ЗООМОРФНЫЙ ОБРАЗ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ДИАЛОГА
16.04.2018
/
Редакция
Образ зверя появляется в искусстве с первобытных времен. И сегодня этот образ остаётся с человеком в разных проявлениях современного декоративно-прикладного творчества и искусства (например, анималистический жанр в живописи, игрушечные звери, звери-сувениры из различных материалов и т.п.), проявился и в словесном искусстве – фольклоре, художественной литературе.
Древние изображения животных, дошедшие до нас, появились в палеолите, в, так называемой, пещерной живописи. Также, известны и более поздние наскальные рисунки, которые учёные относят к эпохам мезолита и неолита. Даже, казалось бы, обычный сосуд под воду или молоко, который сейчас нам кажется таким привычным и обыденным, несёт на себе печать зверя. Скрытые признаки, как показано в исследования И.В.Калининой, орнаментация, выполненная зубами животного (бобра, лисы и пр.), прочерченные линии, шагающая гребенка, по сути, имитирующие мех и пр., делают его самого зверем, буквально кормящим и охраняющим тотемом [1, с.118].
В.И. Семенова отмечает, что «одним из самых ярких представителей звериного мира, отраженным в искусстве, является медведь. Внимание к этому зверю фиксируется в «медвежьих» пещерах неандертальцев, граффадах, оставленных зверем на стенах пещер и перечеркнутых людьми в эпоху верхнего палеолита, универсальным употреблением клыков медведя в качестве оберегов, талисманов, практически, до современности» [7, с. 59].
Интересно то, что у разных народов, населяющих Сибирский регион и Урал, мы находим общность в понимании сущности медведя как священного животного. Медведь наделяется сверхъестественными силами, символизирует «карающую силу в случаях, если человек нарушал клятву, табу или гармонию с растительным и животным миром». Этот мотив проявляется, например, в русской народной сказке «Медведь – липовая нога». Медведь в верованиях русских был хозяином леса, т.е. лешим. В русском фольклоре часто встречается образ медведя-героя: Ивашка Медвежье Ушко, Иванко Медведко, Василий Медведеух, способного совершить превосходящий человеческие силы подвиг. У русских Медвежье Ушко борется с Бабой Ягой – нечистой силой, хозяйкой нижнего подземного мира мертвых. Также прослеживается связь медведя с верхним, божественным миром, а также с нижним – миром мёртвых — через образы медведя-Велеса и медведя-лешего. У русских связь медведя с солнцем прослеживается по материалам обрядового фольклора: зимний солнцеворот связывали с поворотом медведя в берлоге на другой бок, а пробуждение медведя весной связывали с переходом солнца в активную фазу. Существует и новая концепция архетипического образа медведя, являющаяся следствием дальнейшей трансформации данного образа, характерная только для русского населения – это медведь-святой (Власий, Николай Мирликийский) [2, с. 269].
Что касается литературного наследия народов Севера и Сибири и Урала, то в ней сюжет встречи охотника с медведем в тайге является самым распространенным. Это обусловлено не только жизненным материалом, но и общностью фольклорного пласта культур многих сибирских народов, где медведь является священным животным, хозяином тайги и предком самого человека. Так, по свидетельству ученых, «древний культ или различные пережитки этого культа имеются у манси, хантов, нанайцев, нивхов, тофаларов, эвенков, эвенов, в мифологии и фольклоре которых медведь традиционно занимает одно из главных мест» [5, c. 195].
В алтайской мифологии медведь является творением Эрлика (в тюрко-монгольской мифологии владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых.). Также в алтайских мифах говорится о том, что медведь был в прошлом человеком. По другой легенде северных алтайцев, медведь раньше был настоящим сыном бога, богатырем. Похожую легенду можно встретить у народов ханты и манси: медведь произошел на свет через «обращение или видоизменение человека-богатыря» [3, с. 79]. Широкая распространенность культа медведя среди народов, принадлежащих к разным языковым группам, была обусловлена географией расселения, сходным бытом, условиями жизни.
Сегодня медведь является общим символом в целом для всей России. Это показывает и то, что в произведениях с сюжетом о медведе нет каких-то специфических отличий, обусловленных характером той конкретной национальной культуры, носителем которой является автор, поскольку, как только речь заходит о медведе, он неизбежно попадает в общее, единое для многих народов России тематическое поле, а повторяемость и ограниченная вариативность «медвежьих» мотивов и сюжетов задана как жизненным материалом, так и едиными мифологическими и фольклорными источниками. А культурное наследие народов, населяющих Россию, сформировало культурный слой, создало фундамент для глубинного понимания важности образа медведя. Таким образом, создаётся, по нашему мнению — сверхтекст, в котором сформировалось особое понимание и значение образа медведя как специфического феномена российской культуры, ставшего объединяющим народным символом. Ведь литературное творчество писателей коренных народов Севера и Сибири и Урала «возникло и развивалось в контексте русской культуры, то есть не в «герметичной» локальной среде, а в процессе диалога культур» [7, с. 204].
Данные наблюдения позволяют сделать предположение, что интерес к традиционной культуре в современном мире обусловлен многими причинами, одной из главных является – попытка сохранить этническую идентичность, обрести психологическую защиту в условиях глобализации, укрепить межнациональные связи, сберечь традицию.
Ю.Р. Романова
филолог, магистрант Алтайского государственного педагогического университета
Литература:
1. Калинина, И. В. Очерки по исторической семантике / И. В. Калинина. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-а, 2009. – 272 с.
2. Кошкарова Ю.А. Концепции образа медведя в русской ментальности // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 2. — С. 266-270.
3. Кучукова Д.А. Зооморфные образы в мифологии северных алтайцев: к проблеме этнокультурных контактов народов Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. — 2013. — № 2. — С. 21-26.
4. Махмутова Л.Ф., Ушакова Н.В. Медведь как символ России и как политический образ на Западе // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2012. — № 10 (Вып.1). — С. 109-115.
5. Непомнящих Н.А. Варианты сюжета «поединок человека с медведем»… // Сюжетология и сюжетография. — 2015. — № 2. — С. 194-205.
6. Семенова В.И. Зооморфизм в первобытном и традиционном искусстве как отражение древнего мировоззрения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 59-61.
7. Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской литературе. Новосибирск: Наука, 1982. — 228 с.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ