Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Бесплатные ставки по промокоду: главные характеристики
- Фильм «Анора» (США, 2024) – американское «ах, Боже мой!»
- Александр Ралот. ««Солнце свободы» от благодарного народа». Рассказ — навеяно реальными событиями
- Иоланта Сержантова. «Чего ж…». Рассказ
- Литературоведческий анализ рассказа Александра Балтина «Дом теряет людей, как старая птица перья»
Жанна Щукина. «Последний шедевр Мастера о последнем Императоре России»
17.07.2018
К 100-летию расстрела царской семьи
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в полуподвальном помещении дома горного инженера Ипатьева была расстреляна семья последнего российского Императора Николая II.
Столетие, прошедшее с момента чудовищной и бессмысленной расправы, — не случай для торжества, но повод для покаяния и рефлексии.
В эпоху советского безжалостно-идиотического оптимизма было не принято не то, что б сомневаться в правильности содеянного извергами, но даже размышлять о причинно-следственных закономерностях (?) подобного исхода событий.
Время, в котором мы рождаемся и живем, неизбежно, хоть и не безбрежно, формирует нас. Мы не можем быть от него крылаты ВПОЛНЕ. Но в том и ценность, в том и значимость подлинного художника, что он способен мыслить и творить ВНЕ шаблонов, НАД схемами, ВОПРЕКИ, даже при этом открыто не вступая в очевидную конфронтацию.
Работа гениального Миши Брусиловского “Император Николай II” (2000-2014) представляется выражением апофеоза чувства и квинтэссенции мысли относительно событий, произошедших столетие назад. Настойчиво кажется, что, прежде чем создать полотно, художник долго размышлял не только над способом его живописного воплощения, но и над событиями, должными быть отображенными.
Вот что говорит о картине художественный агент, представляющий творчество Миши Брусиловского в ЕС Сергей Зуев:
-
Работу Миши Брусиловского «Император Николай II” я увидел сразу, как только она была закончена. В 2014 году Татьяна Брусиловская выслала мне ее изображение… Картина потрясла меня!!! По-моему, она наполнена множеством символов и скрытых смыслов, по-настоящему понятных только самому художнику. Но я считаю, что художник дает нам возможность самим попытаться осмыслить сюжет…
Это, например, и изображение неподвижных рук Императора, символизирующих как бы неспособность защитить сына – царевича Алексея, сидящего у него на коленях, и изображение дочерей царя, изображенных безликими, с нимбами и в одинаковых белых одеждах, что, на мой взгляд, подчеркивает единство линий их судеб, да и много всего другого….
Одной из самых важных деталей картины, является, я думаю, взгляд Императора. Он смотрит будто в никуда, но возникает ощущение, что он видит свою судьбу и понимает, что его ждет неизбежное… На одной из презентаций Миша Шаевич сказал, что это прежде всего картина о человеке, который не может противостоять обстоятельствам…
Замечу, что картина высоко оценена искусствоведами. Она экспонировалась в художественной галерее «Дубрава», в Ирбитском музее изобразительных искусств, в Доме Поклевских-Козелл, а к 98-летию расстрела царской семьи в Доме Ипатьева и, разумеется, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на ретроспективной выставке 2016 года, которая оказалась посмертной для Брусиловского. А еще, об этой работе снято несколько отдельных телевизионных сюжетов и написано множество статей.
Народный художник России Виталий Михайлович Волович, описывая картину на одной из презентаций, сказал:
-
Художник изобразил фигуру царя совершенно неподвижной. Царь на ней пребывает во власти надличных обстоятельств и понимает, что борьба бессмысленна. Среда вокруг фигуры царя наполнена шумом крыльев, столкновением различных форм, цветовыми диссонансами и в ней звучит музыка, конечно же, музыка скорбная, музыка реквиема, и в ней обозначается конец земного пути. Противопоставление неподвижной фигуры царя и пульсирующей мощной враждебной среды составляет одну из находок этой картины. Миша Шаевич изображает фигуру царя в цвете. Мундир, ордена – всё насыщено светом, но по мере приближения к лицу персонажа, краски тускнеют, лицо изображено лишенным красок жизни. Таким образом художнику удалось соединить в одной фигуре два явления: явление жизни и явление смерти. У меня лично эта картина вызывает ассоциации с античной трагедией.
Сергей Зуев говорит, что и сама история создания этой работы была чрезвычайно интересной:
-
Замысел картины возник под воздействием рассказов Петра Ермакова — одного из непосредственных участников расстрела Николая II и его семьи. Ермаков считается самой зловещей фигурой из исполнителей расстрела после Юровского. Еще до революции этот человек участвовал в нападениях на транспорт с деньгами, занимался вымогательством и даже обвинялся в убийстве… В 1917 году он организовывал отряды для изъятия имущества крупных землевладельцев, начинал первые расстрелы «контры» и участвовал в подавлении крестьянских восстаний. В своих воспоминаниях он писал, что лично расстреливал руководителей восстаний. После революции участвовал в Гражданской войне, позже работал в правоохранительных органах и занимал должность руководителя одного из мест заключений Уральской области…
1 комментарий
татьяна брусиловская
18.07.2018Дорогая Жанна!! Огромное спасибо Вам за Вашу вдумчивую, точную,так своевременно напечатанную статью о последних работах Миши Брусиловского, посвященных трагедии царской семьи.На протяжении всего творчества Мишу Брусиловского волновали темы судьбы,трагических обстоятельств,фатума…Работая, художник всегда надеется на отклик и внимание зрителей. И зрители по достоинству оценили эти полотна!! Но в силу известных обстоятельств ( 100-летия со дня трагедии) художник был уверен, что пишет картину, которая привлечет внимание и «официального» города. Города, где был расстрелян последний русский царь…Увы…Так бывает в судьбах художников и их произведений, но жизнь все расставляет по своим местам.
Спасибо Вам от всей нашей семьи!!
Спасибо Сергею Зуеву!
С признательностью Т.Набросова — Брусиловская.