Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Анатолий Казаков. «Никандровна». Рассказ в наших традициях

Каждое утро, открывая глаза, Полина Никандровна Збруева, думала: что же сильнее нынче будет у неё болеть — ноги или сердце. Если сильнее болело сердце, то она знала, что пойдёт за хлебом и наберёт сразу две белого и две чёрного. Посушит в духовке на сухари две буханки, и тогда можно будет жить. Скорая помощь, когда было совсем невмоготу с сердцем, слава Богу, приезжала, делали уколы, давали таблеток, но вот в больницу, как она мечтала, не брали, такова была нынешняя жизнь. Однажды давление скакануло за двести, но по вызову машина скорой помощи не приехала. Напившись горстями таблеток, легла помирать. Читала про себя наизусть три молитвы «Отче наш», «Символ веры», «Богородица дева радуйся», больше наизусть она не помнила, давление снизилось, и Никандровна поняла, что пока останется жить на белом свете. Слишком набожной она не была, но изредка ходила в храм. Исповедовалась, причащалась. Батюшка Георгий, бывало, поругивал других прихожан, которые редко бывали на литургии. Но Полине Никандровне всегда говорил примерно следующее в те моменты, когда та сетовала, что де редко приходит:
— Да, что ты матушка, когда сможешь — тогда и приходи, я за тебя каждый день молюсь, об этом не печалься.
После исповеди, а затем и причащения святых тайн, Полине Никандровне становилось легче на душе. Отец Георгий каждый раз, завидев её сердешную в храме, обязательно велел трудникам храма отвести Збруеву в трапезную и покормить. Сам же вздыхал и молился, но такова жизнь наших священников, что у них каждый Божий день полно хлопот. Не раз дивились прихожане храма, что де батюшке-то и поесть совсем некогда…
Полине Никандровне Збруевой было семьдесят семь лет. Приехала в молодой строящийся тогда город по комсомольской путёвке, вышла замуж по любви, родились два сына — Артём и Данила. Только разница в возрасте была у сыновей в десять лет, такой вот сложный организм у человека. Быстро получили новенькую двухкомнатную квартиру. Интересно тогда было наблюдать за новенькими пятиэтажками, везут их на служебном автобусе с работы, и почти у всех на балконах велосипеды стоят. Купили и они с мужем Володей старшему Артёму велосипед под названием «Салют». Весёлая жизнь была в молодом городе — сюда приезжали самые известные артисты страны. Дети росли, ходили на секции: Артём на бокс, Данила, когда подрос, на борьбу. Это были годы самой счастливой жизни Полины, и так жили почти все, потому что были молоды, хорошая зарплата, и многое-многое другое — всё во благо человеку труда. В это трудно поверить, но так было. Рыбалка, грибы, ягоды, дружно семьёй на своём «жигулёнке», и опять же у очень многих семей такое было…
Афганистан, и их сын Артём погибает там, посмертно награждён Орденом Красной Звезды. У мужа Володи стало сильно болеть сердце, вскоре его не стало. Данилу мать после гибели сына вообще не хотела отпускать в армию, но не послушал, проходил срочную службу в десантных войсках. Вернувшись домой, женился, родилась дочь Лизонька. Девяностые годы — многие семейные браки рушились именно из-за нехватки денег. Завод, где Данила работал токарем, остановился, чтобы выжить, стал дальнобойщиком, появились деньги. Но однажды, вернувшись с долгого рейса, застал жену Ларису с другим. Хотел поначалу убить обоих, но расплакалась от ругани любимая его Лизонька. Про душевную боль пишут научные труды психиатры, многих спасает наша православная вера. Но ведь не всем помогает, не всем… Данила поначалу было запил, бросил дальнобоить, но душевная тоска давила, а выплеска ей не было. Именно это обстоятельство и послужило уйти воевать. Чудом остался в живых после первой чеченской. Полина Никандровна эти годы казалось не жила, силком заставляла себя хоть что-нибудь съесть. «Надо выжить», — думала мать солдата. Придёт Данила, а куда? Ежели я загнусь совсем. И дождалась, вернулся Данила. И тут же, повидав мать, понёс деньги дочери Лизе. Бывшая жена Лариса разрешала встречаться Даниле с дочерью по воскресеньям. Отец приводил свою дочку к бабушке, и то были действительно радостные моменты жизни Никандровны. Она пекла пироги с разными начинками, Данила очень любил с мясом и луком, Лизе больше нравились с клубникой. Во вторую чеченскую компанию Данила погиб, и, как и его старший брат Артём, был награждён орденом и медалью. Внучку Лизу увезли жить в Белгород, связи с ней у Полины Никандровны Збруевой никакой не было…
В этот день, а было 18 марта 2018 года, у Никандровны с утра болели ноги, с вечера она, приняв все таблетки и намазав обезболивающей мазью больные ноги, надеялась всё же хоть немного поспать, и действительно — в эту ночь ей удалось забыться на целых три часа. И нынче утром она дивилась этому, потому как почти не спала. Боль в ногах была постоянной, она только лишь усиливалась или на миг затихала. Но в это утро Полина Никандровна твёрдо решила идти голосовать за президента. По сердцу ей был Владимир Владимирович Путин. Немало удивилась она, что отец нынешнего Патриарха Кирилла Михаил тайно крестил маленького Володю. И вот теперь, солнечным весенним днём, Никандровна шла по улице, задумав, что после того, когда проголосует, купит в магазине творога и сделает вареники. И снова улыбка коснулась её морщин. Вспомнила отца Георгия, когда он говорил ей:
— В вашем возрасте, матушка, и во время поста всё можно, не слушайте никого, главное путь духовный. И уж кто-кто, а вы-то его точно достойно несёте.
— Да почему же? Я ведь грешница, батюшка?
Священник улыбался, обнимал Никандровну и старался спрятать от неё свои навернувшиеся слёзы. Вот ведь народ наш, не зря его раньше сердобольным называли. И не стал говорить слов, которые хотел сказать Никандровне: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», чтобы не расстроить свою прихожанку. А Полина Никандровна Збруева, проголосовав и вернувшись домой, наделала вареников и слушала по телевизору свою любимую группу «Любэ». К её любимым артистам, кроме Николая Расторгуева, относился ещё Сергей Безруков. Наутро Никандровна с радостью узнала, что победил тот, за кого она голосовала…

Рассказ этот вымышленный, и что же дало мне право написать его? Во-первых, я сын своего Отечества. Во-вторых, когда, проголосовав, я шел по посёлку, я встретил маму погибшего в Афганистане друга — Валентину Васильевну Орлову. Обнял, расцеловал очень дорогого для меня человека, поговорили о жизни. Валентина Васильевна шла голосовать за Путина. Её сыну Андрею был посмертно вручён Орден Красной Звезды и назван его именем бульвар, по которому кажинный день ходят наши земляки. Особенно гоже смотреть на идущих молодых мам с колясками. Нам, пережившим девяностые годы, особенно приятно видеть это, потому как, слава Богу, видим, что жива наша Родина. Как бы ни развивалась современная техника, а она действительно очень даже быстро развивается, ей не понять, что в душе у нашей русской женщины, потому как техника без души. И я низко склоняю свою голову перед всеми Матерями нашей страны, у которых погибли сыновья. Пока живы такие Никандровны, и мы будем жить…

Анатолий Казаков

 

Иллюстрация к рассказу с сайта — shanson.org


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика