Воскресенье, 22.09.2019
Журнал Клаузура

ИТАЛЬЯНСКИЙ МЕХАНИЗМ ОЗВУЧИВАНИЯ и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЛОГ

МАТЕМАТИКА ВОКАЛА
ТЕОРЕМА ГЛ-3

Все согласные – это разные шумовые звуки, за которыми закреплены определенные согласные, благодаря которым возникает то многообразие слов в различных языках, поэтому их логично характеризовать, как словообразующие. Кроме того, на общем фоне голоса, как доказывает теорема ГЛ-2, уровень громкости всех согласных стремится к нулю!!! Поэтому возникает необходимость их подзвучивания, на подобие звонких согласных.

Интересно высказывание итальянского маэстро Э. Барра: «Барра говорил, что когда звук голоса приобретает правильность резонаторной настройки и легкость – согласная полетит в зал вместе с гласной и слово будет достаточно разборчиво. Если преувеличивать произношение согласных, утрировать их, как это бывает у стареющих певцов, то голос потеряет верную резонаторную настройку и не полетит в зал. Так теряются и резонанс, и слово, и музыка, требующая инструментальности. Отсюда – тезис Барра: «мелодическое пение не может быть разговорным».

Хочу немного уточнить, что понятие «голос» и «верная резонаторная настройка» относится к любой гласной, которую певец пел, поет или будет петь. Не зря Барра говорит «согласная… …вместе с гласной».

Тонкость этого высказывания заключается в том, что слово «вместе» требует, как минимум одновременного формирования гласной и согласной(ых) слога. Возможно ли, реализовать эту одновременность на текстовом материале – это с одной стороны? С другой стороны – что этому объединению мешает?

Отвечаю: реализовать эту одновременность на текстовом материале мешает, прежде всего, написание речевых слогов слов на бумаге!!! Это своеобразная визуальная программа, «вбитая» в наше подсознание за долгие годы обучения чтению и письму – это программа последовательного написания фонем на бумаге и их последовательного прочтения, в результате которых образуются слова!

Сами посудите, читая слово, мы читаем его по слогам, в которых всегда стоит сначала беззвучная согласная(ые), а только потом гласная! Таким образом, фраза Барра, что «гласная понесет согласную(ые), реализовать не получится потому, что в последовательном произнесении фонем слога, когда начинает произноситься гласная, то согласной(ых) уже нет – она(и) уже произнесена(ы)!!!?

В момент произнесения согласных, в силу их беззвучности, доказанной в теореме ГЛ-1, возникает своеобразная звуковая «дыра» в больше или меньшей степени, что зависит от того, какая согласная или группа согласных произносится в этот момент в слоге. Чем длиннее согласная, тем больше звуковая «дыра» и наоборот….

Длинными согласными являются такие согласные, как м, в, ф, з, л, н, р, ц, с, й, ж, ч, ш, щ, х. На этих согласных особенно прослушиваются запаздывание включения (атаки) гласных. То есть то, что, по мнению Барра, может «понести» СОгласные в момент произнесения СОгласных ОТСУТСТВУЕТ!!! Не забывайте, что аккомпанирующий аккорд звучит ярко именно в момент атаки, то есть в самом начале слога, то есть в момент произнесения беззвучных согласных. Таким образом, аккорды забивают согласные, а так как гласная произносится после согласной слога, то «нести» согласные нечему!!!

Вывод: для реализации итальянского понимания механизма озвучивания согласных необходимо гласные формировать в момент произнесения беззвучных согласных!!! Привычный способ написания слогов слов на бумаге и их считывание-произнесение не может организовать, а точнее не дает организовать, итальянский механизм озвучивания!!!

Параллельный слог…

Для борьбы с заведомо неверной «программой», которой соответствует привычное написание слов, необходимо, прежде всего, чтобы перед глазами певца стояла правильная программа. Для этого надо весь текст переписать на бумагу параллельными слогами!!!! Что же это за параллельный слог?

Вспомните из школьной математики неправильные дроби, в которых есть числитель и знаменатель. Подобно написанию неправильной дроби, согласные я буду писать в числителе, а гласные в знаменателе. Неправильная дробь (рисунок 2). Например, фраза из ариозо Ленского: «Что день грядущий мне готовит…» При таком написании любая фраза будет писаться не одной строкой, как обычно, а сразу двумя. В верхней строчке окажутся все согласные, а в нижней – все гласные. Для более правильного восприятия глазами двух строчной фразы, необходимо каждую гласную слога сдвинуть влево(!) так, чтобы она визуально оказалась впереди согласных своего же слога. Такое визуальное опережение будет подсознательно восприниматься, как технологическая визуальная программа пропевания гласных из вокальных слогов с опережающим их формированием…. Таким образом, можно технологически осуществить механизм итальянского озвучивания, и ГЛАСНАЯ сможет «понести СОгласную» !!!

От владения механизмом озвучивания зависит возможность реализации этой технологии, и это связано с тем, ГДЕ певец формирует гласные? Если откровенно во рту – в области беззвучных согласных, то эта технология не получится! Ротовое формирование гласных можно увидеть по ротовым движениям и положению губ при пении произведений.

В технологии пения параллельными слогами больше психологических аспектов, чем технических или физиологических. Проще говоря, надо «упереться взглядом» в гласные, находящиеся в нижней строчке, не думая, не обращая внимания на СОгласные в верхней строчке…! Не волнуйтесь, согласные будут прочитаны боковым (периферическим) зрением, тем более, что практически Вы текст давно уже знаете. Кроме того, наш артикуляционный аппарат за долгие годы жизни настолько натренирован произносить согласные, что если Вы не будете вмешиваться в его работу, что связано с понятием «выговаривать», то он все равно и без Вас прекрасно справится с этой работой.

Вы, конечно, переживаете за свою дикцию, за ее четкость, так как ее всегда требуют и концертмейстер, и дирижер, и режиссер и просто зрители! Именно от них зависит успешность Вашего профессионального продвижения…. Но даже в этом аспекте, то есть с необходимостью четкой дикции, не все так однозначно…!

Дело в том, что понимаемость вокального текста напрямую не связана с четкостью согласных – это необходимое условие хорошей понимаемости, но недостаточное, даже более чем недостаточное, чем Вы можете себе представить. Этот факт был подробно разобран в моей книге «Сложное искусство петь просто…» и в книге «Сложное искусство петь просто…. От теории к практике», и будет доказан ниже в теоремах дикции ниже…!

С одной стороны, получить четкую вокальную дикцию не просто, а с другой – ОЧЕНЬ ПРОСТО! Одной из сторон этой «простоты» является необходимость перехода на итальянский механизм озвучивания, то есть параллельному написанию слогов слов – это своеобразное структурирование речевого слога!!! Переход к написанию текста параллельными слогами позволяет получить визуальную программу, придерживаясь которой можно, в большей или меньшей степени, организовать и реализовать тезис Э. Барра! Таким образом, технология структурирования обычного речевого слога позволяет получить параллельный речевой слог, который уже подходит для пения (Рис. 2).

Сергей Богаченко


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика