412 спектаклей, которые посетили более 135 тысяч зрителей, 8 премьер, гастроли в 15 городах России и за рубежом, несколько театральных фестивалей на своей площадке, XVI-ый Фестиваль театров малых городов России, различные благотворительные проекты – всё это и не только Театр Наций в сезоне 2017-2018.
«Самим не верится, сколько сделали, — с довольной улыбкой сказал об итогах прошедшего сезона художественный руководитель Театра Наций народный артист России Евгений Миронов на пресс-конференции к открытию нового сезона, — но мы успеваем, интересно нам так что ли?»
И это в столь сложное время! Однако, один из партнёров театра, соучредитель Фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова считает, что для мира искусства и театра лёгкого времени не бывает вовсе. «Трудности просто меняются, — сказала она, — но при этом художник всё время стоит перед вызовами времени, но это всегда прорывы, какие-то новые территории, новые смыслы, прозрения. Театр Наций создаёт новую среду, он создаёт площадку, на которой формируется новый театр, новый язык театра, новые зрители, новые критики. И без этого, без таких мощных институций никакая полноценная жизнь невозможна».
Евгений Миронов, Ирина Прохорова, Робер Лепаж на пресс-конференции к открытию сезона
Новый сезон тоже обещает быть очень насыщенным. Уже на пресс-конференции случился сюрприз – там оказался Робер Лепаж, который объявил, что у него образуется с Евгением Мироновым новый проект, озвучивать который, правда, ещё рано. Известный как человек мира и постоянный гастролёр, канадский режиссёр сообщил, что осенью следующего года открывает стационарный театр под названием «Диамант».
Первая премьера Театра Наций нынешнего сезона – «Театр чудес» в постановке Дениса Бокурадзе, которого московский зритель знает как постоянного участника «Золотой маски» и Фестиваля малых городов России. Спектакли руководимого им новокуйбышевского театра-студии «Грань» неоднократно выигрывали гран-при ФТГМР и, как призёры, были показаны в бывшем Театре Корша.
Сцена из спектакля «Театр чудес» (актёры Юлия Бокурадзе и Сергей Поздняков). Фото: Мария Зайвый
В основе «Театра чудес» три интермедии Сервантеса, сквозной темой которых стала любовь. Любовь – тема вечная, но такая разная. И как здорово смотреть как она возвращает героев друг к другу, преображает человеческое сердце.
«Этот спектакль для меня – вторая часть триптиха о любви, — говорит режиссёр. – Первая, наш «Корабль дураков», была посвящена любви плотской. А Сервантес – любовь поэтическая. Вас ждут чудеса, но не технические, я здесь делаю ставку на актёра, ведь настоящее чудо в театре – именно он».
В задумках Бокурадзе, конечно же, и третья ипостась – любовь безусловная, божественная.
«Мы начнём с премьер на Малой сцене и в Новом пространстве, затем новые спектакли на Основной сцене, — сказал журналистам Миронов. — Большой упор делаем на детскую тему. Первой в Новом пространстве зрители увидят «Снегурочку» режиссёра Олега Долина. И, если «Синяя синяя птица» — масштабный проект, то теперь будем говорить с детьми один на один, чтобы можно было погрузиться глубоко и там утонуть».
Сцена из спектакля «Снегурочка» (Снегурочка — Полина Виторган)
Итак, вслед за «Театром чудес» и «Снегурочкой» сентябрь подарит «Таинственную историю с привидениями» по мотивам мистической повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» в постановке Полины Стружковой, продолжится начатый народным артистом России Авангардом Леонтьевым проект «Наше всё…» — на сей раз это будет Анна Ахматова в исполнении Дмитрия Сердюка.
В октябре в рамках XIII Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» зрители смогут увидеть спектакль-променад «Домашние танцы» (автор концепции и хореографии Николь Сайлер).
Декабрь подарит премьеру режиссёра Светланы Земляковой «Любовницы» по роману Эльфриды Елинек, где главные роли исполнят ученицы профессора Олега Кудряшова Наталья Ноздрина и Елена Николаева.
Январь – это «Последний дворец последнего царя» в постановке Михаила Патласова. Февраль- «Стиляги» Алексея Франдетти. По словам режиссёра, это не будет буквальный повтор известного фильма, работа будет очень масштабная и очень дорогая. В апреле Евгений Писарев представит «Тартюфа», а в мае Андрей Могучий премьеру спектакля по прозе современного писателя Романа Михайлова.
Последний месяц весны также станет началом репетиций спектакля «Дядя Ваня». Этим займётся один из лидеров современной французской режиссуры, художественный руководитель парижского театра «Одеон» Стефан Брауншвейг.
И снова Театр Наций ждут гастроли (Красноярск, Петрозаводск, Чита, Таллин, Череповец, Южно-Сахалинск, Долинск, Корсаков, Невельск, Холмск, Пыть-Ях, Рига, Новый Уренгой, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Тольятти, Томск).
Театр примет участие в фестивале «Золотая маска в Прибалтике», фестивале NET, Стамбульском театральном фестивале и др.
XVII Фестиваль театров малых городов России пройдёт весной 2019 г. в городе Камышин Волгоградской области.
На выставке «Аз 444»
8 сентября в Новом пространстве Театра Наций открылась уникальная выставка «Аз 444». Именно в этот день 444 года назад во Львове Иван Фёдоров напечатал первую русскую азбуку. «Её оригинал хранится в Гарварде, и привезти его невозможно, — говорит директор Театра Наций Марина Ревякина, — но наши замечательные художники, архитекторы, графики придумали очень интересную выставку из более ста произведений. В экспозиции представлены факсимиле букв, составляющих слово «азбука» из русских азбук различных эпох».
«Бродский говорил, что время боготворит язык, — продолжает один из кураторов выставки Андрей Чернихов. – И в этой истории это самое интересное. Здесь буквы, в частности, извлечённые из азбук Истомина, Бенуа, Маяковского, Хлебникова с Петром Митуричем. Здесь некая азбука азбук, огромное разнообразие, где, скажем Хлебников говорит о том, что человечество, наконец, должно заговорить на едином космическом языке, а азбука Маяковского, что раздавалась идущим на фронт красноармейцам, громит в пух и прах буржуинов. А в основе – истоминская азбука, где буквы визуализировались через образы, ставшая основой для последующих букварей».
«Выставка интересна всем, и, конечно, школьникам, — говорит куратор выставки Михаил Погарский. – В принципе малыши воспринимают многие образы гораздо более легко, нежели взрослые. Ребёнок гораздо ближе к пониманию художника, чем взрослый человек, старшие видят не всё».
Выставка продлится до 27 сентября. Отличный повод познакомиться с очень уютным Новым пространством театра для тех, кто там ещё не был.
Фото: Ира Полярная, Мария Зайвый
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ