Сергей Богаченко. «ТЕОРЕМЫ ДИКЦИИ»
19.09.2018
/
Редакция
Высшим достижением вокального умения в Италии является достижение речевой интонации в пении. Как говорят сами итальянцы: «Только единицы мастеров достигают этого уровня!» В силу выше доказанной теоремы ГЛ-1, которая требует перенести акцент в пении на голосовые гласные, возникает правомерный вопрос о степени необходимости четкой дикции.
Как правило, с понятием «дикция» связана четкость произнесения СОгласных фонем. И тому есть своя логика, связанная со слогом – это то, что на каждую гласную слога приходится от одной до пяти согласных. Таким образом, естественно, что их четкость является определяющей. Но это на первый взгляд!
Как говорит аксиома ГЛ-1, что там, где нужен голос, там должны доминировать голосовые гласные! Возникают взаимоисключающие необходимости вокального умения – так, что важнее, ГЛАСНЫЕ или СОгласные?! Погонитесь за дикцией – потеряете голос! Погонитесь за гласными – потеряете дикцию…! Таким образом, возникает необходимость разобраться в «тонкостях» дикции.
Хочу сразу Вас предупредить, что этих тонкостей в этом, казалось бы, очевидном вопросе о необходимости четкой дикции более, чем предостаточно! Напомню, что нас с Вами, как вокалистов, интересует, прежде всего, голос, то есть голосовые ГЛАСНЫЕ, и КАК от их ЧЕТКОСТИ зависит ЧЕТКОСТЬ ВОКАЛЬНОГО ТЕКСТА! Итак, теоремы дикции!
Теорема ДЦ-1
Недооценка четкости ГЛАСНЫХ и ОСОБЕННО
УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ – это БОЛЬШАЯ ОШИБКА
Искажение ГЛАСНЫХ в словах…
Возьмите любое слово, состоящее из двух, трех или более слогов, и начните изменять сначала неударную гласную…. Например, слово «первый». Получим следующие варианты: «первой», «первуй», «первай», «первэй», «первий». (Я не беру в расчет йотированные гласные: я, е, ё, ю). Таким образом, изменения только одной неударной гласной приводит к искажению целого слова! В этом случае слово худо-бедно еще можно узнать или разобрать, но произношение слов с искажением неударной гласной похоже на речь иностранца с акцентом. Слова начинают отклоняться от норм речевого произношения, и это с точки зрения вершин итальянского вокала, вариант неудовлетворительный! Не зря итальянцы вообще не приемлют искажение гласных. Это можно прочитать в научных трудах и автобиографических изданиях по вокалу выдающихся певцов и педагогов староитальянской и современной итальянской вокальной школы, и увидеть во многих видео мастер-классах по вокалу в Интернете….
Искажение УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ в словах
Теперь попробуем заменить ударную гласную. Получим следующие варианты: «пОрвый», «пАрвый», «пУрвый», «пИрвый», «пЭрвый». Как видите, при замене ударной гласной слово кардинально изменяется, что его вообще невозможно узнать! В этом случае можно говорить о фатальном искажении слова.
Теперь возьмем пару длинных слов и будем менять ударную гласную, например, «сожалЕние» и «примирЕние». Получим варианты: «сожалАние» и «примирАние», «сожалОние» и «примирОние», «сожалИние» и «примирИние», «сожалУние» и «примирУние», «сожалЫние» и «примирЫние». Можно еще подставить и йотированные гласные, получим следующие варианты. «сожалЮние» и «примирЮние», «сожалЯние» и «примирЯние», «сожалЁние» и «примирЁние» …
Как видите ситуация с изменением УДАРНОЙ гласной создается фатальная! Слова искажаются до неузнаваемости! Такая ситуация при искажении гласных складывается в отношении любого слова! Поэтому недооценка четкости ГЛАСНЫХ и особенно УДАРНЫХ гласных – это большая ошибка.
Если гласные не успевают четко сформироваться, независимо от причин, то возникает что-то, усредненное между всеми гласными. К сожалению, «усредненное» или редуцированное звучание гласных носит негативное последствие не только для четкости вокальной речи, но и для сценической речи и даже просто бытовой речи.
При редуцировании гласных в слогах любого слова звучать будет что угодно, только не «А», не «О», не «У», не «И», не «Э» и не «Ы»! Следовательно, разобрать, какие слова поет певец будет достаточно трудно! Это случай, как я говорю, когда букв много, то есть дикции много, но понять, о чем поет певец, будет сложно…! Я уже не говорю об оркестровом «фоне», на котором происходит вокальная речь!
Таким образом, Вы видите насколько важно научиться формировать четкие гласные в словах, и особенно ударные гласные! Если они нечеткие, то узнать зрителям слово в процессе пения, да и не только пения, но и в процессе сценической речи, даже при четкой дикции, под которой, прежде всего, понимается четкость СОгласных, будет сложно!
Таким образом, теорема ДЦ-1 доказывает, что для получения четкой вокальной речи необходимо четко пропевать ГЛАСНЫЕ и особенно УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ! Этой теоремой смещается акцент с четкой дикции СОгласных на четкость ГЛАСНЫХ и особенно УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, то есть в сторону ГОЛОСА-ГЛАСНЫХ!!!
Практическое применение теоремы ДЦ-1
Если вы хотите улучшить свою речь и вокальную в частности, для начала обратите свое внимание на свои гласные, и особенно на ударные гласные!
Сделайте гласные и четче, и громче согласных! Таким образом, при пении вы перенесете акцент с беззвучных согласных на голосовые гласные, как того требует аксиома ГЛ-1 «о беззвучности согласных», коэффициент полезного действия (КПД) голосообразования значительно повысится.
Но здесь есть «небольшой» нюанс – это ГДЕ Вы строите ГЛАСНЫЕ? Если во рту, то эта тенденция будет выражена слабо, а в верхнем регистре наоборот может проявляться форсированность. Если в ГЛУБИНЕ ротоглоточного пространства (глотке или трахее), то эта позитивная тенденция (повышение КПД) будет выражена ЯРКО, и на верхнем регистре форсированность не возникнет!
Сделайте ударные гласные и четче, и громче, и длиннее СОгласных! Это удержит слово от фатального искажения! Вот такое тройное усиление УДАРНЫХ ГОЛОСОВЫХ ГЛАСНЫХ…!!!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ