставрация и вновь открыт филиал музея «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате». Выставочные залы на Арбате стали популярными и востребованными. В 2000 году была открыта для посетителей мемориальная квартира Андрея Белого, одного из самых ярких представителей эпохи Серебряного века.

Совсем недавно распахнул свои двери еще один филиал на Старой Басманной — Дом-музей дяди великого поэта Василия Львовича Пушкина.

Сейчас коллектив музея готовится встретить 200-летний юбилей великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и в канун этой даты, в 2018 году, показать редчайшую экспозицию в Музее И.С. Тургенева на Остоженке.

Это, так сказать, вехи Государственного музея Пушкина, его отправные точки.

Усилия Е.А. Богатырева не остались не замеченными. За свой не легкий труд он награжден медалью «В память 850-летия Москвы», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы, орденом Креста за заслуги в области культуры Польской Республики, юбилейной медалью «200-летия Ф.И. Тютчева». А в 2001 году стал лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность».

Жизнь музея насыщена ежедневными заботами и открытиями. Не бывает дня, чтобы в его стенах не происходили события, каждое из которых смело можно назвать ярким.

В один из таких дней, перед открытием выставки «Мода пушкинской эпохи», нам удалось побеседовать с Евгением Анатольевичем*.

Дмитрий Плынов: Добрый день, Евгений Анатольевич! Расскажите пожалуйста о том, с чего началась Ваша жизнь в качестве директора Государственного музея А.С. Пушкина, когда Вы стали им руководить? В каком состоянии он был до Вас? Что изменилось в нем за время Вашего руководства?

Евгений Богатырев: Это очень долгий рассказ. По существу – это целая книга. Скоро будет 25 лет, как я стал директором Государственного музея Пушкина. Хочу сказать главное! Все в нашей жизни меняется. Изменилось общество, люди, государство, и конечно же менялся и наш музей. Все эти изменения, как мне кажется, для нашего музея происходили со знаком плюс, с созидательным началом.

То пространство, в котором мы сейчас находимся, весь музей, нам удалось реконструировать, сделать совершенно иным. Основные преобразования проходили в период подготовки и празднования 200-летия А.С. Пушкина. С того времени прошло уже 15 лет. Но, одно дело построить дом, а другое – научиться в нем правильно жить. Пятнадцать лет тому назад был дан старт. Хороший старт. И теперь мы не снижаем темпов, а даже их увеличиваем.

Каждый день музея наполнен событиями! В первую очередь пушкинскими, связанными с русской классической литературой, культурой.

Только одних выставок мы открываем порядка 40 в год. А это очень большая цифра. Вот одну из выставок мы открываем сегодня, прямо сейчас. Эта выставка посвящена моде пушкинской эпохи. Она состоится благодаря нашей дружбе с прекрасным талантливым человеком, историком моды, искусствоведом Александром Васильевым. Основные экспонаты выставки – это часть его обширнейшей коллекции.

Возвращаясь к теме музея и его событий, хочу сказать, что у нас разнообразная программа для посетителей. Это и концерты, и презентации, и спектакли. У нас проходят церемонии награждения, вручения различных премий, в первую очередь литературных. И многое, многое другое.

Наш музей прирос филиалами. Двадцать пять лет назад, когда я пришел сюда, у нас работал только один филиал – это мемориальная квартира Пушкина на Арбате. Сегодня в нашем ведении… Не просто в ведении, а мы являемся создателями и мемориальной квартиры Андрея Белого, которая находится недалеко от квартиры Пушкина на Арбате. И выставочных залов, на том же Арбате. И прекрасного музея Ивана Сергеевича Тургенева на Остоженке, в мемориальном доме, который знают все москвичи.

Дмитрий Плынов: Евгений Анатольевич, а какое яркое для музея событие произошло недавно?

Евгений Богатырев: Лично для меня, всё, что происходит в музее является ярким! Хотя, совсем недавно нам удалось открыть в Лефортово, в Немецкой слободе музей дяди Пушкина, тоже поэта Василия Львовича Пушкина. Этот музей открыт в том месте, где родился Александр Сергеевич.

Основная идея экспозиции – рассказ о жизни дяди великого русского поэта и о жизни москвича первой трети XIX века.

Получился очень интересный интерьерный музей! …

И что самое главное для меня! Осознавая довольно немалый срок моей службы этому музею, могу с гордостью сказать, что коллекция нашего, моего музея, практически удвоилась! В коллекции, в первую очередь, пушкинские мемории, предметы, связанные с пушкинской эпохой. У нас прекрасная коллекция книг, предметов декоративно-прикладного искусства.

Основу экспозиции музея Андрея Белого составляют материалы и предметы «Серебряного века».

Много вещей связанных с тургеневским временем… Мы не перестаем собирать материал для музея И.С. Тургенева. Сейчас мы стараемся уделить этому филиалу особое внимание, ведь впереди, в 2018 году, мировое литературное сообщество будет отмечать 200-летний юбилей Ивана Сергеевича. Поэтому, для нас очень важно к этой дате создать многообразную, насыщенную и новую экспозицию, которая должна стать одной из самых главных тургеневских экспозиций.

Тургеневский музей на Остоженке будет единственным музеем в Москве, посвященный великому русскому писателю, продолжателю пушкинской литературной традиции.

Музей Тургенева будет открыт в канун его 200-летия.

Дмитрий Плынов: Евгений Анатольевич, расскажите пожалуйста за счет чего пополняются коллекции музеев, формируется выставочное пространство, как происходят поступления и насколько этот процесс интенсивен?

Евгений Богатырев: Вы знаете, опять-таки, это рассказ многочасовой, и заслуживает отдельного описания. А сели коротко, то скажу, что мы всегда были музеем, который стремится пополнять свою коллекцию. Есть музеи разного типа. В какое-то давнее время сваливались большие пласты материалов. И с усадеб, которые были национализированы сразу после революции 1917 года. Или путем перемещения и перераспределения чего-то… У нас такого не было.

Музей начинался с ноля в 1957 году, когда и был образован. У нас не было тогда ни одного экспоната. Об этом много написано, в том числе и первым директором, одним из создателей музея Пушкина Александром Зиновьевичем Крейном.

Сегодня мы продолжаем те традиции, которые были сформированы старшим поколением музейщиков, моими предшественниками. Мы ищем везде, мы ищем повсюду. Для этого нужно иметь много сил и огромное желание, очень много знаний и везение. Нам везет! Каждый год наш музей приращивается порядка 1000 единиц хранения. И что самое главное, наш музей, еще и музей даров. На треть коллекция музея Пушкина состоит из даров москвичей, почитателей великого поэта. Несмотря на то, что время очень изменилось, и сегодня ценность антиквариата приобрела осязаемое, немалое денежное выражение, наши друзья, почитатели поэта и музея, сподвижники музейного дела вообще, дарят нам свои ценные вещи. Это и предметы быта той эпохи, картины, книги… Сегодня, например, не далее, как десять минут назад наша коллекция выросла еще на 11 предметов, которые были переданы одним коллекционером. Эти предметы предстоит еще изучить… И через некоторое время мы официально объявим об этом приобретении. Вчера пришёл один из художников, который тоже высказал свое пожелание подарить нам два его авторских предмета… И когда мы окончательно определимся и все будет решено, мы опять-таки все расскажем, и назовем фамилии…

Тем более, что у нас есть своя традиция, время от времени представлять наши дары, новые поступления отдельной экспозицией. Для нас это и гордость, и своеобразный отчет перед нашими посетителями и друзьями…

Все предметы входят в культурный оборот, изучаются… А если говорить о неизвестных предметах, то мы стараемся определить авторство, года создания, назначение… даже историю предмета… А если необходимо, то и реставрируются. Эта работа самая интересная и важная! Без этого музей просто не может существовать.

В конечном итоге, наше собирательство, наше комплектование, наши изыскания, оборачиваются новыми выставками и экспозициями.

Дмитрий Плынов: Евгений Анатольевич, а практикует ли музей выездные выставки?

Евгений Богатырев: Конечно! Таких выставок у нас в год бывает от двух до пяти… Крупных! На самом деле, как участники выставок, мы принимаем участие очень часто. Например, сейчас, в Саратове, в художественном музее имени Радищева открыта выставка нашей коллекции вееров… Это была инициатива Саратова, они нас пригласили, за что им большое спасибо! Через какое-то время, мы с нашими коллегами из других пушкинских музеев должны будем открыть в Ростове пушкинскую выставку.

У нас очень тесные контакты с Европейскими музеями – Испании, Франции, Германии… Готовимся открыть выставку, в рамках «Года русского языка в Германии» и «Года немецкого языка в России», в мае, во Франкфурте…
И об этом можно говорить очень много, долго и интересно!

Дмитрий Плынов: Да, насыщенная жизнь у музея! Я обратил внимание, что прямо сейчас просто потоки посетителей. И основная его часть — это молодежь, дети… Что такого особенного у вас в музее для детей, школьников?

Евгений Богатырев: Очень много чего! Остановлюсь на новом. Месяц назад мы представили нашим детишкам экспозицию «Сказки Пушкина». Это одна из самых востребованных экспозиций для детей.

Наш музей старается приучить детей к творчеству Пушкина с дошкольного возраста. Первые осознанные посетители смогут, по средствам нашего музея, могут создать для себя первое впечатление о Пушкине и его сказках. Это самая благодарная аудитория. Раз посетив нас, они вновь и вновь приходят уже на другие выставки и экспозиции. Вырастают в нашем музее, становятся нашими друзьями.

Экспозиция «Сказки Пушкина» удалась, она очень интересна.

У нас разнообразные абонементы, традиционные праздники, балы. Особой популярностью пользуются «Рождественские балы». Каждый год их посещают десятки тысяч детей и родителей.

Самый важный для нас посетитель – это школьник. Мы это очень хорошо понимаем!

Дмитрий Плынов: Евгений Анатольевич, я понимаю Вашу занятость, но позвольте задать еще пару вопросов, которые могут быть интересны для наших читателей. Расскажите пожалуйста о том, насколько музей открыт для других творческих коллективов. Дело в том, что наше информагентство «Афиша ПроАртИнфо» очень тесно сотрудничает не только с известными и популярными учреждениями культуры и искусства, но и с начинающими. С теми, кто находится в творческом поиске. Но кроме жажды самовыражения, у них есть необходимость продемонстрировать свои начинания, получить первого зрителя и слушателя…

Евгений Богатырев: Отвечу коротко. Мы открыты для сотрудничества с теми творческими коллективами, которые так или иначе связаны с русской классической литературой… Но! Мне приходится очень много заниматься отбором партнеров и инициатив, которые приходят к нам, поэтому хотел бы через вас сказать творческим коллективам, чтобы они не представляли наш музей как съемную открытую площадку. Мы не дом культуры, не парк или культурно-развлекательный центр. Мы в первую очередь служим русской литературе, пушкинской эпохе, самому великому поэту и его последователям.

Дмитрий Плынов: И последний вопрос нашего интервью. Евгений Анатольевич, судя по вашему рассказу, музей отнимает у Вас все время! Вы когда-нибудь отдыхаете?

Евгений Богатырев: Я не ропщу, не жалуюсь. Практически все свое свободное время я провожу в музее. И очень рад, что у меня есть такая возможность. Музей притягивает и втягивает. Чем больше отдаешь время музею, тем больше получаешь интересных и важных результатов.

Дмитрий Плынов: Большое Вам спасибо за интервью, Евгений Анатольевич!

Евгений Богатырев: И вам спасибо, Дмитрий Геннадиевич! Извините, мне уже пора! Приходите к нам еще, будем рады!

Добавлю несколько слов от себя. Несмотря на то, что это интервью мы посвятили личности директора музея Пушкина, он не оставил без внимания и тот факт, что его свершения не могли состояться без коллектива музея: администрации, экскурсоводов, реставраторов, рабочих и служащих. Перед тем как побеседовать с Евгением Анатольевичем, мне пришлось немного подождать, пока он даст необходимые распоряжения перед открытием новой выставки. Наблюдая за действиями директора со стороны, я обратил внимание на тот факт, что отношения в коллективе музея строятся на взаимном уважении. И подчиненные и руководитель, весьма корректны в общении, сдержано и уважительно относятся друг к другу, даже в суете напряженных минут. Так и должно быть!

Желаю музею процветания, интересных событий, верных друзей!

Дмитрий ПЛЫНОВ

© Фото: Ксения РИКЛЕС

_____________________________________________________

— аудиозапись интервью состоялась 20 февраля 20015 года в помещении Государственного музея А.С. Пушкина (Москва, Пречистенка, 12/2); аудиозапись интервью является рабочим материалом редакции и не подлежит публикации, передачи третьим лицам и распространению без письменного разрешения интервьюируемого


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика